Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:19, реферат
Дореволюционный Китай был полуфеодальной, полуколониальной страной с полунатуральным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Располагая обширной территорией, богатыми природными и трудовыми ресурсами, он находился на одном из последних мест в мире по многим показателям экономики. Удельный вес фабрично-заводской промышленности в народном хозяйстве составлял лишь 10 %. Особенно слабо была развита тяжелая промышленность.
Введение
1. Суть реформы
1.1 “Двухколейный” подход
2. Этапы реформы
3. Основные результаты
4. Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма
5. Рост экономического влияния Китая в мире
6. Социальные проблемы реформы
7. Государственное регулирование.
Заключение
Список использованной литературы
- центральное
планирование в Китае всегда
было менее глубоким, чем, например,
в СССР, где им было охвачено
25 млн. наименований товаров, в
то время как в Китае –
около 1 200. Кроме того, развал национальной
распределительной системы в
годы “культурной революции”
заставил местные власти
- наличие семейных
связей между китайцами,
Главная причина,
обусловившая ускоренное развитие Китая,
– характер экономической политики.
В 1979–1999 гг. вопреки широко распространенным
представлениям в стране проводились
постепенные и последовательные
реформы. Степень их либеральности
и радикальности, по всей видимости,
не имеет аналогов в мировой истории.
Результатом воплощения на практике
либеральной экономической
Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные результаты, но и способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей.
4. Пути формирования
и совершенствования
Создание и
совершенствование
Реформа госпредприятий. Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.
Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования. ЧЖОУ СИНЬЧЭН (директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая) считает, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:
во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;
во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.
Ядром реформы
госпредприятий является создание “современной
системы предприятий”. Функции и
ответственность должны быть четко
распределены между правительством
и предприятием. Правительство как
собственник и
Создание комплексной системы рынков. Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Необходимо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.
Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования. За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.
Углубление реформы
систем распределения и социального
обеспечения. При распределении
доходов народного хозяйства
следует принимать во внимание интересы
государства, коллектива, личности, центрального
правительства и местных
Большое значение
придается преобразованию системы
заработной платы на предприятиях,
в учреждениях и
Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.
Важной задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.
Следует различать
административную работу учреждений социального
обеспечения и
Создание механизма косвенного регулирования макроэкономики. Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.
Плановая система должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию стоимостных, от контроля предприятий общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.
Банковская реформа включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами собственности.
Ядром налоговой реформы является система распределения налогов. Центральное правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства.
Центральное правительство
и местные администрации
В местные администрации
поступают налоги на доходы предприятий,
находящихся в их ведении, на индивидуальные
доходы граждан, на пользование землей,
сельскохозяйственными угодьями и
пастбищами, на муниципальное строительство,
с владельцев строений и транспортных
средств. Намечается создание органов,
несущих ответственность за сбор
государственных и местных
Изменение функций
правительства. Для создания рыночной
экономики требуется разделить
функции правительства и
Все звенья радикальных преобразований взаимосвязаны. Китайская реформа в отличие от шоковой терапии проводится постепенно и комплексно, каждое ее звено тщательно обдумывается. Практика показала, что с помощью шоковой терапии можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не может увенчаться успехом и реформа в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях.
В начале XXI в. Китай продолжает экономическую реформу в стране. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы «трех шагов» (саньгэ буцзоу), что позволило решить задачу «обогреть и накормить» (вэньбао) народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран.
В результате последовательного выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход в ряды стран со средним уровнем ВНП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни для народа; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.
Способен ли
Китай решить поставленные задачи к
2050 г.? В КНР признают многие проблемы,
с которыми столкнулась страна при
переходе от плановой экономики к
рыночной: в наличии противоречие
между растущими потребностями
народа и отсталым общественным производством,
сохраняются большие
На XVI съезде КПК было объявлено, что эти проблемы можно решить только на основе осуществления стратегических задач «третьего шага» модернизации и решения задачи построения «общества достатка» (сяокан шэхуэй). Для решения этой задачи в экономической сфере намечено увеличить к 2020 г. валовой внутренний продукт в 4 раза по сравнению с 2000 г. (в пересчете по официальному валютному курсу — свыше 4 трлн. долл.), значительно усилить совокупную мощь страны и международную конкурентоспособность, осуществить в основном индустриализацию, создать совершенную систему рыночной экономики и открытую экономическую систему, повысить удельный вес городского населения, устранить тенденции к увеличению различий между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, отдельными регионами, совершенствовать систему социального обеспечения, сделать более полной общественную занятость, повышать доходы населения и обеспечить народу более зажиточную жизнь.
При разработке
экономической политики в последние
годы в КНР основное внимание было
уделено изменениям совокупного
спроса, который был основным фактором
формирования тенденций социально-
В результате в 2004 г. КНР оказалась на шестом месте в мире по объему ВВП, и ее доля в объеме мирового ВВП составила 3,4%. В последние годы по этому показателю Китай обошел Италию и стремительно догоняет такие экономически развитые страны, как Франция и Великобритания. В соответствии с планом развития народного хозяйства КНР до 2050 г. среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7,5% до 2010 г., 6,5% — до 2020 г., 5,5% — до 2030 г., 4,5% — до 2040 г. и 3,5% — до 2050 г. В этом случае нетрудно подсчитать, что в 2010 г. объем ВВП составит 2,226 трлн. долл., в 2020 г. — 4,178 трлн., а в 2050 г. этот показатель достигнет 15,634 трлн. Таким образом, к середине XXI в. Китай в состоянии обогнать США по объему ВВП при сохранении нынешних темпов роста ВВП США — 3,24% в год и при выполнении намеченных темпов роста ВВП Китая до 2050 г .