Экономические перспективы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить структуру ВТО, проанализировать правовые основы и принципы ВТО, а также определить экономические перспективы вступления России в ВТО.
Основными задачами данной работы являются:
рассмотреть исторический подход к созданию ВТО;
изучить основные принципы функционирования ВТО;
исследовать основные предпосылки вступления России в ВТО;
проанализировать современный этап развития отношений России и ВТО;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ
В ВТО 6
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ВТО 6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТО 10
ПРЕДПОСЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 15
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ВТО 23
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ
И ВТО 23
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ РОССИИ ЗА ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ
МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО 27
ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ВОЗНИКШИЕ С ВСТУПЛЕНИЕМ В
ВТО 31
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ВСТУПЛЕНЕМ РОССИИ В ВТО 35
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 35
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ ВТО 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

Файлы: 1 файл

ТМД-091 ТЭО.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Такими темпами при сохранении нынешних цен на нефть в диапазоне 108-115 долларов за баррель уже к концу года темпы роста отечественной экономики с высокой долей вероятности сожмутся до 2-2,2%. И лишь благодаря высоким темпам роста в первые месяца 2012 года правительству удалось отчитаться о более-менее приемлемых темпах роста по итогам всего 2012 года в размере 3,2-3,5%. Однако уже в следующем году по мере ослабления притока нефтедолларов все те структурные дисбалансы, которые накопились в российской экономике за годы построения "энергетической державы", мы вполне можем увидеть снижение темпов роста экономики до 1-1,5% по официальным данным и спад экономики на 1,5-2% с учётом реальной инфляции и падения покупательной способности рубля.

Аналогичная ситуация с  промышленностью и обрабатывающими производствами, темпы роста которых замедлились до минимальных отметок с кризисного 2009 года. В 2013 году без радикальной смены приоритетов социально-экономической и бюджетной политики, ограничения произвола монополий и борьбы с коррупцией они рискуют продемонстрировать едва заметный рост на бумаге и падение на 1,5-2,5% в реальном выражении.

Под разговоры о «модернизации» и «инновациях» российские чиновники собственноручно поставили крест на модернизации, отказавшись от самой возможности оказания адресной поддержки отечественной наукоёмкой промышленности. Присоединение России к ВТО в момент сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии, разрастания дисбалансов в международной валютно-финансовой системе и усиливающейся деградации отечественной экономики лишь усилит обвал в несырьевых секторах и спровоцирует дальнейшее консервирование технологической отсталости России [29].

Таким образом, членство России в ВТО пока не принесло желаемых результатов. Проблемы, которые присутствовали в российской экономики как были так и остались, но все еще впереди, так как за такой короткий срок не возможно понять является ли членство России в ВТО выгодным для нас.

 

    1. Проблемы России, возникшие с вступлением в ВТО

 

При вступлении в систему  ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.

Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость  изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.

В действительности необходимые  корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам [23, 26].

Итак, членство в ВТО – это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе.

Российская Федерация  достаточно успешно справляется  с задачей формирования всесторонней юридической и институциональной инфраструктуры в сфере импорта. Прежде всего, следует упомянуть введение нового Таможенного Кодекса Таможенного Союза и принятие Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров. Многие положения новой нормативной базы, касающиеся, например, таможенной очистки товаров и сопроводительной документации, вполне соответствуют международным требованиям.

В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается таможенным сбором, составляющим 0.15% от стоимости товара.

Другая проблема связана с применением таможенных формальностей. Пресловутая неразвитость таможенной службы создает существенные затруднения при использовании глубоко дифференцированного таможенного тарифа.

Однако недавнее увеличение ставок таможенного тарифа свидетельствует о неустойчивости процесса либерализации импортной политики, возникающей, вероятно, благодаря протекционистскому давлению со стороны некоторых отраслей, традиционно имеющих в распоряжении мощные политические рычаги – сельскохозяйственный сектор, автомобильная промышленность. Являющиеся следствием подобного давления выборочные повышения ставок таможенного тарифа создают риск углубления и без того существенных отраслевых диспропорций. Наконец, слишком частые корректировки таможенных пошлин и процедур делают импортное регулирование мало предсказуемым, ухудшая тем самым общие условия внешнеторгового режима страны.

