Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в исследовании современных тенденций развития и функционирования рынка медицинских услуг и определении направлений совершенствования рынка медицинских услуг.
На основании сформулированной цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы государственного регулирования рынка медицинских услуг;
- проанализировать современные тенденции развития и функционирования рынка медицинских услуг;
- определить основные направления совершенствования рынка медицинских услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 6
1.1. Понятие медицинских услуг и их особенности 6
1.2. Роль государства в регулировании рынка медицинских услуг 9
1.3. Нормативно-правовое регулирование рынка медицинских услуг 13
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 17
2.1. Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг в РФ 17
2.2. Анализ организации закупок и поставок медицинского оборудования через централизованные торги в государственные и муниципальные медицинские учреждения 21
2.3. Направления совершенствования государственного регулирования рынка медицинских услуг 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Эк методы гос рег рынка мед услуг.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Регулирование является оправданным только в тех случаях  когда, во-первых, можно обоснованно  предполагать, что оно позволит выполнить поставленную задачу и, во-вторых, когда это может быть осуществлено без каких-либо серьезных негативных экономических и финансовых последствий для структуры и качества предоставляемых медицинских услуг. Для достижения этих целей механизмы регулирования должны быть достаточно гибкими и применяться с учетом множества различий (технического, географического и демографического характера). Такие различия, не выходящие за рамки ограничений, определенных национальными законами, весьма характерны для демократического общества.

Регулирование рынка  медицинских услуг осуществляется на макро-, мезо- и микроуровне.

На макроэкономическом уровне разрабатывается политика государства  в сфере здравоохранения в  целом и осуществляется нормативно-правовое обеспечение регулирования рынка медицинских услуг. Государственные институты осуществляют регулирующее воздействие на рынок медицинских услуг посредством разработки и принятия законодательных актов, стандартов, правил, в рамках которых осуществляется оказание медицинских услуг. Государственные институты призваны разрабатывать и реализовывать государственную политику в сфере здравоохранения и политику на рынке медицинских услуг.

Институтами государственного регулирования рынка медицинских  услуг на макроуровне являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ и департаменты (анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы; высокотехнологичной медицинской помощи; международного сотрудничества; организации медицинской помощи и развития здравоохранения; охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека; развития медицинского страхования; развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения; развития фармацевтического рынка и рынка медицинской помощи), службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное медико-биологическое агентство и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования.

На уровне субъекта Федерации институтами государственного регулирования рынка медицинских услуг выступают министерство, занимающееся вопросами здравоохранения субъекта РФ. Государственное воздействие на рынок медицинских услуг на региональном уровне осуществляется с помощью разработки и реализации региональных законов в области организации здравоохранения в рамках федеральных законов; лицензирования медицинских учреждений регионального и муниципального подчинения; бюджетного финансирования региональных целевых программ; разработки правил, инструкций и положений для оптимизации деятельности лечебных учреждений, а также проведения информационной работы по информированию жителей о заболеваемости, эпидемиологической обстановке; социальной рекламы по формированию здорового образа жизни.

Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования является самостоятельным государственным  финансово-кредитным учреждением, которое  осуществляет свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации  об обязательном медицинском страховании и нормативными актами Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Особенностью статуса территориального фонда обязательного медицинского страхования является то, что он не является структурной единицей Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а это исключает изъятие средств территориального ФОМС по указанию Федерального ФОМС.

На микроуровне в  качестве институтов регулирования  рынка медицинских услуг выступают  администрация муниципального образования  и входящий в ее состав отдел или комитет здравоохранения. В муниципальном образовании институтом, осуществляющим государственную политику в области здравоохранения на муниципальном уровне, является администрация муниципального образования и входящий в ее состав комитет здравоохранения.

На микроуровне формируется  задание по оказанию медицинской  помощи в муниципальных медицинских  организациях, организуется обеспечение  муниципальных медицинских учреждений лекарственными препаратами, проводится информирование населения об уровне заболеваемости, осуществляется санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Помимо администрации муниципального образования, институтами регулирования  рынка медицинских услуг являются страховые организации, с которыми заключаются договоры об участии в обязательном медицинском страховании, и страховые организации, осуществляющие свою деятельность в рамках добровольного медицинского страхования, а также работодатели, перечисляющие взносы в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. К субъектам рынка медицинских услуг относятся также учреждения всех форм собственности, оказывающие медицинские услуги непосредственно населению в рамках государственных гарантий, территориальной программы обязательного медицинского страхования по полисам добровольного медицинского страхования, а также за счет личных средств граждан.

Таким образом, роль государства на рынке медицинских услуг заключается в охране здоровья населения и связана с систематическими усилиями по выявлению потребностей в медицинских услугах, с организацией деятельности объектов рынка медицинских услуг с учетом численности населения, включающей в себя процесс сбора необходимой информации для определения состояния здоровья населения и мобилизации ограниченных ресурсов, требуемых с учетом этого состояния. Эффективное регулирование должно быть направленно на мониторинг и оценку конечных результатов, а не на определение объема вкладываемых ресурсов.

