Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в исследовании современных тенденций развития и функционирования рынка медицинских услуг и определении направлений совершенствования рынка медицинских услуг.
На основании сформулированной цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы государственного регулирования рынка медицинских услуг;
- проанализировать современные тенденции развития и функционирования рынка медицинских услуг;
- определить основные направления совершенствования рынка медицинских услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 6
1.1. Понятие медицинских услуг и их особенности 6
1.2. Роль государства в регулировании рынка медицинских услуг 9
1.3. Нормативно-правовое регулирование рынка медицинских услуг 13
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 17
2.1. Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг в РФ 17
2.2. Анализ организации закупок и поставок медицинского оборудования через централизованные торги в государственные и муниципальные медицинские учреждения 21
2.3. Направления совершенствования государственного регулирования рынка медицинских услуг 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Эк методы гос рег рынка мед услуг.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)


ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА  И ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

Регина

студентка заочного отделения

группа 8301

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика»

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

д.э.н., доцент

М.Н. Максимова

____________________

____________________

____________________

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования «Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг» предопределена тем, что рынок медицинских услуг - социально значимый рынок. Это обусловлено тем, что здоровье населения является важнейшей составляющей национального богатства страны. Для эффективного функционирования данного рынка необходимо рассматривать его как социально-экономическую систему со всеми присущими ей особенностями и функциями. В настоящее время рынок медицинских услуг Российской Федерации имеет высокую степень монополизации, что ограничивает развитие конкуренции на данном рынке. Государственное регулирование рынка медицинских услуг осуществляется преимущественно посредством административных методов регулирования и недостаточным использованием экономических и социально-психологических методов.

Жесткое разграничение  административно-распорядительных, методов  экономического побуждения и социально-психологических  методов несостоятельно, так как  порой и административные и экономические методы несут в себе черты и того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами на медицинские услуги и медицинские препараты, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать номенклатуру медицинских услуг предоставляемых в лечебном учреждении, искать новые источники финансирования, инвестиции и т.д. Однако главенствующая роль той или иной группы методов может характеризовать действующую экономическую систему.

Существенное место  среди мер госрегулирования медицинской деятельности занимают экономические средства. Это бюджетно-финансовая политика государства в сфере здравоохранения, денежно-кредитная политика, государственное программирование и т.п. Одной из составных частей бюджетно-финансовой политики является налоговая политика. В соответствии с налоговым законодательством некоторые организации здравоохранения могут полностью или частично освобождаться от уплаты налогов.

Разработке экономико-управленческих проблем производства медицинских  услуг посвящены работы А.И. Вялкова, И.Н. Комкова, Я.А. Накатис, Б.А. Райзберга, С.Н. Федорова, В.Н. Филатова, В.О. Щепина. Проблематика государственного регулирования системы здравоохранения исследовалась в научных работах М. Татарникова, Д. Зибарева, Н. Токмакова, А.С. Акопяна, В.В. Бирюкова, В.В. Власова, П.Г. Дмитриевой, Ф.Н.Кадырова.

Однако, несмотря на множество  публикаций по данной тематике, проблема государственного регулирования рынка  медицинских услуг на территориальном  уровне остается недостаточно исследованной. Многие ученые дают рекомендации по решению отдельных частных проблем, зачастую сводя их решение на уровень медицинской организации. Подобные рекомендации, внося существенный вклад в решение конкретной проблемы, тем не менее не могут кардинально изменить современное состояние государственного регулирования рынка медицинских услуг. Недостаточная разработанность поставленных проблем определила выбор темы, цели и задачи исследования.

Объектом исследования служит организационно-экономический  механизм регулирования рынка медицинских услуг как социально-экономической системы.

Предмет исследования - организационно-экономические  отношения, складывающиеся в процессе формирования организационно-экономического механизма регулирования рынка  медицинских услуг.

Цель исследования состоит в исследовании современных тенденций развития и функционирования рынка медицинских услуг и определении направлений совершенствования рынка медицинских услуг.

Гипотеза исследования. При достижении поставленной цели руководствовались следующей гипотезой: Рынок медицинских услуг относится к социально-значимому типу рынков, так как оказание медицинских услуг, которые осуществляются в процессе его функционирования, напрямую связано со здоровьем человека, а в структуре рынка присутствуют социально-значимые сегменты. Государственное регулирование рынка медицинских услуг охватывает все его социально-значимые сегменты. Таким образом, рынок медицинских услуг - это особый тип рынка, который должен быть подвержен государственному регулированию на уровне составляющих его отдельных сегментов, чтобы существенно интенсифицировать свои социальные функции.

На основании сформулированной цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

- раскрыть теоретические основы государственного регулирования рынка медицинских услуг;

- проанализировать современные тенденции развития и функционирования рынка медицинских услуг;

- определить основные направления совершенствования рынка медицинских услуг.

Теоретическая и информационно-эмпирическая база исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых, материалами статистических ежегодников, данными Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.

Методы исследования: системный, структурно-логический, графический, методы экономического анализа, сравнительного анализа.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 25 источника. Работа изложена на 33 листах. В первой главе раскрывается понятие медицинских услуг и их особенности, рассматриваются роль государства в регулировании рынка медицинских услуг, изучается нормативно-правовое регулирование рынка медицинских услуг. Во второй главе проводится анализ рынка медицинских услуг в России, исследуются основные направления функционирования и развития рынка медицинских услуг в Республике Татарстан и определяются направления совершенствования рынка медицинских услуг.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 

1.1. Понятие медицинских услуг и их особенности

 

В современном обществе значительная часть медицинских  услуг выступает в качестве общественных благ (в большей или меньшей  степени) и благ с выраженными внешними эффектами. Конкретное соотношение этих услуг с другими, частными благами, структура общественных потребностей во многом определяется состоянием общественного здоровья и его динамикой.