Большая часть экспортных ограничений приходится на продукцию  топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары являются основным содержанием российского экспорта, экспортные барьеры охватывают значительную его долю. Наиболее значимыми ограничениями являются экспортные квоты, которые действуют как количественные ограничения и предполагают жесткое государственное регулирование.

В ответ на рост начатых  антидемпинговых расследований  в отношении российского экспорта правительством было принято Постановление о мерах по урегулированию торговых споров в связи с экспортом российских товаров, в соответствии с которым правительство уполномочено лишать лицензий и вводить ограничения на экспорт в отношении фирм, осуществлявших недобропорядочную торговую деятельность [18, 27].

Подводя итог характеристике экспортного регулирования в  Российской Федерации следует отметить, что ограничения распространяются на значительную долю Российского экспорта. Государственное вмешательство в экспортную деятельность остается на достаточно высоком уровне, в основном благодаря квотам, практике централизованного экспорта, лицензированию и процедуре регистрации стратегических экспортеров. Вообще говоря, России пока не удалось преодолеть антиэкспортное предубеждение, традиционное для стран с централизованно планируемой экономикой, и поэтому все достижения в области экспортной политики сводятся на нет существующими ограничениями. Следовательно, предложенные меры по упразднению квотирования и лицензирования экспорта нефти, если они, конечно, будут осуществлены, станут важным шагом в процессе устранения экспортных ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ВСТУПЛЕНИЕМ РОССИИ В ВТО

 

    1. Экономические итоги Ставропольского края по результатам вступления России в ВТО

 

Экономические итоги  Ставропольского края по результатам  вступления России в ВТО можно проанализировать на основе показателей экспорта и импорта в страны-члены ВТО, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Структура внешнеторгового оборота Ставропольского края за 2011–2012 гг.

 

Значения

2011

2012

Товарооборот (млн. $)

1031,9

961,5

(тыс. тонн)

1119,9

864,4

Импорт (млн. $)

488,3

1409,4

(тыс. тонн)

139,5

192,5

Экспорт (млн. $)

593,7

416,5

(тыс. тонн)

980,3

671,8


 

Внешнеторговый оборот региона характеризуется общим  стабильным превышением импорта  над экспортом, в том числе  в торгово-экономических отношениях со странами-членами ВТО.

В структуре экспорта стоимостной объём товарооборота в страны-участницы ВТО увеличился на 17% от общего товарооборота и составили 246.36 млн. долл., а экспорт вырос на 15,7% и составил 227,02 млн. долл. от общего товарооборота [20, 30].

Анализ товарной структуры  экспорта в 2012 году отмечает преобладание товаров 31 группы ТН ВЭД ТС (удобрения), так доля данных товаров в отчётном периоде составила 17,41% стоимостных объёмов экспорта. Значительную долю в стоимостном выражении, так же занимают товары 10 товарных групп ТН ВЭД ТС (злаки), где доля товаров данной товарной группы увеличилась с 13,08% до 15,34%. Доля товаров 28 товарной группы ТН ВЭД ТС (Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов) в отчётном периоде составили 8,72% от стоимостного объёма экспорта (в 2011 году 3,63%) и представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Основные товарные группы экспорта в 2011-2012 гг.

