Экономические преобразования в Китае.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:19, реферат

Описание работы

Дореволюционный Китай был полуфеодальной, полуколониальной страной с полунатуральным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Располагая обширной территорией, богатыми природными и трудовыми ресурсами, он находился на одном из последних мест в мире по многим показателям экономики. Удельный вес фабрично-заводской промышленности в народном хозяйстве составлял лишь 10 %. Особенно слабо была развита тяжелая промышленность.

Содержание работы

Введение
1. Суть реформы
1.1 “Двухколейный” подход
2. Этапы реформы
3. Основные результаты
4. Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма
5. Рост экономического влияния Китая в мире
6. Социальные проблемы реформы
7. Государственное регулирование.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

- центральное  планирование в Китае всегда  было менее глубоким, чем, например, в СССР, где им было охвачено 25 млн. наименований товаров, в  то время как в Китае –  около 1 200. Кроме того, развал национальной  распределительной системы в  годы “культурной революции”  заставил местные власти помогать  малым и средним промышленным  предприятиям, чтобы удовлетворить  спрос на местах;

- наличие семейных  связей между китайцами, живущими  на родине и за границей, облегчило  развитие бизнеса. Быстрый рост  специальных экономических зон  (СЭЗ) в южном Китае является  результатом массового перевода  туда трудоемких предприятий  из Гонконга и Тайваня, терявших  преимущество в этих отраслях  промышленности. Китай находился  ближе, заработная плата там  была ниже и не существовало проблем с языком в отличие от альтернативных мест в Юго-Восточной Азии. Менеджеры могли следить за ходом работ на своих фабриках, расположенных в СЭЗ. Семейные связи значительно сокращали стоимость связанных с инвестициями финансовых операций благодаря наличию надежных местных инспекторов, информации с мест о действующих правилах и контактам с местными властями.

Главная причина, обусловившая ускоренное развитие Китая, – характер экономической политики. В 1979–1999 гг. вопреки широко распространенным представлениям в стране проводились  постепенные и последовательные реформы. Степень их либеральности  и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее экономике  КНР рекордные темпы роста.

Либеральная экономическая  политика в Китае обеспечила не только феноменальные результаты, но и способствовала существенному улучшению всех показателей  человеческого развития. Возрастание  государственной нагрузки на экономику  в России сопровождалось относительным  и абсолютным ухудшением этих показателей.

4. Пути формирования  и совершенствования социалистического  рыночного экономического механизма

Создание и  совершенствование социалистического  рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

Реформа госпредприятий. Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий  страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и  прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме  того, госпредприятия принадлежат в  основном к ключевым отраслям народного  хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность  и осуществить приватизацию, а  изменить механизм хозяйствования. ЧЖОУ СИНЬЧЭН (директор Института Восточной  Европы и Средней Азии Народного  университета Китая) считает, что государственная  собственность совместима с рынком по следующим причинам:

во-первых, для  создания рыночной экономики нужно  лишь, чтобы участники рынка имели  право на хозяйствование и самостоятельные  экономические интересы;

во-вторых, это  условие можно выполнить путем  отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное  предпринимательство, самоокупаемость”.

Ядром реформы  госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и  ответственность должны быть четко  распределены между правительством и предприятием. Правительство как  собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив  статус юридического лица, должно нести  ограниченную материальную ответственность  за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

Создание комплексной  системы рынков. Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка  потребительских товаров) рынки  средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Необходимо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования. За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.

Углубление реформы  систем распределения и социального  обеспечения. При распределении  доходов народного хозяйства  следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Для этого необходимо устранять  имеющие место перекосы в получении  доходов гражданами на местах и местными администрациями.

Большое значение придается преобразованию системы  заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных  органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными  и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность  получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство  намерено через политику распределения  и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального  расслоения общества.

Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

Важной задачей  является совершенствование системы  социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

Следует различать  административную работу учреждений социального  обеспечения и предпринимательскую  деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут  заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных  облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

Создание механизма  косвенного регулирования макроэкономики. Главная задача макроэкономического  регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию  структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и  здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования  необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

Плановая система  должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных  показателей к доминированию  стоимостных, от контроля предприятий  общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.

Банковская реформа  включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий  и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами  собственности.

