Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:13, реферат
Данный реферат дает представление о национальных и региональных особенностях перехода к рыночной экономике в восточноевропейских государствах. Он содержит анализ материала о пространственном ходе кризиса и реформ: динамике и структурных сдвигах в производстве, доходах и инфляции, приватизации и инвестициях, безработице и миграциях населения.
Предлагаемая Вам работа ставит перед собой задачу — показать, как проходят трудный путь к рыночной экономике разные восточноевропейские страны.
Введение………………………………………………………..………………… 3
Глава 1. Предпосылки и особенности перехода к рынку в странах Восточной Европы …………………………………. 4
Глава 2. Специфика переходной экономики в странах Восточной Европы … 6
Глава 3. Сравнительные характеристики экономических реформ, программ стабилизации и схем приватизации в странах Восточной Европы ………… 8
Глава 4. Социально-экономический эффект реформ ……………………… 21
Заключение …………………………………………………………………… 23
Литература …………………………………………………………………….. 25
Координация процесса приватизации возложена на Отделение приватизации Министерства экономических реформ. Его основные функции следующие:
Приватизация
малых предприятий
В приватизации
крупных предприятий
Хотя и предусматривается, что около 40 % государственной собственности подвергнется трансформации с помощью методов массовой приватизации, последняя все же не получила достаточно четкого юридического оформления. К тому же массовая приватизация была обременена дополнительными идеологическими моментами. Так, например, число получаемых ваучеров в одни руки зависело и от следующих факторов:
ЛИТВА
Как и в остальных
прибалтийских государствах, приватизация
в Литве предусматривает
Продажа предприятий за валюту должна была обеспечить денежные средства, необходимые для стабилизации домашней денежной единицы. Кроме того, тем самым старались привлечь иностранные инвестиции и создать конкурентную среду для домашних и иностранных предприятий.
Процедура продажи
предприятий за твердую валюту была
разработана и принята в
Около половины государственного имущества должно быть приватизировано на базе ваучерной модели. Сфера использования ваучеров очень широка: приватизация промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, квартир, земли и т. д.
ПОЛЬША
В середине 80-х гг. в Польше массовые размеры
приобрел процесс спонтанной приватизации.
Этот процесс положил начало распаду старых
имущественных отношений, не был легальным
и юридически обоснованным процессом
трансформации собственности.
Чтобы предотвратить хаос, вызываемый волной спонтанной приватизации, в середине 1990 г. парламент принял Закон о приватизации. В соответствии с ним работающие на предприятии получили право на приобретение 20 % акций предприятия за полцены, а иностранные инвесторы — на покупку до 10% акций одного предприятия. Превысить этот порог можно было только с разрешения правительства. Приватизация каждого конкретного предприятия предусматривала разработку специального проекта с обоснованием стоимости имущества и необходимых технических и организационных изменений.
Закон предусматривал три способа приватизации:
Процесс ликвидации может охватывать как целое предприятие, так и его часть.
Банкротство предполагает прекращение деятельности предприятия и продажу его имущества в целом или по частям.
Для ускорения процесса приватизации позднее была разработана альтернативная программа, так называемая Программа приватизации с помощью переструктуризации. Ее суть состоит в следующем. Предприятие передается на конкурсной основе в управление отечественной или иностранной менеджерской группе с целью подготовки этого предприятия к приватизации. Победителем конкурса считается та группа, которая назначает самую высокую стоимость предприятия. 5 % этой цены победители конкурса вкладывают как страховой депозит, который не может использоваться для целей переструктуризации. В тот момент, когда приватизируется, по крайней мере, 51 % предприятия, менеджерская группа получает 70 % капитальной прибыли, т.е. разницы между реальной ценой продажи и той, которую эта группа определила в ходе проведения конкурса. Остальные 30 % передаются персоналу предприятия и совету директоров. В обоих случаях эта прибыль выплачивается в виде акций предприятия.
Поскольку приватизация по описанным выше программам представляет достаточно долгий процесс, в середине 1991 г. была предложена Программа массовой приватизации. После долгих дискуссий она была принята только в середине 1993 г. В Программе дается перечень предприятий, для которых она может быть применена. Для ее реализации формируются около 20 инвестиционных фондов. Государство в каждом из них создает Совет директоров. Распределение акций предприятий осуществляется следующим способом:
По прошествии года с момента создания инвестиционных фондов все совершеннолетние граждане получают по одной акции каждого фонда, становясь тем самым их собственниками. Еще через год разрешается торговля этими акциями.
БЫВШАЯ ГДР
Включение Восточной Германии в состав ФРГ в октябре 1990 г. сразу обеспечило этой стране лучшие стартовые условия, по сравнению с остальными восточноевропейскими странами. Уже в переходный период эта страна получила твердую конвертируемую валюту — немецкую марку, развитую и эффективную хозяйственную систему, огромные финансовые средства для быстрой и социально приемлемой трансформации.
Организация процесса приватизации в бывшей ГДР была возложена на Государственное агентство (ТХА). Его основные задачи:
Прежде чем приступить непосредственно к продаже предприятий. Государственное агентство провело детальный анализ способности предприятий к выживанию в рыночных условиях. Около 30 % предприятий не имело перспектив и подлежало ликвидации. Для выживания остальных требовались разные виды помощи и модернизации: изменение производственной программы, уменьшение количества работающих, введение новых технологий, списание долгов, предоставление гарантий под кредиты и т. д. Только после этого начался непосредственный процесс продажи предприятий.
В отличие от
классической модели продажи тем, кто
предложит самую высокую цену,
ТХА при принятии решения учитывало
и широкие общественные интересы,
чтобы трансформация
Кроме продажи
государственного имущества проводилась
и денационализация. Вначале предполагалось,
что она будет проведена путем
физического возвращения
БЫВШАЯ ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Чехословакия
весной 1990 г. в качестве основной модели
приватизации выбрала модель продажи
государственной собственности. Бесплатное
распределение сначала рассматр
Денационализация
имущества проводится как путем
возвращения
Малая приватизация в Чехословакии была проведена очень быстро. Она охватила небольшие хозяйственные объекты и части крупных предприятий из области торговли, услуг и ремесленничества. Средства, полученные от продажи этих объектов, направлялись государству.
Приватизация крупных предприятий предусматривала, прежде всего, разработку плана приватизации. К определенному сроку каждое предприятие должно было представить Министерству приватизации обоснование схемы приватизации, оценку стоимости имущества, организационного и юридического статуса, структуры акций, динамики приватизации и т. д. Все другие заинтересованные физические и юридические лица могли к тому же сроку представить свои альтернативные планы. Решение о способе приватизации принимало Министерство для каждого отдельно взятого предприятия.
Для первого этапа приватизации было выбрано 1500 предприятий. Две трети их стоимости было предназначено для бесплатного распределения по ваучерной модели. Персонал не получал никаких льгот при покупке акций своего предприятия.
После уплаты определенной суммы на покрытие административных затрат (около одной трети средней месячной заработной платы) граждане Чехословакии получили ваучеры, в которых была проставлена не денежная сумма, а баллы. Эти ваучеры использовались на аукционах, организованных Министерством приватизации. На аукционы выставлялись акции предприятий по ранее определенным ценам, выраженным, как и ваучеры, в баллах. Собственники ваучеров должны были в течение трех недель заявить о своей готовности приобрести некоторое количество акций выставленных на аукцион предприятий. После этого Министерство суммировало все заявки. Предприятия, по которым спрос и предложение совпадали или отступления не превышали 25 %, подлежали приватизации. В остальных случаях предприятия переносились на следующий аукцион с определенной коррекцией цен акций. До конца 1992 г. было проведено 5 аукционов. В ходе их продано более 90 % выставленных акций и только 1 % ваучеров остался неиспользованным.
Первый этап приватизации был закончен. С 01.01.1993 г. Чехословакия распалась на два независимых государства - Чехию и Словакию, каждое из которых уже самостоятельно приступило ко второму этапу приватизации.
ВЕНГРИЯ
Венгрия была одной из редких восточноевропейских
стран, которая проводила рыночные эксперименты
еще в условиях плановой системы и создала
довольно благоприятные условия для развития
частного сектора. С реформой 1968 г. началось
развитие рабочего самоуправления. В 1989
г. рухнул коммунистический режим, в следующем
году был выбран многопартийный парламент.
Информация о работе Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века