Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование структурных сдвигов в современной российской экономике
В рамках данной курсовой работы будут решены следующие задачи:
 исследованы теоретические аспекты макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов;
 Исследованы тенденции российской экономики в условиях структурных сдвигов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблемы макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов 5
1.1. Закономерности взаимосвязи и взаимовлияния рынка и государства 5
1.2. Экономический рост как объект государственного регулирования 14
Глава 2. Структурные сдвиги в современной российской экономике 20
2.1. Реальный сектор экономики: факторы и тенденции 20
2.2. Развитие Российской промышленности 25
Заключение 29
Список литературы: 31

Файлы: 1 файл

Левин Экономические функции государства.doc

— 781.50 Кб (Скачать файл)


 

Экономические функции государства

 


Оглавление:

 

Введение

Глава 1. Проблемы макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов

1.1. Закономерности взаимосвязи и взаимовлияния рынка и государства

1.2. Экономический рост как объект государственного регулирования

Глава 2. Структурные сдвиги в современной российской экономике

2.1. Реальный сектор экономики: факторы и тенденции

2.2. Развитие Российской промышленности

Заключение

Список литературы:

 



22

 

Введение

 

Актуальность темы.

Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и форм деятельности — декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.

По определению профессора Чепурина, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и без личностном механизме ценовых сигналов[1]. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.

По определению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг[2].

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

В настоящее время в России стоит проблема обеспечения условий долговременного устойчивого экономического роста. В связи с этим тема курсовой работы актуальна.

Целью данной работы является исследование структурных сдвигов в современной российской экономике

В рамках данной курсовой работы будут решены следующие задачи:

      исследованы теоретические аспекты макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов;

      Исследованы тенденции российской экономики в условиях структурных сдвигов.


Глава 1. Проблемы макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов

 

1.1. Закономерности взаимосвязи и взаимовлияния рынка и государства

 

Процесс взаимодействия бизнеса и государства относится к числу сложных феноменов развития человеческого общества. Особую многогранность, а порой и остроту данное явление приобретает в условиях трансформируемой экономики, в рамках которой далеко не все компоненты рыночной системы смогут достичь должного состояния развития. Экономика формирующегося рыночного типа представляет собою сочетание рыночной системы, не достигшей сбалансированного состояния, и государственного хозяйства, достаточно сильно деформированного после начала трансформации и пребывающего в стадии постепенного восстановления своих функциональных возможностей.

Следует признать, что в условиях каждой экономической модели (рыночной или централизованной) складывается определенный баланс сил и потенциалов между двумя институтами - экономикой (рынком) и государством. Для каждого случая характерно свое соотношение потенциалов. Экономическая теория (будь то либеральное, прежде всего - неоклассическое течение, или же марксистская экономическая концепция) в каждом случае выдвигает свои аргументы в пользу обоснования наиболее целесообразного соотношения потенциалов между институтами хозяйства и государства.

Практика развития централизованной экономической модели показала, что вариант принятого, как аксиома, взаимодействия чрезмерно сильного государства (впитавшего в себя не только ролевые направления общего организатора, но и несвойственные для государства черты производителя), с одной стороны, и крайне слабого рыночного варианта хозяйства - с другой, оказался неэффективным и несостоятельным. По сути дела, в конце XX в. произошел сбой в развитии определенного сектора мирового хозяйства. Ряд стран, прежде отвергавших полноправную рыночную экономику, изменил стратегическое направление своего развития[3]. В итоге начала складываться новая система взаимосвязи двух указанных институтов.

Вполне понятно, что взаимодействие рыночной системы и государства в достаточно оптимальном варианте сложилось в системе развитых стран. Однако в условиях трансформируемой экономики этот параметр связан со значительными проблемами, поскольку пока еще не созрела полностью рыночная система, относительно слаб еще и институт государства. Трудности, которые возникли в России в области формирования оптимального соотношения двух институтов, обусловлены дополнительными обстоятельствами. Так, не следует упускать из виду такое обстоятельство, как состояние экономического мировоззрения населения. Если, например, в странах Восточной Европы общественный менталитет был гораздо более «уступчив» реалиям рынка, то для России (более 70 лет находившейся в значительной изоляции от влияния Запада) положение было иным. Антирыночные настроения стали традицией. Следует исходить из того факта, что хозяйственная система - не только совокупность ресурсов, конкурирующих структур, трансакций, но и сумма взглядов, привычек и традиций .

