Экономические функции государства. Органы регулирования и управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Файлы: 1 файл

Кр Гос регулирование экономики.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Хабаровский государственный  технический университет»

 

 

 

Кафедра ЭУХЛК

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Государственное регулирование экономики

На тему: Экономические  функции государства. Органы регулирования  и управления экономикой

 

 

 

 

               Выполнила студентка

            Первого года обучения

            Специальность ФК(в)

            Шифр 10041034843

            Успенская Е. Ю.

            Проверил Глухов А. И.

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

    Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

    Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и  принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное  распределение   ресурсов.

Государство организует производство товаров и услуг, которым  не занимается частный сектор. Оно  создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство  гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные  виды помощи малоимущим и т.д.

 

    Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. 
    В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерны свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ. 
    Существует два основных экономических метода государственного регулирования: 
1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества; 
2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом. 
    Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления: 
1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.         Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей. 
    Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги. 
Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Государственное регулирование экономики  представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, направленных на обеспечение поддержания или изменения экономических явлений и их связей. Государственное регулирование экономики основывается на использовании законодательной базы, широком использовании системы централизованного финансирования, бюджетных отношений, на применении экономических санкций и стимулов. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения отраслевого и регионального развития и т.д. Государство само в том числе является самым крупным субъектом рынка, выступая на стороне и покупателей и продавцов.

Необходимость государственного регулирования  экономического сектора обусловлена  следующими основными факторами:

1) общественным характером производства  и усложнением межотраслевых  связей;

2) поддержанием рациональных межотраслевых  и межрегиональных пропорций;

3) развитием государственного сектора;

4) предотвращением кризисов;

5) стимулированием инновационного  развития и фундаментальной науки;

6) защитой экономики от отрицательных  последствий глобализации[71].

Цель государства в современной  рыночной экономике – создание условий  для его эффективного функционирования и устойчивого развития.

Таким образом, генеральная цель государственного регулирования экономики заключается в обеспечении экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укреплении существующего строя, адаптации его к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики предполагает воздействие органов государственной власти в целях достижения поставленных целей и общественно полезных результатов для обеспечения основ хозяйствования, контроля параметров воспроизводства и денежного обращения, формирования социальной инфраструктуры, поддержки сбалансированности и равновесия в обществе и экономике.

     Экономические методы регулирования предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. С этой целью используются:

• бюджетная  и фискальная политика;

• денежно-кредитная  политика;

• прогнозирование, программирование и планирование.

    Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

    Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

    Важной формой государственного регулирования являются прогнозирование, программирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации после кризисной стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики на довольно продолжительную  перспективу.

    Органом государственного регулирования российской экономики является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Министерству отводится ведущая роль в проведении государственной социально-экономической политики; развитии предпринимательской деятельности, политики земельных отношений и территориального зонирования; закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

На министерство возложены полномочия по формированию и регулированию  межгосударственных и федеральных  целевых программ, разработке и реализации ведомственных целевых программ, подготовке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет разработку и проведение государственной политики обеспечения устойчивого развития страны, политики в области мобилизационной подготовки экономики, внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг, обеспечивает благоприятные условия для доступа российских товаров на внешний рынок, содействует привлечению иностранных инвестиций, осуществляет определение принципов и методов регулирования социально-экономической сферы, реализацию государственной структурной, экономическое обоснование федеральных государственных нужд.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федерального агентства по государственным  резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение бюджетной, налоговой, валютной политики, финансового обеспечения государственной службы и координирующим деятельность иных органов в этой сфере, является Министерство финансов Российской Федерации.

Роль Министерства финансов в государственном регулировании экономики состоит в разработке проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета России, а также исполнении федерального бюджета; проведении бюджетной политики; проведении политики в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг; разработке и реализации политики формирования структуры государственных заимствований и выполнении других функций.

Министерство  финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.

Органы  государственной власти используют целый набор инструментов, рычагов и иных средств воздействия на экономику государства, которые в совокупности составляют методы государственного регулирования экономики. Использование данных инструментов зависит от органа управления, выбранной стратегии, направления развития, состояния общества.

Под методами государственного регулирования понимаются действия по преобразованию и совершенствованию  функционирования экономики в целом  или ее отдельно взятых отраслей и  предприятий, а также решающие определенные конкретные задачи. Методы государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические методы.

Административные  методы основываются на силе и авторитете государственной власти. Административные методы подразумевают прямое воздействие  на производственные процессы, воздействие на непосредственные параметры воспроизводства. Экономические методы подразумевают использование рыночных инструментов воздействия на интересы товаропроизводителей. Разграничение между административными и экономическими методами в определенной мере условно. Любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования, и наоборот.

Административные методы выполняют разрешительные, принудительные и надзорные функции и оказывают управляющее воздействие на объект управления в виде нормативных правовых актов и иных директивных документов. Административное регулирование целесообразно, прежде всего, применять в случае необходимости ограничения свободы отдельного субъекта в интересах государства в целом.

Информация о работе Экономические функции государства. Органы регулирования и управления экономикой