Ядром налоговой  реформы является система распределения  налогов. Центральное правительство  получает таможенные пошлины, часть  налогов на потребление и добавленную  стоимость, подлежащую таможенному  обложению, налоги на потребление и  доход госпредприятий, находящихся  в ведении центрального правительства.

Центральное правительство  и местные администрации совместно  получают НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных ресурсов.

В местные администрации  поступают налоги на доходы предприятий, находящихся в их ведении, на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и  пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. Намечается создание органов, несущих ответственность за сбор государственных и местных налогов (центральный орган - за государственные  и общие налоги, местный - за местные).

Изменение функций  правительства. Для создания рыночной экономики требуется разделить  функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур .

Все звенья радикальных  преобразований взаимосвязаны. Китайская  реформа в отличие от шоковой  терапии проводится постепенно и  комплексно, каждое ее звено тщательно  обдумывается. Практика показала, что  с помощью шоковой терапии  можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не может увенчаться успехом и реформа в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях.

В начале XXI в. Китай продолжает экономическую реформу в стране. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы «трех шагов» (саньгэ буцзоу), что позволило решить задачу «обогреть и накормить» (вэньбао) народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран.

В результате последовательного  выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие  стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая  для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса  страны на международной арене и  выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход  в ряды стран со средним уровнем  ВНП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни для народа; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.

Способен ли Китай решить поставленные задачи к 2050 г.? В КНР признают многие проблемы, с которыми столкнулась страна при  переходе от плановой экономики к  рыночной: в наличии противоречие между растущими потребностями  народа и отсталым общественным производством, сохраняются большие межрегиональные  различия, по-прежнему велика доля бедного  населения, увеличивается доля людей  пожилого возраста, сохраняются проблемы трудоустройства и социального  обеспечения.

На XVI съезде КПК  было объявлено, что эти проблемы можно решить только на основе осуществления  стратегических задач «третьего  шага» модернизации и решения  задачи построения «общества достатка» (сяокан шэхуэй). Для решения этой задачи в экономической сфере намечено увеличить к 2020 г. валовой внутренний продукт в 4 раза по сравнению с 2000 г. (в пересчете по официальному валютному курсу — свыше 4 трлн. долл.), значительно усилить совокупную мощь страны и международную конкурентоспособность, осуществить в основном индустриализацию, создать совершенную систему рыночной экономики и открытую экономическую систему, повысить удельный вес городского населения, устранить тенденции к увеличению различий между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, отдельными регионами, совершенствовать систему социального обеспечения, сделать более полной общественную занятость, повышать доходы населения и обеспечить народу более зажиточную жизнь.

При разработке экономической политики в последние  годы в КНР основное внимание было уделено изменениям совокупного  спроса, который был основным фактором формирования тенденций социально-экономического развития страны. В результате такого подхода среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах с 1979 по 2003 г. составили 9,4% в год, а за последние пять лет, с 1998 по 2003 г., — 8,0%, в 2003 г. — 9,1%, что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики — 3,8%. Таким образом, в XXI в. Китай смог выйти на новые экономические рубежи — 8,940 трлн. юаней в 2000 г. и 11,690 трлн. юаней в 2003 г., то есть выйти на показатель 1,08 трлн. долл. по текущему валютному курсу юаня к доллару, не говоря уже об этом показателе по паритету покупательной способности.

В результате в 2004 г. КНР оказалась на шестом месте  в мире по объему ВВП, и ее доля в  объеме мирового ВВП составила 3,4%. В  последние годы по этому показателю Китай обошел Италию и стремительно догоняет такие экономически развитые страны, как Франция и Великобритания. В соответствии с планом развития народного хозяйства КНР до 2050 г. среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7,5% до 2010 г., 6,5% — до 2020 г., 5,5% — до 2030 г., 4,5% — до 2040 г. и 3,5% — до 2050 г. В этом случае нетрудно подсчитать, что в 2010 г. объем ВВП составит 2,226 трлн. долл., в 2020 г. — 4,178 трлн., а в 2050 г. этот показатель достигнет 15,634 трлн. Таким образом, к середине XXI в. Китай в состоянии обогнать США по объему ВВП при сохранении нынешних темпов роста ВВП США — 3,24% в год и при выполнении намеченных темпов роста ВВП Китая до 2050 г .

Информация о работе Экономические преобразования в Китае.