Тот факт, что в жизни российского общества в последние годы происходят заметные перемены, свидетельствует о том, что страна также нуждается в переосмыслении некоторых параметров - как экономической, так и социальной жизни. На этапе накопления более чем 15-летнего рыночного опыта у российских экономистов появилось понимание того, что исследованию должны подвергаться не только аспекты конкретной, прикладной рыночной экономики, но и теоретические вопросы более общего характера.

Обращаясь к теоретическому направлению, отметим, что мировая экономическая теория находится в настоящее время в том состоянии, в условиях которого она не может дать ответы на все возникающие в экономической жизни проблемы. Занимая лидирующие позиции, западная наука прошла эволюционный путь развития, перемещая эпицентр своего внимания с одного объекта на другой - в зависимости от степени зрелости самой экономической системы. В настоящее время наиболее актуальным полем выступает процесс стоимостных трансакций. Острые проблемы распределения создаваемого продукта (рассматриваемые на уровне национальных экономик) в основном отошли в прошлое.

Обращаясь к функциональной стороне деятельности государства, отметим, что характеристика целевых задач государства также дифференцирована в современной теории. Согласно доминирующему сегодня подходу институциональной школы, понимание функций государства все больше связывается с целевой задачей по устранению изъянов рыночной системы. В прежнем, более традиционном теоретическом подходе задача государства преимущественно воспринималась как стремление придать развитию народного (национального) хозяйства дополнительный импульс (в тех случаях, когда это не мог выполнить сам рыночный механизм).

Тема взаимодействия рынка и государства прослеживается в современной трактовке институциональной школы через призму организации договорных отношений между гражданами и государством19, а также - по линии коррекции сбоев рыночной системы с помощью государственных организаций. Проблему же обратного воздействия рыночных структур на государство (в комплексном подходе) данное теоретическое направление не рассматривает. Однако анализу подвергаются отдельные составные элементы, которые могут в определенной степени охарактеризовать данное обратное влияние. В этом отношении следует указать на теоретические аспекты, связанные с характеристикой сбоев в самом государстве, с объяснением поведения бюрократов, с ситуацией о так называемом рентоискательстве[4] .

Если в целом в качестве критического пункта в адрес институциона-лизма можно обозначить отсутствие обобщенного подхода к взаимодействию рынка и государства, то в качестве параметра высокой оценки следует, на наш взгляд, отметить теоретические положения о сбоях государства, о границах его деятельности.

Вмешательство государства в хозяйственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. Обусловлено это тем, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм  не может обеспечить эффективное использование ресурсов принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих  о провалах рынка:

1.      общественные блага – оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и др. образовательные здравоохранения;

2.      внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получивших отражение в ценах: плотины и оросительные каналы;

3.      монополии;

4.      несовершенная (асимметричная) информация. Иногда сюда относят также неспособность обеспечить нужным количеством денег обращение в рыночных условиях. Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.[5]

Функции, выполняемые государством по преодолению «провалов рынка» – это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Если обратиться к реально существующей экономике развития ряда стран мира, то обнаружатся новые области хозяйственной жизни, где проявляется ограниченность рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику развития и отсюда выделение максимальных функций государства. К сожалению, в современной рыночной экономике «провалы» рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства.

Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.[6]

К провалам государства относят:

1.      ограниченность необходимой для принятия решения информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного  бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;

2.      несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.;

3.      ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему.

Несмотря на такую четкую структуру функций государства, вопрос о функциях государства носит дискуссионный характер. Не вступая в дискуссию (от отдельный вопрос), обратим внимание на обогащение, развитие, уточнение и переоценку функций государства на современном этапе развития общества.

Отмеченная выше тенденция переориентации ценностных показателей развития общества с экономических на социальные, явно выраженная ориентация на человека, его развитие на первое место выдвигают социальную функцию государства, которая сводится к преодолению бедности, сокращению смертности, дифференциации в уровнях доходов различных групп населения, обеспечению баланса их интересов, утверждению социальной справедливости, стабильности в обществе, улучшению условий жизни населения, более развернутая поддержка образования, здравоохранения и т.д.

Перечисление элементов этой функции уже показывает нам, как далеко наше государство от ее реализации в действительности.

Доходы основной массы населения сегодня значительно ниже, чем десять лет назад, а бедность значительно больше.

Общим критерием бедности служит структура расходов и доходов семейного бюджета, в том числе доля расходов на питание. В экономически развитых странах эта доля составляет не более 1/3 расходов семейного бюджета. Для России является характерным то, что расходы на питание составляют порой 90-100% доходной части семейного бюджета.

Таким образом, функция, связанная с перераспределением доходов (в учебной литературе  эту функцию иногда называет справедливость) является чрезвычайно важной в современных условиях. Рынок признает справедливым лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чистое рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума[7]. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Информация о работе Экономические функции государства