Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:19, реферат
Дореволюционный Китай был полуфеодальной, полуколониальной страной с полунатуральным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Располагая обширной территорией, богатыми природными и трудовыми ресурсами, он находился на одном из последних мест в мире по многим показателям экономики. Удельный вес фабрично-заводской промышленности в народном хозяйстве составлял лишь 10 %. Особенно слабо была развита тяжелая промышленность.
Введение
1. Суть реформы
1.1 “Двухколейный” подход
2. Этапы реформы
3. Основные результаты
4. Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма
5. Рост экономического влияния Китая в мире
6. Социальные проблемы реформы
7. Государственное регулирование.
Заключение
Список использованной литературы
3-й пленум
ЦК КПК двенадцатого созыва (1984
г.) впервые выдвинул концепцию
плановой товарной экономики,
отбросив традиционное
Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.
3. Основные результаты
За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения. Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.
В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.
В деревне сформировалась
двухслойная хозяйственная
Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд. до 179,7 млрд. юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц (данные статистики на 1988 год). Это способствует успешному развитию семейного подряда.
Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн. крестьян.
Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.
Глубокие изменения
произошли в системе
Преобразованы
налоговая, банковская, валютная и инвестиционная
системы. Введены налоги на добавленную
стоимость, единый подоходный налог
для предприятий, система распределения
налогов между центральным
Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.
Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.
Постепенно создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).
Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.
Формируется рыночный
механизм, который играет все большую
роль в экономической жизни страны.
Доля видов промышленной продукции,
производство которых регулируется
государственными директивными планами,
снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее
время. Удельный вес товаров, ценами
которых непосредственно
Получив возможность
использовать разнообразные рычаги
для регулирования
Образуется структура
распределения, соединившая принцип
распределения по труду с другими
его видами. Началось создание системы
социального обеспечения
Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.
После начала преобразований
темпы роста заметно
С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд. юаней в 1978 г. до 3000 млрд. юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.
Таким образом,
социально-экономические
В 1978 г. (время
проведения первых реформ) в получившем
значительные субсидии госсекторе Китая
была занята небольшая часть рабочей
силы – 18%, в то время как в
К негосударственным
предприятиям относятся учреждения,
окончательное право
Важно отметить, что реформы, проведенные на селе, непосредственно способствовали разовому резкому увеличению производительности в сельском хозяйстве и продолжают развиваться в соответствии со своей исторической тенденцией. Несмотря на сохранение госсектора негосударственный сектор растет. Быстрое экономическое развитие обеспечивается главным образом негосударственными несельскохозяйственными секторами.
Поэтому, когда в 1986-1991 гг. началось постепенное развитие негосударственного сектора, рабочие госпредприятий при переходе в него иногда теряли в заработной плате и социальном обеспечении. Поток рабочих в негосударственный сектор был недостаточно мощным, чтобы обеспечить экономику новыми кадрами.
В Китае снижение вклада сельского хозяйства в создание ВВП само по себе генерировало рост, который не приводил к сокращению объемов производства в промышленности. Кроме того, промышленность не была развита “избыточно”, так как находилась в условиях центрального планирования значительно более короткий период по сравнению с государствами ЦВЕ и бывшего СССР.
Опыт Китая и этих стран позволяет говорить, что маркетизация плановой экономики неизбежно приводит к смещению ресурсов в сторону сектора обслуживания. Если исходить из такой точки зрения, то весь или значительная часть первоначального спада промышленного производства в государствах ЦВЕ и бывшего СССР после начала осуществления реформ является естественной составляющей необходимого перераспределения занятости и ресурсов.
В рассматриваемых
регионах частичная либерализация
вызвала макроэкономическое давление,
особенно когда госпредприятиям
было разрешено уменьшать
Один из ключевых макроэкономических факторов – бремя социальных расходов. В Китае социальные расходы центрального правительства распространяются на небольшую часть рабочей силы – менее 20%.
Обычный аргумент, выдвигаемый в пользу китайского “двухколейного” подхода, звучит следующим образом. Экономические преобразования связаны со значительными сдвигами, поэтому желательно амортизировать силу ударов, которые обрушиваются на национальное хозяйство в переходный период. Полезно обеспечить защиту старых секторов экономики, пока не появятся новые возможности, вызванные либерализацией рынка. Так как старые секторы неэффективны, в результате конкуренции их вытеснят новые, но это будет происходить постепенно, по мере того как рабочие станут добровольно переходить со старых предприятий на новые и более эффективные негосударственные.
В дополнение к “преимуществам отсталости” экономической структуры Китая были и другие факторы, способствовавшие более динамичным показателям роста:
- начало реформ
здесь не пришлось на время
глубокого макроэкономического
кризиса и значительного
- норма сбережений
в Китае необычайно высока
даже по восточноазиатским
- две губительные
левацкие кампании – “большой
скачок вперед” (1958-1962 гг.) и “культурная
революция” (1966-1976 гг.) – подорвали
веру в марксистские догмы,
ослабили административное