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование рынка медицинских услуг

 

До 01.01.2011 г. действовал Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Вместо него с того же дня вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»7. Положения Федерального закона №326-ФЗ существенным образом изменят систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования (ОМС). Федеральный закон №326-ФЗ не регулирует деятельность по организации добровольного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование с 01.01.2011 г. будет осуществляться в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Федеральный закон №326-ФЗ в соответствии со ст. 1 и ст. 9 определяет правовое положение и регулирует деятельность следующих лиц:

- субъекты ОМС: застрахованные лица; страхователи; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

- участники ОМС: территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования; страховые медицинские  организации; медицинские организации.

Непосредственно страховые  отношения складываются между субъектами ОМС. Между указанными лицами договор ОМС не заключается, правовые отношения возникают в силу закона. Участники ОМС осуществляют страховое обеспечение при наступлении страхового случая.

Страховые медицинские  организации с 01.01.2011 утрачивают статус страховщика по ОМС. Однако в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона №326-ФЗ они смогут осуществлять отдельные полномочия страховщика по ОМС при реализации своих прав и обязанностей в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в частности, будут выдавать полисы ОМС).

Согласно ч. 10 ст. 14 Федерального закона №326-ФЗ страховая медицинская организация включается в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором она намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. Такая организация должна иметь лицензию, выданную Росстрахнадзором (ч. 1 ст. 14 Федерального закона №326-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона №326-ФЗ к медицинским организациям в сфере ОМС относятся: организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Такие организации должны иметь право на осуществление медицинской деятельности и быть включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

Наиболее важное изменение  касается порядка включения медицинских организаций в соответствующий реестр. Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона №326-ФЗ медицинская организация включается в реестр на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором она намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. Территориальный фонд не вправе отказать во включении в реестр.

В ст. 22 действующего Закона предусматривается разработка территориальных  программ ОМС органами государственной  власти субъектов РФ, включающая в себя, в частности, утверждение перечня медицинских учреждений, работающих в системе ОМС («Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», утвержденные Минздравом РФ №2510/9257-01 и ФОМС №3159/40-1 28.08.2001).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона №326-ФЗ реестр медицинских организаций будет вестись Территориальным фондом, размещаться в обязательном порядке на его официальном сайте в сети Интернет и может быть дополнительно опубликован иными способами. Медицинской организации, включенной в реестр, в течение года, в котором она осуществляет деятельность в сфере ОМС, запрещается выходить из числа организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС8. Исключение составляют случаи: ликвидации организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства или иных предусмотренных законодательством РФ случаев.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона №326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

Существенное место  среди мер государственного регулирования медицинской деятельности занимают экономические средства. Это бюджетно-финансовая политика государства в сфере здравоохранения, денежно-кредитная политика, государственное программирование и т.п. Одной из составных частей бюджетно-финансовой политики является налоговая политика. В соответствии с налоговым законодательством некоторые организации здравоохранения могут полностью или частично освобождаться от уплаты налогов. Правительство РФ постановлением №917 от 10.11.2011 г. утвердило перечень видов образовательной и медицинской деятельности, занимаясь которой предприятия могут не платить налог на прибыль, включив в него, в частности, терапевтическую и хирургическую косметологию, мануальную терапию, стоматологию и челюстно-лицевая хирургию. Экономический метод регулирования предполагает использование прогнозирования (моделирования) состояния здоровья населения и уровня заболеваемости, потребностей и рыночного спроса на медицинские товары и услуги, ценовой конъюнктуры рынков, научно-технических достижений в области средств и методов лечения, возможностей выделения ресурсов на нужды охраны здоровья, последствий осуществления намечаемых проектов и программ общественного здравоохранения.

Таким образом, экономические методы, свойственные рыночному саморегулированию, основаны на материальной заинтересованности участников рынка медицинских услуг в достижении своих целей и более характерны для негосударственного сектора здравоохранения, объекты которого находятся в частной собственности или арендуются. Подобные методы включают в себя анализ затрат на охрану здоровья населения, изучение сложившегося спроса и предложения на медицинские услуги, выявление проблем заболеваемости населения и тенденций изменений в конфигурации системы здравоохранения как на макро-, так и на микроуровнях, на основе исследования рынка медицинских услуг. Нормативные акты, разработанные ФФОМС, обязательные для осуществления деятельности ТФОМС, призваны исключить нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования по указанию органов государственной власти региона и органов местного самоуправления.

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

 

2.1. Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг в РФ

 

В России экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг призваны обеспечить стимулирующую и ограничительную функции государственного регулирования рынка медицинских услуг с помощью налогово-кредитных, финансовых и страховых инструментов регулирования.

Использование экономических методов государственного регулирования рынка медицинских  услуг даёт возможность создавать  экономические условия, которые заставляют субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решая те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами:

- бюджетное финансирование;

- централизованные торги на поставку медицинского оборудования и материалов в государственные и муниципальные медицинские учреждения;

- финансирование целевых программ здравоохранения в области медицины;

- государственного экономического планирования;

- налогообложения;

- политика в области перераспределения доходов (покупка нового оборудования);

- социальной политики;

- таможенной политики;

- инновационной политики.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме бюджетного ассигнования на неработающее население, средства на целевые государственные программы, средства обязательного медицинского страхования, средства фонда добровольного медицинского страхования, другие средства.

Информация о работе Экономические методы государственного регулирования рынка медицинских услуг