Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа
Целью данной работы является исследование структурных сдвигов в современной российской экономике
В рамках данной курсовой работы будут решены следующие задачи:
исследованы теоретические аспекты макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов;
Исследованы тенденции российской экономики в условиях структурных сдвигов.
Введение 3
Глава 1. Проблемы макроэкономической политики в условиях структурных сдвигов 5
1.1. Закономерности взаимосвязи и взаимовлияния рынка и государства 5
1.2. Экономический рост как объект государственного регулирования 14
Глава 2. Структурные сдвиги в современной российской экономике 20
2.1. Реальный сектор экономики: факторы и тенденции 20
2.2. Развитие Российской промышленности 25
Заключение 29
Список литературы: 31
В тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с социальной функцией современного государства находится функция обеспечения экономического роста и высокой эффективности экономики, без реализации которой трудно решать и социальные проблемы.
Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы не просто экономический рост, но и эффективное функционирование национальной экономики. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условия для действия рыночного механизма, активации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования.
Общепризнано, что монополизация рынка ведет к снижению общей эффективности экономики, исчезновению стимулов к повышению качества товаров и услуг и снижению их издержек, а иногда также применению достижений НТП. Дело в том, что потери потребителей от повышения цен и снижения выпуска монополистом оказываются всегда больше выигрыша монополии. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополист искажает распределение ресурсов в экономике. И это не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции.
Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.
Но одновременно нельзя не признать, что НТП может быть более быстрым в условиях монополии, которую обычно отождествляют с крупной фирмой, где используется эффект масштаба, широко развернуты научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), что ведет к снижению себестоимости и повышению качества товара. И хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом крупного бизнеса. Отсюда делается вывод о том, что стереотипы мышления начала ХХ в. будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою» сильно устарели. Именно это позволяет современному государству закрывать глаза на монополистические действия национальных компаний, а порой и насаждать некоторые формы монополизации производства. Подобные союзы по инициативе государства создаются, как правило, в экспортных отраслях производства, которые сталкиваются с жесточайшей международной конкуренцией.
Существует ряд отраслей, где монополия просто необходима. Это так называемая сфера естественных монополий. Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию (товары или услуги), удовлетворение спроса на которую на рынке данного товара (услуги) в силу технологических особенностей производства эффективно в условиях отсутствия конкуренции. Кроме того, для естественных монополий характерна ситуация устойчивого спроса при значительном изменении цены, что связано с невозможностью их полной замены другими товарами (услугами).
Государство осуществляет прямое и косвенное регулирование деятельности естественных монополий.
Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное – во введении дополнительных налогов, субсидий и т.д.
Итак, возникновение монополий, с одной стороны, - естественный процесс развития рынка, а с другой – дальнейшее развитие рынка требует ограничения монополий, а сам рынок не может это сделать. Поэтому современное государство берет на себя функцию защиты и стимулированию конкуренции, способствуя, таким образом, сохранению самого рыночного механизма. В рамках этой функции особого внимания заслуживает антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий, которое осуществляется при помощи конкурентной политики.
В условиях трансформации экономических систем как закономерности и тенденции их развития в современном меняющемся мире на одно из первых мест выдвигается новая функция государства разработки программы реформ и контроля за ее выполнением. При этом чрезвычайно важно определить цели реформ, средства ее достижения, этапы, соблюдение принципов (научной обоснованности, прозрачности, демократизма, последовательности мероприятий, выборе времени, темпов и методов стимулирования реформ, предварительной оценки ее затрат и результатов и т.д.).[8]
Развивающиеся страны должны взять на себя ответственность за свое благополучие и выбор модели реформ из нескольких альтернативных вариантов. Для этого им необходима политика, обеспечивающая устойчивый, справедливый и демократический рост, направленный на улучшение условий жизни бедных слоев населения, создание для каждого возможностей на успех и доступа к здравоохранению и образованию.
Реформы в России всегда проводились «сверху» и всегда достигали значительных успехов, за исключением последней (конца ХХ века). Опыт показал, что отсутствие научно обоснованной программы трансформации командной экономики в рыночную, поспешность ее проведения без учета институциональной специфики российского общества породило большое число ошибок и, по-существу, привело к «провалу» реформ, выразившихся в снижении уровня жизни населения, порождении неравенства в распределении доходов, коррупции, спаде производства и других негативных последствий.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. С известной долей условности по мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики:
Таблица 1
| По используемым методам | ||
Пассивная | Активная | ||
По вьщвинутым целям | Защитная | Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование | Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционисткой политикой |
Наступательная | Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное регулирование с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики | Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике |
Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Мы классифицируем такую политику как защитную, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, мы условно можем классифицировать ее как политику пассивную: с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой стороны, этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности. Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели пассивной и защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий[9].
Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского Сообщества приняли подобную модель политики в 70-80 гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей, и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние - как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.
По своей структуре и содержанию модель экономического роста отличается от модели экономической системы как таковой объектом моделирования.
Основанный на теории динамического развития экономики в условиях неопределенности и риска процесс экономического роста представляет собой совокупность непрерывных многообразных качественных и количественных изменений. Характер этих изменений достаточно широк. Они бывают устойчивыми или стабильными, их значения поддерживаются на относительно постоянном уровне или близком к нему, например, заложенные в Стратегии параметры экономического роста. Другие изменения базируются на динамичности отношений между составляющими системы. Именно признание непрерывной изменчивости внутренних экономических подсистем и качественной устойчивости системы в целом составляют основу методологии устойчивого экономического роста. Поскольку в экономической системе имеются необратимые элементы, то в целом процесс экономического развития должен быть необратим. Следовательно, основой методологии исследования любых экономических процессов является наличие противоположностей, противоречий и множественности вариантов необратимых экономических элементов.
Все процессы в экономической среде развиваются циклически, базируясь на переходе из одного состояния в другое, т.е. процессы подчиняются определенным ритмам, правилам и закономерностям и до известной степени предсказуемы.
Противоположность и противоречия — движущие факторы развития. Однако не исключена возможность краткосрочных (в масштабе общего экономического времени) отклонений от общих закономерностей движения процессов, обусловленная наличием случайных переплетений объективных (равно как и субъектных) явлений во времени. В этих случаях наличие объективных закономерностей хотя и предопределяет порядок развития общественных и социально-экономических процессов, но не отменяет свободы выбора субъектов экономики, их поведение в противоречивых взаимодействующих ситуациях.