Экономические преобразования в Китае.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:19, реферат

Описание работы

Дореволюционный Китай был полуфеодальной, полуколониальной страной с полунатуральным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Располагая обширной территорией, богатыми природными и трудовыми ресурсами, он находился на одном из последних мест в мире по многим показателям экономики. Удельный вес фабрично-заводской промышленности в народном хозяйстве составлял лишь 10 %. Особенно слабо была развита тяжелая промышленность.

Содержание работы

Введение
1. Суть реформы
1.1 “Двухколейный” подход
2. Этапы реформы
3. Основные результаты
4. Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма
5. Рост экономического влияния Китая в мире
6. Социальные проблемы реформы
7. Государственное регулирование.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

5. Рост экономического  влияния Китая в мире

Принципиально важным внешним фактором, во многом определяющим как перспективы социально-экономического развития страны, так и усиление экономического влияния Китая в мире, является вступление КНР в ВТО в ноябре 2001 г., что влечет за собой постепенное снятие таможенных барьеров и ограничений для зарубежных партнеров при импорте их продукции в Китай. Однако два года, прошедших после вступления КНР в ВТО, показали, что основным результатом вступления страны в ВТО явился резкий рост объема внешней торговли — с 510 млрд. долл. в 2001 г. до 851 млрд. в 2003 г. По этому показателю Китай занял 4-е место в мире, уступая лишь США, ЕС и Японии. К этому следует добавить и дальнейшее увеличение объема прямых иностранных инвестиций — с 46,9 млрд. долл. в 2001 г. до 53,5 млрд. в 2003 г. и объема валютных резервов страны — с 212,2 млрд. долл. в 2001 г. до 403,3 млрд. в 2003 г. Судя по всему, Китаю удается не только осуществлять более тесную интеграцию в мировую экономику, но и уже в первые годы после вступления в ВТО получить определенные преимущества для развития экономики страны в результате ее вхождения в открытую мировую торговую систему.

Как показывают итоги экономического развития КНР  в 2002—2003 гг. — первых двух лет после  ее вступления в ВТО, некоторые отрасли  из числа заранее отнесенных к  неконкурентоспособным на мировом  рынке, например автомобильная промышленность, наоборот, начали развиваться более быстрыми темпами. В частности, темпы роста продажи автомашин в 2002—2003 гг. на внутреннем рынке КНР достигали 50% по сравнению с предыдущими годами, и в 2003 г. было произведено 4,4 млн. автомобилей по сравнению с 1,58 млн. автомобилей в 1997 г.

В перспективе  масштабы экономического влияния Китая  в мире еще больше увеличатся по мере развития глобализации и дальнейшего  его вхождения в систему мирохозяйственных  связей. В ходе экономической реформы в Китае происходит значительный рост производства промышленной продукции, для реализации которой рамки внутреннего рынка постепенно становятся узкими, несмотря на рост численности населения страны с 962 млн. человек в 1978 г. до 1,3 млрд. в 2003 г. Для этого Китаю необходимо расширять рынки сбыта за рубежом, что он делает активно в последнее десятилетие и еще более активно после вступления в ВТО. В случае выполнения планов развития народного хозяйства КНР, предусматривающих ежегодный прирост ВВП на 7,5% (а это не так уж и нереально, учитывая показатели последних лет), основной возможностью для реализации произведенной продукции помимо чрезвычайно емкого китайского рынка, особенно в приморских районах, является наращивание экспорта. Китай уверенно идет по этому пути.

На XVI съезде КПК (октябрь 2002 г.) расширение экспорта было поставлено в качестве одной из трех основных задач центрального правительства  наряду с наращиванием инвестиций и  ростом потребления. В результате такого экономического роста и значительного  увеличения объема внешней торговли уже вполне серьезно можно рассматривать вариант использования китайского юаня в качестве резервной валюты для стран АТР, а также для России, по меньшей мере до Уральского хребта, а то и на всей ее территории. Во всяком случае, на сегодняшний день позиции китайского юаня на финансовых рынках выглядят более привлекательно, чем позиции американского доллара. Не зря многие эксперты требуют от Китая ревальвировать юань для того, чтобы можно было каким-то образом сдерживать его внешнеэкономическую экспансию. Тем не менее в настоящее время Китай стал самой привлекательной зоной для иностранных инвестиций. Это выразилось в том, что в 2003 г. Китай вышел на первое место в мире по объему привлеченных инвестиций, опередив признанного лидера по этому показателю — США.

