Экономические перспективы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить структуру ВТО, проанализировать правовые основы и принципы ВТО, а также определить экономические перспективы вступления России в ВТО.
Основными задачами данной работы являются:
рассмотреть исторический подход к созданию ВТО;
изучить основные принципы функционирования ВТО;
исследовать основные предпосылки вступления России в ВТО;
проанализировать современный этап развития отношений России и ВТО;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ
В ВТО 6
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ВТО 6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТО 10
ПРЕДПОСЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 15
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ВТО 23
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ
И ВТО 23
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ РОССИИ ЗА ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ
МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО 27
ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ВОЗНИКШИЕ С ВСТУПЛЕНИЕМ В
ВТО 31
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ВСТУПЛЕНЕМ РОССИИ В ВТО 35
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 35
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ ВТО 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

Файлы: 1 файл

ТМД-091 ТЭО.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения [30].

Основными целями ВТО  являются:

  1. Обслуживание и реализация многосторонних торговых соглашений, заключенных в ходе «Уругвайского раунда» торговых переговоров (1986 – 1994 гг.);
  2. Снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, дальнейшая либерализация международной торговли и создание условий для свободной и справедливой конкуренции на мировых рынках;
  3. Регулирование международной торговли услугами на основе выработанных принципов и правил, ее дальнейшее расширение и постепенная либерализация путем проведения переговоров;
  4. Создание механизма эффективной защиты в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности с учетом различий в национальных правовых системах;
  5. Создание эффективного многостороннего механизма урегулирования торговых споров;
  6. Осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов;
  7. Обеспечение функций «переговорной площадки» для периодического проведения многосторонних торговых переговоров [28].

Правовой основой ВТО  являются – Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС [27].

Подробнее рассмотрим каждый из аспектов:

1. Генеральное соглашение  но тарифам к торговле – 1994 (ГАТТ-1994). В результате реализации всего комплекса соглашений и договоренностей «Уругвайского раунда» произошла существенная перестройка ГАТТ, в результате которой появился новый ГАТТ, получивший название «ГАТТ-1994». Он состоит из прежнего соглашения и всех новых договоренностей. Так частично пересмотрены и усовершенствованы восемь статей ГАТТ. В этом соглашении речь идет:

    • о тарифных уступках;
    • об ужесточении контроля за деятельностью государственных

торговых предприятий, путем применения более строгих  процедур уведомления и пересмотра;

  • об избегании мер, ведущих к «искажению » торговли и т.д.

2.Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС является вторым главным приложением к Соглашению об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. Это Соглашение впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе «Уругвайского раунда» было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации, торговле в сфере услуг. В него включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций. ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки Соглашения включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций).

Генеральное соглашение по торговле услугами содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов и 4 приложения.

3.Соглашение по торговым  аспектам прав на интеллектуальную  собственность определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллектуальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования, недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими международными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны [1].

К основным положениям Соглашения относятся:

  • защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или производится внутри страны;
  • авторское право в каждом отдельном случае защищается по крайней мере в течение 50 лет;
  • авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и продюсеры звукозаписей и радиовещательных программ наделяются исключительными правами;
  • торговые марки и географические идентификации, особенно важные для европейских производителей вин, получают более надежную защиту;
  • разработки в области полупроводниковых приборов имеют защиту в течение 10 лет; впервые коммерческая тайна защищается от неправомочного раскрытия.

Соглашение обязывает  его членов принять национальные законы, которые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того, страны-члены должны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие аналогичные нарушения.

Ключевые принципы ВТО  были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял  собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики [28].

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

  • принцип недискриминации;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспорентность (прозрачность) торговой политики означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики.
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Принцип недискриминации  реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц [3].

Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства  в рамках ГАТС, в которых они  заявляют, какие из секторов услуг  и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что Всемирная Торговая Организация – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

    1. Предпосылки вступления России в ВТО

 

Переговоры  о вступлении России в ВТО шли много лет без особых прорывов (Приложение А).

Вступление России в  международную торговую систему  представляет собой длительный и  сложный процесс. На протяжении большей  части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3) внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
  • международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
  • возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
  • защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
  • получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [17].

В связи с либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение России на мировом рынке. От либерализации внешней торговли выиграли прежде всего продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможность продавать их но мировым ценам. В результате усилилась роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировом рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружия зависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причин неудовлетворенности России ее сегодняшним местом в мировой экономике. К этому можно добавить как минимум аргумент о «проедании» природного капитала России, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают на обработке экспортируемых.

Информация о работе Экономические перспективы вступления России в ВТО