 

К наиболее крупным экспортёрам  региона относятся товаропроизводители химической, пищевой и металлургической промышленности. Так, участник внешнеэкономической деятельности ОАО «Невинномысский азот» в отчётном периоде оформил товаров на сумму 86,8 млн. долл., что составляет 25,26% объёмов экспорта (в 2011 году доля экспорта составила 12,8% или 81,93 млн. долл.), ООО «Монокристалл» в отчётном периоде оформил продукции на сумму 67,28 млн. долл., что составляет 19,6% от стоимостного объёма экспорта, причём данный участник ВЭД снизил объёмы экспорта в сравнении с 2011 годом (в 2011 году объём экспорта составил 143,40 млн. долл. или 22,39% от стоимостного объёма экспорта 2011 года), ЗАО «Южная горно-химическая компания» в отчётном периоде оформил товаров на сумму 57,786 млн. долл., что составляет 16,82% объёмов экспорта (в 2011 году доля экспорта составила 10,24% или 65,60 млн. долл.) [10].

В товарной структуре  импорта за анализируемый период наблюдается преобладание товаров 84 группы ТН ВЭД ТС (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части). Доля товаров данной группы в структуре товаров импорта в отчётном периоде составила 22,35% стоимостных объёмов импорта и представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 – Основные товарные группы импорта в 2011–2012 гг.

 

Из предприятий аграрного  комплекса следует выделить ООО  «Агротехник» с долей экспорта товаров в отчётном периоде 12,7% или 43,7 млн. долл. (в 2011 году доля экспорта составила 5,8% или 37,37 млн. долл.) [20].

Рассмотренная динамика структуры внешнеторгового оборота затрагивает все сферы внешнеэкономической деятельности Ставропольского края. На основе полученных данных видно, что динамика внешнеторговой деятельности в крае после вступления в ВТО носит импортную направленность.

 

    1. Основные перспективы развития Ставропольского края и взаимодействие с участниками ВТО

 

Вступление России в  ВТО предполагает снижение импортных  пошлин в 2013-2020 годах. Для различных групп товаров снижение цены на импортную продукцию составит от 0 до 20%. В результате чего некоторые отрасли ставропольской экономики испытают негативное влияние от увеличения импорта.

Значительное негативное влияние ВТО прослеживается в области свиноводства. Действие тарифных квот на свинину продлится до 2020 года, после чего они будут отменены. Цена на импортную свинину после вступления в ВТО может упасть на 15-20 рублей за каждый килограмм (в основном это замороженная свинина, идущая на переработку в колбасы и другие полуфабрикаты). В настоящее время доля импортной свинины на российском рынке составляет 15-20%. В результате снижения цены на импортную свинину ставропольские производители могут потерять 5-10% рынка [7, 8].

Незначительное негативное влияние ВТО на развитие Ставропольского края:

  • автомобилестроение – импортные пошлины на грузовики и прицепы к ним снижаются с 25% до 15%, что, вероятно, приведет к снижению рентабельности производства ОАО «Автоприцеп-КамАЗ».
  • бытовая химия – снижение цен на импортную косметическую продукцию составит порядка 4%, что может оказать отрицательное влияние на рентабельность производства ОАО «Арнест». С другой стороны, положительный эффект от вступления в ВТО будет состоять в снижении стоимости технологического оборудования и сырья для производства.
  • фармацевтическая промышленность – в настоящее время уровень пошлин на импорт фармацевтической продукции составляет порядка 5-10%, в редких случаях 15%, от ее стоимости. После вступления в ВТО пошлины планируется опустить до 5%, то есть импорт подешевеет в среднем на 4%.
  • молочная промышленность – пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%. На рынке Ставропольского края импортные молочные продукты занимают незначительную долю. Понижение цен на импортные молочные продукты приведет к потере 3-4% рынка ставропольскими производителями.
  • винодельческая промышленность и производство крепких спиртных напитков – уменьшение цены на импортную продукцию на 6,3% в течение ближайших 4 лет окажет некоторое давление на ставропольских производителей. В 2011 году Ставропольский край импортировал 5,1 тыс. тонн крепких спиртных напитков и, вероятно, импорт данной продукции увеличится еще на 1 тыс. тонн [11].

Информация о работе Экономические перспективы вступления России в ВТО