6. Социальные  проблемы реформы

На наш взгляд, дальнейшие перспективы социально-экономического развития Китая в значительно  большей мере зависят не от внешних, а от различных внутренних социально-экономических  факторов. Как показало проведенное в 2000 г. орготделом ЦК КПК исследование, в ходе проводимой реформы в конце 90-х гг. уже не достигался не только «оптимум по Парето» (без ущерба при выгоде для определенных социальных слоев), но и «оптимум по Калдору» (интересам части социальных групп наносится ущерб при последующей компенсации за него), и в этой обстановке по мере изменения структуры собственности и форм распределения социальные противоречия продолжают нарастать. Многочисленные социологические исследования показали, что в 90-е гг. по мере развития рыночных отношений происходит усиление социальной дифференциации. С одной стороны, произошел абсолютный рост доходов как в среднем по стране — 184 юаня в 1978 г. и 4058 юаней в 2003 г., так и в городе — 405 юаней в 1978 г. и 8265 юаней в 2003 г. и в деревне — 138 юаней в 1978 г. и 2399 юаней в 2003 г. С другой стороны, постоянно увеличивается разрыв в доходах между бедными и богатыми. Как заявил заместитель руководителя Центра развития при Госсовете КНР Лу Чжицян на симпозиуме «День Китая» в рамках 35-го ежегодного совещания Азиатского банка развития (АБР), коэффициент Джини в доходах китайского населения стремительно вырос за годы реформ — 0,33 в 1980 г., 0,4 — в 1994 г. и 0,45 — в 2000 г.

В результате в  Китае формирование среднего класса происходит крайне медленно. По критериям  западных теорий социальной стратификации, большую часть населения Китая  нельзя отнести к среднему классу, а в лучшем случае — к низшему  среднему классу. Как показали исследования, проведенные китайскими социологами  под руководством Лу Сюэи, можно говорить о преобладании среднего класса лишь в крупных городах приморских районов, особых экономических зонах и в ряде приморских провинций, таких, как Гуандун и Чжэцзян. В работе китайских ученых были использованы данные по социально-классовой структуре китайского общества и доходам населения в административных единицах различного уровня подчинения в западном, центральном и приморском районах Китая, таких, как СЭЗ Шэньчжэнь (провинция Гуандун), провинциальный центр Хэфэй (провинция Аньхуэй), уездный центр Ханьчуань (провинция Хубэй) и уезд Чжэньнин (провинция Гуйчжоу), то есть от самого богатого города до самого бедного уезда Китая.

В отчетном докладе  генерального секретаря КПК Цзян Цзэминя говорится о том, что  главной основой для разрешения возникающих противоречий являются не меры административного характера, а проведение комплекса мероприятий  по ускорению экономического развития, что способно обеспечить необходимый  рост жизненного уровня большей части  населения Китая. Таким образом, основной задачей КПК в нынешних условиях является проведение такой  социально-экономической политики, которая позволила бы переломить ситуацию и достигнуть «оптимума  по Калдору», то есть обеспечить необходимую компенсацию для социальных групп, которым был нанесен ущерб в ходе реформ. Важным фактором развития китайской экономики является урегулирование производственной структуры, что постепенно уменьшает ее различия с другими странами. В 90-е гг. произошли значительные изменения в структуре ВВП Китая, выражающиеся в увеличении доли третьей сферы, сокращении доли первой сферы и сохранении на прежнем уровне второй сферы. Однако при сравнении отраслевой структуры ВВП как с развитыми, так и с развивающимися странами легко обнаружить, что доля первой и второй сфер в КНР намного выше, чем во многих странах мира. Таким образом, у Китая обнаруживаются значительные резервы экономического развития при значительном повышении производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве и создании значительного количества рабочих мест в третьей сфере, и прежде всего в сфере услуг, которая является наиболее трудоемкой. На наш взгляд, именно здесь в создании дополнительных рабочих мест и увеличении занятости населения в третьей сфере в ходе реформы крупных предприятий государственного сектора и неизбежном сокращении численности занятых на них скрыты дополнительные резервы развития китайской экономики в XXIв.