Среди множества определений  медицинских услуг наиболее общим является определение С.А. Столярова: «Медицинская услуга - это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом) в той или иной форме»1.

А. Дроздова предлагает следующую  трактовку: медицинские услуги представляют собой платные мероприятия (или  комплекс платных мероприятий), не связанные  с выполнением работ и осуществляемые в рамках медицинской деятельности медиками-профессионалами, направленные на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение для удовлетворения потребностей граждан в поддержании и восстановлении здоровья2. В данном случае автором подчеркивается именно платность как базовый принцип оказания медицинской услуги.

Вместе с тем, существует мнение, что медицинские услуги включают в себя весь спектр медицинской деятельности3. Такая точка зрения основывается на ст. 41-й Конституции РФ, согласно которой «медицинская помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений». Соответственно, любую медицинскую деятельность можно считать возмездной, поскольку исполнитель, так или иначе, получает оплату (без существенной разницы, из каких источников: от самого пациента, или его родственников, или его работодателя, или страховой компании и т.д.)4.

Для существования свободного рынка, как известно, необходимо наличие  покупателей, определяющих спрос и  продавцов, определяющих предложение. Однако в медицине покупатель не определяет спрос на конкретную услугу. Врач, определяя одновременно и спрос и предложение, оказывается в выгоднейшем положении, получая в условиях свободного рынка неограниченную возможность, продавать то, что выгодно в первую очередь ему. Причина подобного, лежит в первоначальной асимметрии информации, которой обладает лишь врач, так как он наделен знаниями, позволяющими ему принимать решение о лечении пациента. Вследствие несовершенной информации, уменьшается эффективность конкуренции среди производителей большинства медицинских услуг. Отношения врача и пациента являются примером так называемой информационной асимметрии. Врачи не только выступают в роли производителей и поставщиков медицинских услуг, но на деле также являются и их заказчиками. Врачи определяют и сообщают пациентам, в чем именно последние нуждаются. Сам пациент чаще всего не может выступать эффективным контролером качества медицинских услуг. Врачи в силу специфики профессиональной деятельности заинтересованы в сохранении такой информационной асимметрии. Более того, самым предпочитаемым является для производителей медицинских услуг тип пациента, который не обладает достаточно полной информацией о собственном здоровье и доверительно готов выполнять все предписания врача. Отсюда следует, что индивидуальные экономические интересы пациента опосредованы индивидуальными экономическими интересами врача. Врач, определяя одновременно и спрос и предложение медицинских услуг, решает иногда собственные экономические задачи.

И.Тогунов отмечает: методологический  подход, согласно которому оплате  подлежит медицинская услуга, а  не медицинская помощь, и в  рамках мероприятий по оказанию  медицинской помощи подлежат  возмещению убытки, понесенные при  совокупности определенных врачебных (медицинских) действий, является в корне ошибочным5. Во-первых, в этом случае придется детально разграничить виды медицинской деятельности на медицинскую помощь и медицинские услуги. Это не всегда однозначно, и одним из критериев различия необходимо определить экономическую составляющую. Иными словами, следует изначально не соотносить категорию «медицинская помощь» с маркетинговыми характеристиками, что сразу же исключает рыночные противоречия этих категорий. Во-вторых, при обязательном объективном учете экономической стороны предоставления медицинской помощи в виде возмещения материальных и ресурсных убытков, невозможно определить какими-либо квалиметрическими критериями необходимость и достаточность именно данного объема медицинских процедур. При таком подходе конкурентные преимущества видов и приемов медицинской помощи в корне исключаются.

Эти специфические особенности  медицинских услуг ограничивают действие рыночных механизмов в здравоохранении  и приводят к необходимости участия государства в регулировании развития отрасли.

Таким образом, медицинская услуга имеет определенные особенности. здравоохранение - отрасль профессиональной деятельности и одновременно отрасль общественного хозяйства, изначально требующая регулирования. Следовательно, современный рынок медицинских услуг и его объекты также требуют государственного регулирования.

1.2. Роль государства в регулировании рынка медицинских услуг

 

Генеральной целью государственного регулирования рынка медицинских услуг является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Целью регулирования рынка медицинских услуг является координация деятельности его участников для поддержания и укрепления здоровья населения, сокращения заболеваемости, увеличения продолжительности жизни. Цель управления государственным сектором рынка медицинских услуг состоит в обеспечении населения общественными ус­лугами здравоохранения на началах их общедоступности, предоставлении ГОБМП, а также в охране общественного здоровья, под которым понимается: наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения умственного и физического здоровья, эффективной деятельности людей с помощью предпринимаемых обществом организованных усилий по оздоровлению окружающей среды, борьбы с инфекциями, обучения людей личной гигие­не, организации врачебной и медицинской помощи для ранней диагностики и профилактики заболеваний, а также развития социальных механизмов, в целях обеспечения каждому человеку уровня жизни, необходимого для поддержания здоровья, когда каждый гражданин получает возможность реализовать свое неотъемлемое право на здоровую и продолжительную жизнь6.

Роль государства на рынке медицинских услуг заключается в охране здоровья населения и связана с систематическими усилиями по выявлению потребностей в медицинских услугах, с организацией деятельности объектов рынка медицинских услуг с учетом численности населения, включающей в себя процесс сбора необходимой информации для определения состояния здоровья населения и мобилизации ограниченных ресурсов, требуемых с учетом этого состояния. Она предполагает также организацию подбора медицинского персонала и оборудования для обеспечения доступности медицинских услуг, предупреждение болезней, диагностику и лечение заболеваний, а также физическую, социальную и профессиональную реабилитацию для укрепления здоровья населения.

Информация о работе Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг