Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:13, реферат

Описание работы

Данный реферат дает представление о национальных и региональных особенностях перехода к рыночной экономике в восточноевропейских государствах. Он содержит анализ материала о пространственном ходе кризиса и реформ: динамике и структурных сдвигах в производстве, доходах и инфляции, приватизации и инвестициях, безработице и миграциях населения.
Предлагаемая Вам работа ставит перед собой задачу — показать, как проходят трудный путь к рыночной экономике разные восточноевропейские страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………… 3
Глава 1. Предпосылки и особенности перехода к рынку в странах Восточной Европы …………………………………. 4
Глава 2. Специфика переходной экономики в странах Восточной Европы … 6
Глава 3. Сравнительные характеристики экономических реформ, программ стабилизации и схем приватизации в странах Восточной Европы ………… 8
Глава 4. Социально-экономический эффект реформ ……………………… 21
Заключение …………………………………………………………………… 23
Литература …………………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный 

университет им.Н.И. Лобачевского»

 

 

Экономический факультет

Специальность ___________________________

 

 

 

 

 РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История экономики».

на тему: «Экономические реформы в Восточной Европе в последней четверти ХХ века».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент ___ курса, гр. _______

Стыценко Д.П.

 

Проверил:

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород, 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………..………………… 3

 

Глава 1. Предпосылки и особенности перехода к рынку в странах Восточной Европы …………………………………………………………………………. 4

 

Глава 2. Специфика переходной экономики в странах Восточной Европы … 6

 

Глава 3.  Сравнительные характеристики экономических реформ, программ стабилизации и схем приватизации в странах Восточной Европы ………… 8

 

Глава 4.  Социально-экономический  эффект реформ ……………………… 21

 

Заключение …………………………………………………………………… 23

 

Литература …………………………………………………………………….. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Данный реферат дает представление о национальных и региональных особенностях перехода к рыночной экономике в восточноевропейских государствах. Он содержит анализ материала о пространственном ходе кризиса и реформ: динамике и структурных сдвигах в производстве, доходах и инфляции, приватизации и инвестициях, безработице и миграциях населения.

Предлагаемая  Вам работа ставит перед собой задачу — показать, как проходят трудный путь к рыночной экономике разные восточноевропейские страны.

Страны с  переходной экономикой де-факто (неважно, признаны они таковыми формально  или нет) вместе занимают две трети  площади Евразии, составляя около 45% населения нашего громадного материка. Да и в Европе, включая европейскую Россию, пропорции почти те же самые. Наш объект — ряд старых и совсем юных стран в центре и на востоке Европы, с которыми Россия, сама входящая в это число, теснее всего связана во всех отношениях. Помимо прочих, тут Украина и Беларусь. Опыт этих стран, позитивный и негативный, для нас особенно ценен.

Революционные события в Восточной Европе на рубеже 1980—90-х гг. затронули, прежде всего, политические и экономические системы государств, региона и континента в целом. Созданный СССР восточный блок, проиграв 40-летнюю холодную войну, раскололся, причем на большее количество государств, чем то, из которого он складывался. Рухнул железный занавес. Возникли реальные многопартийные парламенты. Пришли к власти антикоммунистические либо маргинально-переходные лидеры и правительства, приступили к рыночным реформам с разной степенью решимости.

Восточная Европа отличается от Западной поздним формированием  большинства национальных государств. Веками она была разделена между  четырьмя империями — Германской (а ранее Польской), Австро-Венгерской, Российской и Османской, на окраинах которых жило в начале ХХ века более сотни миллионов меньшинств.

Глава 1. Предпосылки и особенности перехода к рынку в странах Восточной  Европы. 

 

Главные атрибуты плановой экономики, существовавшей не менее полувека на 2/3 территории Европы, описаны многими экономистами. Янош Корнай в книге «Дефицит» (1992г.) называет ее экономикой, в которой предприятия гонят план — всегда напряженный, ибо спрос не ограничен реальными ценами, и стремятся к росту, независимо от затрат и качества продукции. Производство «перегрето», отсутствуют резервы мощностей. Но сколько бы оно ни росло, всегда всего не хватало. Распределяющая материальные блага бюрократия стала продуктом и стражем экономики дефицита. Результатом было парадоксальное сочетание дефицита с избыточным производством. Например, в России такой избыток оценивался в 1/3 промышленной продукции.

Отраслевая  и региональная структуры хозяйства  формировались экстенсивно, путем  наращивания, достройки вместо реконструкции и модернизации. Новые отрасли в странах и в отдельных районах обычно не вытесняли базовых, а добавлялись к ним, обостряя дефицит ресурсов. Даже в столичных агломерациях Восточной Европы застряли неуместные для них отрасли металлургии, крупнотоннажной химии и т.п. Одновременно пристраивали новые промышленные районы, осваивали новые территории, источники сырья.

Другой особенностью плановой экономики была подавленная инфляция. Ее порождало сочетание товарного дефицита с жесткими государственными ценами. Освобождение цен сразу переводило инфляцию в открытую форму, заставляя часть потребителей вздыхать по тем временам, когда все хоть и бралось с боями в очередях, да за гроши.

Трансформировать  такую систему после долгих лет  ее реального существования в рыночную, ограниченную со стороны спроса, равносильно хирургическому лечению старого хроника и его выхаживанию после операции. Последствия в виде инфляции, резкого спада производства, безработицы оказались весьма тяжелыми.

Системный кризис, который сопутствует переходу от плановой к рыночной экономике, вызывает нехватку рыночной инфраструктуры. Системный кризис тем сильнее, чем выше степень огосударствления экономики и чем меньше было в ней ростков рынка в виде небольших частных предприятий, разных видов сервиса, торговли по коммерческим ценам.

К 1990 г. страны Восточной  Европы заметно различались по уровню экономического развития. По размерам валового продукта на душу населения  выделялись ГДР, Чехословакия, Россия, Белоруссия и Прибалтика. Этому не всегда соответствовал уровень душевого потребления. Помимо ГДР и Чехословакии, выделялись Венгрия и Болгария, а в бывшем СССР явно лидировали Балтийские республики. В целом весь восточный регион Европы к 1990 г. был беднее западного в 2—3 раза и уступал США в 4—5 раз. Прослеживалась связь между благосостоянием и структурой хозяйства. У бедных стран обычно выше доля занятых в сельском хозяйстве, а самые богатые обладают более развитым сервисом.

Мы различаем  два типа социалистических экономик, сложившиеся к началу 90-х гг.: центрально-планируемые (Болгария, Чехословакия, Румыния, республики СССР) и частично-реформированные (Венгрия, Польша, Югославия). В последних, заметную роль играли рыночные механизмы, имелся уже относительно сбалансированный рынок товаров и услуг. При этом Югославия представляла собой особый случай сочетания децентрализации и планового управления. В центрально планируемых экономиках все отмеченные выше дефекты директивной системы проявлялись особенно остро.

Глава 2. Специфика переходной экономики в странах Восточной Европы

 

К 90-м годам мнения экономистов  и политиков о путях трансформации  экономики дефицита разделились. Либерализация потребительских цен почти всюду стала первым и главным элементом проводимых реформ. Ведь подавленная инфляции уже начала выбиваться из под контроля. Освобождение цен, даже неполное, действительно взорвало систему и вызвало в большинстве стран резкий скачок инфляции. Этому способствовала быстрая инфляция издержек производства и система индексаций зарплаты.

Дерегуляция экономики и освобождение цен были призваны заложить основы рыночного механизма и одолеть дефицит внутреннего рынка, уравняв спрос и предложение.

Различия между  странами с кризисом переходной экономики  весьма велики. Они объясняются в  основном тремя факторами:

  1. Геополитической и внутриполитической обстановкой.
  2. Готовностью населения и элиты к реформам, наличием или отсутствием их «задела», объективным и субъективным экономическим самочувствием накануне переходного периода.
  3. Выбором типа экономической политики.

 

   Прямым продолжением  борьбы тех же взглядов и  методов в следующей фазе перехода  становится выбор антиинфляционной политики. Сюда относится жесткая монетарная политика в целях стабилизации национальной валюты, отказ от протекционизма, льготных кредитов и дотаций лежачим секторам экономики, что ускоряет обвальные процессы, рост безработицы. Это также попытка поддержать национальное производство дешевыми государственными кредитами и иными видами финансовой помощи, но ценой инфляции, которая туг же съедает сами кредиты.

Инфляция, спад производства, обнищание и безработица  вызвали реакцию массового сознания. Люди понимали, что перемены необходимы, но к столь суровым испытаниям не были готовы. В итоге — бурные политические события в ряде стран, чехарда правительств и т. д. Распад федераций, ослабление контроля над общественной жизнью и недовольство реформой дали толчок сепаратизму и шовинизму. Резко усилились и миграционные процессы, особенно внешние миграции, обусловленные как экономическими причинами (Румыния), так и политическими, особенно там, где произошли резкие изменения на политической карте (бывшие Югославия, СССР).

Прежде чем  перейти к проблеме оценки состояния  регионов, выделим основные отрезки  переходного периода со своими особенностями  регионального развития. В самом общем виде их три:

  1. Предкризисный (допереходный), с явной деградацией экономики в рамках старой системы и с более или менее робкими попытками ее реформирования.
  2. Кризисный (начало реформ), когда разрушение старых структур и связей опережает формирование новых.
  3. Посткризисный, когда начинают преобладать процессы упорядочения и созидания.

В рамках отрезков можно наблюдать разные сценарии их протекания. При вползании в кризис различна степень радикализации общества и его готовности к переменам. В разгар кризиса важна сама его острота (скажем, спокойный вариант, ограниченный социально-экономической сферой, и вариант «беспокойный», с политическим хаосом, сменой власти, военными столкновениями). Для третьей стадии существенны пропорция между рыночными и административными механизмами, с которой общество выйдет из кризиса, и конкретная экономическая основа подъема.

 

Глава 3. Сравнительные характеристики экономических реформ, программ стабилизации и схем приватизации в странах Восточной Европы.  
           ЭСТОНИЯ

В середине 1990 г. парламентом этой страны была принята  концепция приватизации, которая  определяла основные направления трансформации  собственности, методы и схемы приватизации на базе ваучерной модели. Преимуществом  в один голос в конце этого же года парламент принял Закон о приватизации ремесленных, торговых и обслуживающих предприятий, который вступил в действие 01.01.1991 г. В соответствии с этими нормативными актами процедура приватизации регулируется следующим образом:

  1. Объектами приватизации являются государственные, ремесленные, торговые и обслуживающие предприятия, чья стоимость не превышает 0,5 млн. руб.
  2. Инициаторами приватизации выступают местные органы власти или министерства.
  3. Собственниками приватизированного имущества могут быть граждане Эстонии старше 18 лет, которые постоянно проживают в стране больше 10 лет. 4. Предусматриваются следующие модели приватизации: аукционы, продажа акций, приватизация конкурсного типа (при ней происходит сравнение разных предлагаемых программ и планов развития объекта).

В конце 1990 г. было основано Управление государственной  собственности (ДСП), на которое возложена  организация процессов приватизации.

Законом предусматриваются  некоторые привилегии. Так, одна треть  стоимости всех акций может быть продана персоналу предприятия по более низким ценам. Работники могут купить свое предприятие по исходной цене в том случае, если его производственный профиль не будет изменен в течение периода, установленного ДСП.

В середине 1992 г. были приняты дополнения к Закону, которыми регулируется процедура приватизации средних и крупных предприятий и отклоняются определенные недостатки Закона, проявившиеся на практике (при оценке стоимости имущества, большое влияние местной администрации и ДСП на процессы приватизации и т. п.).

Во второй половине этого же года была основана и специальная  организация (ЕРЕ), главной целью  которой является приватизация крупных  предприятий. Их приватизация проходит в три этапа. На первом этапе 20 % акций  этих предприятий продается на рынке, затем на ваучеры обмениваются еще 20 % уставного капитала, а на заключительном этапе предусматривается ускорение процесса массовой приватизации. Последняя, однако, слабо отрегулирована юридическими нормами.

Для массовой приватизации используются ваучеры, которые подразделяются на: 

    • компенсационные (для лиц, имеющих гражданство Эстонии, и лиц, которые были ее гражданами до 16.06.1940г. и чье имущество подверглось национализации),
    • трудовые (в зависимости от трудового вклада каждого гражданина).

Ваучеры используются как при приватизации государственных предприятий, так и при приватизации жилого фонда.

ЛАТВИЯ 
   В начале 1991 г. парламентом Латвии был принят Декрет об основных принципах приватизации государственной собственности. Он содержит четыре основных принципа:

Информация о работе Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века