Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:19, реферат
Дореволюционный Китай был полуфеодальной, полуколониальной страной с полунатуральным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Располагая обширной территорией, богатыми природными и трудовыми ресурсами, он находился на одном из последних мест в мире по многим показателям экономики. Удельный вес фабрично-заводской промышленности в народном хозяйстве составлял лишь 10 %. Особенно слабо была развита тяжелая промышленность.
Введение
1. Суть реформы
1.1 “Двухколейный” подход
2. Этапы реформы
3. Основные результаты
4. Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма
5. Рост экономического влияния Китая в мире
6. Социальные проблемы реформы
7. Государственное регулирование.
Заключение
Список использованной литературы
5. Рост экономического влияния Китая в мире
Принципиально
важным внешним фактором, во многом
определяющим как перспективы социально-
Как показывают итоги экономического развития КНР в 2002—2003 гг. — первых двух лет после ее вступления в ВТО, некоторые отрасли из числа заранее отнесенных к неконкурентоспособным на мировом рынке, например автомобильная промышленность, наоборот, начали развиваться более быстрыми темпами. В частности, темпы роста продажи автомашин в 2002—2003 гг. на внутреннем рынке КНР достигали 50% по сравнению с предыдущими годами, и в 2003 г. было произведено 4,4 млн. автомобилей по сравнению с 1,58 млн. автомобилей в 1997 г.
В перспективе
масштабы экономического влияния Китая
в мире еще больше увеличатся по
мере развития глобализации и дальнейшего
его вхождения в систему
На XVI съезде КПК (октябрь 2002 г.) расширение экспорта было поставлено в качестве одной из трех основных задач центрального правительства наряду с наращиванием инвестиций и ростом потребления. В результате такого экономического роста и значительного увеличения объема внешней торговли уже вполне серьезно можно рассматривать вариант использования китайского юаня в качестве резервной валюты для стран АТР, а также для России, по меньшей мере до Уральского хребта, а то и на всей ее территории. Во всяком случае, на сегодняшний день позиции китайского юаня на финансовых рынках выглядят более привлекательно, чем позиции американского доллара. Не зря многие эксперты требуют от Китая ревальвировать юань для того, чтобы можно было каким-то образом сдерживать его внешнеэкономическую экспансию. Тем не менее в настоящее время Китай стал самой привлекательной зоной для иностранных инвестиций. Это выразилось в том, что в 2003 г. Китай вышел на первое место в мире по объему привлеченных инвестиций, опередив признанного лидера по этому показателю — США.
6. Социальные проблемы реформы
На наш взгляд,
дальнейшие перспективы социально-
В результате в Китае формирование среднего класса происходит крайне медленно. По критериям западных теорий социальной стратификации, большую часть населения Китая нельзя отнести к среднему классу, а в лучшем случае — к низшему среднему классу. Как показали исследования, проведенные китайскими социологами под руководством Лу Сюэи, можно говорить о преобладании среднего класса лишь в крупных городах приморских районов, особых экономических зонах и в ряде приморских провинций, таких, как Гуандун и Чжэцзян. В работе китайских ученых были использованы данные по социально-классовой структуре китайского общества и доходам населения в административных единицах различного уровня подчинения в западном, центральном и приморском районах Китая, таких, как СЭЗ Шэньчжэнь (провинция Гуандун), провинциальный центр Хэфэй (провинция Аньхуэй), уездный центр Ханьчуань (провинция Хубэй) и уезд Чжэньнин (провинция Гуйчжоу), то есть от самого богатого города до самого бедного уезда Китая.
В отчетном докладе
генерального секретаря КПК Цзян
Цзэминя говорится о том, что
главной основой для разрешения
возникающих противоречий являются
не меры административного характера,
а проведение комплекса мероприятий
по ускорению экономического развития,
что способно обеспечить необходимый
рост жизненного уровня большей части
населения Китая. Таким образом,
основной задачей КПК в нынешних
условиях является проведение такой
социально-экономической
По расчетам китайских экономистов, сделанных в середине 90-х гг., в 2000 г. скрытая безработица составляла 183,5 млн. человек (или 26,65% предложения рабочей силы), в то время как в 2010 г. она должна сократиться до 130 млн. человек (16,9% предложения рабочей силы). По данным на конец 2003 г., соотношение занятых в первой, второй и третьей сферах составляло 49,1:21,6:29,3, в то время как по тем же расчетам китайских экономистов для КНР оптимальное соотношение занятых между тремя сферами должно составлять 34:32:34. Таким образом, одной из важнейших проблем для китайской экономики является постоянное создание рабочих мест для трудоустройства избыточной рабочей силы, которые могут быть созданы как в отраслях второй сферы (промышленность и капитальное строительство), так и третьей сферы (торговля, транспорт, услуги и все отрасли непроизводственной сферы) .
Как показала практика
китайских реформ, именно от возможностей
трудоустройства избыточной рабочей
силы в промышленности, капитальном
строительстве, транспорте, торговле,
сфере услуг и прочих отраслях
непроизводственной сферы будут
зависеть перспективы социально-
Итак, 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. модель социалистической экономики официально утверждена как цель реформы. За прошедшие 18 лет значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования
7. Государственное регулирование.
Необходимость государственного регулирования обусловлена рядом причин:
Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.
Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.
Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.
В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа.
Государственное
управление, включающее создание и
укрепление системы макроэкономического
регулирования, определение его
целей, методов и политики, является
концентрированным воплощением
экономических функций
Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.
1. Экономический
рост. В широком смысле - это прогресс
экономики государства или
2. Экономическая
стабильность. Это означает поддержание
стабильности цен,
3. Экономическая
справедливость. Это понятие тесно
связано с моральными
В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом .