Экономические функции государства. Органы регулирования и управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Файлы: 1 файл

Кр Гос регулирование экономики.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Государственная регистрация представляет собой занесение в государственный регистр вновь созданных или преобразованных организаций, а также выдачу им регистрационных удостоверений. Государственная регистрация проводится с целью проверки законности создания организаций, их учета и придания юридической силы деятельности таких организаций, а также ставит своей задачей учет новых потенциальных налогоплательщиков.

Государственное лицензирование представляет собой выдачу на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления установленных операций. Лицензирование осуществляется в целях защиты интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения принятых норм и других правил.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» стандартизация представляет собой деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Государственное управление стандартизацией, включая  координацию деятельности различных  органов этой сферы, направлено на осуществление  контроля и надзора за соблюдением  государственных стандартов, утверждение общих организационно-технических правил проведения работ по стандартизации.

К числу  нормативных документов по стандартизации относятся государственные стандарты, международные стандарты, правила  и нормы, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий и др. Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на всех стадиях разработки, производства и использования продукции.

Сертификация представляет собой деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов на едином товарном рынке, содействия в выборе продукции, контроля безопасности продукции, подтверждения показателей качества продукции. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям.

Государственная политика в области  сертификации направлена на установление общих правил и рекомендаций по сертификации, осуществление регистрации систем сертификации и знаков соответствия.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2002 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц исключительно на возмездной основе, то есть за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Приватизация как средство государственного регулирования экономики осуществляется в целях обретения эффективных собственников, активизации фондового рынка, решения бюджетных проблем.

Основными целями приватизации являются обеспечение функционирования свободного рынка, создание стимулов к предпринимательству, повышение производительности труда. Приватизация способствует концентрации деятельности государства на проблемах социального развития, освобождая государственный аппарат от деятельности, направленной на реализацию производства.

    Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, опирающихся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, препятствие монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольная политика государства  опирается на антимонопольное законодательство. Оно выступает в роли системы  правовых норм и институтов, комплекс нормативных правовых актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и монополистических действий. Антимонопольная политика призвана обеспечить защиту потребителя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений и стимулов.

Среди мер антимонопольной политики можно отметить упрощение процедуры  создания предприятий, предоставление льгот мелкому и среднему бизнесу, налоговые льготы для производителей, выходящих на монополизированные рынки, стимулирование диверсификации производства; применение санкций к монопольным структурам, регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий.

Антимонопольная политика государства  должна защищать интересы общества и малого бизнеса от несовершенной конкуренции, а также включать в себя меры по созданию свободного экономического пространства.

Таким образом, сфера административных методов регулирования экономики  достаточно широка. Главным требованием использования административного регулирования является недопущение выхода государства за экономически обоснованные границы, что может привести к превращению в централизованную экономику.

Использование экономических методов приводит к созданию экономической заинтересованности у хозяйствующих субъектов, к воздействию посредством экономического стимулирования, при котором государство становится инициатором развития рыночных отношений, конкурентной среды, использования общепризнанных мировых правил.

Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства по организации и использованию финансовых средств для осуществления государственных функций. Финансовая политика затрагивает финансовое законодательство, финансовую систему государства, формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование, управление денежным обращением, распределение финансовых средств между группами населения, отраслями деятельности и регионами.

Главными задачами финансовой политики являются:

• обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

• установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

• сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

• достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

• создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

• формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика государства  подразделяется на две формы: фискальную и бюджетную.

Фискальная политика связана с  мобилизацией денежных ресурсов посредством  налогообложения физических и юридических  лиц и последующим использованием этих ресурсов для решения социальных, экономических, политических и иных задач. В целом фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий по управлению финансовыми ресурсами государства, их использованию в целях решения социально-экономических проблем страны. Основная задача фискальной политики заключается в мобилизации, привлечении необходимых государству денежных средств, а также их распределении и обеспечении применения этих средств по назначению.

Бюджетная политика имеет своей задачей регулирование бюджета. Бюджетная политика государства ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Целями бюджетной политики являются макро-экономическая сбалансированность, устойчивые темпы экономического роста, высокая эффективность государственных расходов, уменьшение социального неравенства. Чаще всего задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного дефицита, способного привести к росту государственного долга, повышению инфляции, росту социальной напряженности. В условиях благоприятной экономической ситуации профицит бюджета, то есть превышение государственных доходов над расходами, может быть направлен на погашение долговых обязательств государства, реализацию социальных мероприятий, создание резервных фондов.

Налоговая политика – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот.

Основная задача налоговой политики состоит в обеспечении финансирования государственного бюджета посредством  поступления денежных средств за счет уплаты налогов. Однако в основу налоговой политики должны закладываться рациональные налоговые ставки, поскольку увеличение налогов за определенные пределы начинает тормозить производство и приводит к уменьшению доходов бюджета. Нерациональное снижение налоговых ставок также не дает положительных результатов. Определение налоговых ставок должно сочетаться с изменением соотношения между налогами, прогрессивным и пропорциональным обложением, неминуемостью ответственности за нарушение налогового законодательства.

За счет налоговой политики государство  стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает отдельные виды производств и целые отрасли, оказывает воздействие на структуру потребления, необходимую для общества и государства инфраструктуру.

Государственная инвестиционная политика представляет собой систему мер государственного регулирования экономики, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов.

Государство проводит инвестиционную политику двумя способами:

• путем формирования и распределения по отраслям, регионам и программам государственных инвестиций из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных государственных фондов, бюджетов развития;

• посредством регулирования инвестиционной деятельности, стимулирования инвестиционных процессов, создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Государственные инвестиции представляют собой государственные средства, вкладываемые в развитие экономики, отвлекаемые от текущего государственного потребления в целях обеспечения поддержания производства, социальной сферы и экономического роста.

Внешнеэкономическая политика представляет собой проводимую правительством страны государственную политику в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических программ.

Управление внешнеэкономической  деятельностью определяется национальными  стратегическими задачами. Используя  рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализацию субъектами хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, предотвращает использование недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке. Посредством внешней политики государство обеспечивает эффективный обмен и сотрудничество с другими странами.

Внешнеэкономическая политика страны позволяет решать следующие задачи:

• приобретать недостающие в стране товары и услуги;

• участвовать в мировых экономических процессах;

• использовать внешние рынки для продажи экспортируемых товаров и услуг;

• заимствовать лучшую практику зарубежного опыта;

• использовать иностранные инвестиции и кредиты.

В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической  политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль.

Государственный заказ – это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ для реализации государственных нужд.

Основными принципами размещения государственного заказа являются:

• законность деятельности государственных заказчиков;

• эффективность размещения государственного заказа;

• равенство поставщиков и справедливость;

• прозрачность и открытость процедуры размещения государственного заказа;

• осуществление контроля над процессом размещения государственного заказа.

Государственными заказчиками  могут выступать государственные  органы, государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджета, осуществляющие от лица государства закупки продукции, товаров, услуг для государственных нужд. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в  форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос  котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных  биржах).

Использование государственного заказа обеспечивает следующее:

• повышение конкуренции между производителями, что способствует увеличению эффективности и качества производства;

• развитие промышленности и предпринимательства, рост экономики вследствие повышения спроса на товары и услуги в стране;

• обеспечение реализации товаров и услуг, производимых отечественными товаропроизводителями и предпринимателями.

Основное содержание управления государственными закупками состоит в выделении  областей закупок, то есть установлении основных видов товаров и 

Информация о работе Экономические функции государства. Органы регулирования и управления экономикой