По расчетам китайских экономистов, сделанных  в середине 90-х гг., в 2000 г. скрытая  безработица составляла 183,5 млн. человек (или 26,65% предложения рабочей силы), в то время как в 2010 г. она должна сократиться до 130 млн. человек (16,9% предложения  рабочей силы). По данным на конец 2003 г., соотношение занятых в первой, второй и третьей сферах составляло 49,1:21,6:29,3, в то время как по тем же расчетам китайских экономистов для КНР оптимальное соотношение занятых между тремя сферами должно составлять 34:32:34. Таким образом, одной из важнейших проблем для китайской экономики является постоянное создание рабочих мест для трудоустройства избыточной рабочей силы, которые могут быть созданы как в отраслях второй сферы (промышленность и капитальное строительство), так и третьей сферы (торговля, транспорт, услуги и все отрасли непроизводственной сферы) .

Как показала практика китайских реформ, именно от возможностей трудоустройства избыточной рабочей  силы в промышленности, капитальном  строительстве, транспорте, торговле, сфере услуг и прочих отраслях непроизводственной сферы будут  зависеть перспективы социально-экономического развития страны. На сегодняшний день основным недостатком и в то же время основным преимуществом китайской  экономики является масса избыточной дешевой рабочей силы по сравнению  с другими странами мира. Это огромное преимущество для предприятий легкой и текстильной промышленности, которые  благодаря дешевизне рабочей  силы из года в год наращивают экспорт  своей продукции. Фактор дешевой  рабочей силы притягивает и иностранные  инвестиции, создающие на территории КНР совместные предприятия на основе самых современных технологий в  различных отраслях, продукция которых  является конкурентоспособной как  внутри страны, так и за рубежом.

Итак, 1979 г. Китай  приступил к реформированию хозяйственной  системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. модель социалистической экономики официально утверждена как  цель реформы. За прошедшие 18 лет значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования

7. Государственное  регулирование.

Необходимость государственного регулирования обусловлена  рядом причин:

Во-первых, необходимость  компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так  и при социализме рынок никогда  не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего  развития личности. Опора исключительно  на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.

Во-вторых, потребность  в урегулировании отношений между  макро- и микроэкономикой, целым  и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или  региона ведется по принципу рассредоточения  ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

Национальная  экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный  организм, в котором различные  отрасли, регионы и предприятия  имеют свои особенности. При опоре  лишь на рынок невозможно направить  их развитие к общей цели.

В-третьих, потребность  усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа.

Государственное управление, включающее создание и  укрепление системы макроэкономического  регулирования, определение его  целей, методов и политики, является концентрированным воплощением  экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе  перехода к рынку. Осуществление  макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства.

Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.

1. Экономический  рост. В широком смысле - это прогресс  экономики государства или региона,  находящий выражение в повышении  общего уровня развития. Поэтому  понятие роста включает как  увеличение производства продуктов,  так и повышение производительности  труда, совершенствование структуры  спроса и предложения и т.д.

2. Экономическая  стабильность. Это означает поддержание  стабильности цен, предотвращение  гиперинфляции, поддержание и  повышение уровня занятости, недопущение  высокой безработицы, обеспечение  сбалансированности доходов и  расходов в бюджете и внешней  торговли, достижение баланса между  валовым предложением и валовым  спросом.

3. Экономическая  справедливость. Это понятие тесно  связано с моральными критериями  и ценностями. В обычном восприятии  оно означает справедливое распределение  общественного богатства, в качестве  же одной из целевых функций  государства включает также справедливое  распределение доходов, обеспечение  добросовестной конкуренции и  т.д.

В конце 80-х годов  постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом .

Информация о работе Экономические преобразования в Китае.