Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:13, реферат

Описание работы

Данный реферат дает представление о национальных и региональных особенностях перехода к рыночной экономике в восточноевропейских государствах. Он содержит анализ материала о пространственном ходе кризиса и реформ: динамике и структурных сдвигах в производстве, доходах и инфляции, приватизации и инвестициях, безработице и миграциях населения.
Предлагаемая Вам работа ставит перед собой задачу — показать, как проходят трудный путь к рыночной экономике разные восточноевропейские страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………… 3
Глава 1. Предпосылки и особенности перехода к рынку в странах Восточной Европы …………………………………. 4
Глава 2. Специфика переходной экономики в странах Восточной Европы … 6
Глава 3. Сравнительные характеристики экономических реформ, программ стабилизации и схем приватизации в странах Восточной Европы ………… 8
Глава 4. Социально-экономический эффект реформ ……………………… 21
Заключение …………………………………………………………………… 23
Литература …………………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)
  1. Приватизацию необходимо осуществлять с учетом особенностей отдельных отраслей (промышленности, сельского хозяйства и т. д.), которые должны найти свое отражение в специально принятых законах.
  2. Все имущество, которое национализировано после 17.06.1940 г., должно быть денационализировано.
  3. Основным способом приватизации остальной части государственного имущества является продажа.
  4. Допускается приватизация имущества путем бесплатного распределения, что регулируется Законом о массовой приватизации, принятым в конце 1992 г.

Координация процесса приватизации возложена на Отделение  приватизации Министерства экономических  реформ. Его основные функции следующие:

    • разработка методических указаний по проведению процедур приватизации,
    • создание благоприятных условий для развития частного сектора,
    • приватизация государственных предприятий, управление государственным имуществом.

Приватизация  малых предприятий осуществляется путем их продажи персоналу и остальным, физическим и юридическим лицам (без ограничения для иностранцев) на основе аукционов и конкурсов.

В приватизации крупных предприятий используются конкурсы; трансформация в холдинги с последующей продажей акций; лизинг с возможностью последующей покупки  арендованного имущества; ликвидация предприятия и продажа его имущества.

Хотя и предусматривается, что около 40 % государственной собственности  подвергнется трансформации с помощью  методов массовой приватизации, последняя  все же не получила достаточно четкого  юридического оформления. К тому же массовая приватизация была обременена дополнительными идеологическими моментами. Так, например, число получаемых ваучеров в одни руки зависело и от следующих факторов:

    • продолжительности проживания в стране (за каждый прожитый год добавляется по одному ваучеру, причем на время работы в комитетах компартии эта привилегия не распространяется),
    • наличия или отсутствия латвийского гражданства (в первом случае выделяется дополнительно 15 ваучеров, а во втором — количество получаемых ваучеров уменьшается на 5),
    • жертвы коммунистических репрессий получают от 2 до 5 ваучеров за каждый год, проведенный в лагерях, тюрьмах и т. д.

      ЛИТВА

Как и в остальных  прибалтийских государствах, приватизация в Литве предусматривает массовую приватизацию и продажу предприятий  в основном за твердую валюту.

Продажа предприятий  за валюту должна была обеспечить денежные средства, необходимые для стабилизации домашней денежной единицы. Кроме того, тем самым старались привлечь иностранные инвестиции и создать  конкурентную среду для домашних и иностранных предприятий.

Процедура продажи  предприятий за твердую валюту была разработана и принята в середине 1992 г. В соответствии с ней приватизация предприятий может осуществляться продажей, как акций, так и целиком самого предприятия инвестору, в том числе и на конкурсной основе. За проведение приватизации отвечали местные комитеты по приватизации.

Около половины государственного имущества должно быть приватизировано на базе ваучерной  модели. Сфера использования ваучеров очень широка: приватизация промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, квартир, земли и т. д.

ПОЛЬША 
   В середине 80-х гг. в Польше массовые размеры приобрел процесс спонтанной приватизации. Этот процесс положил начало распаду старых имущественных отношений, не был легальным и юридически обоснованным процессом трансформации собственности.

Чтобы предотвратить  хаос, вызываемый волной спонтанной приватизации, в середине 1990 г. парламент принял Закон о приватизации. В соответствии с ним работающие на предприятии  получили право на приобретение 20 % акций предприятия за полцены, а иностранные инвесторы — на покупку до 10% акций одного предприятия. Превысить этот порог можно было только с разрешения правительства. Приватизация каждого конкретного предприятия предусматривала разработку специального проекта с обоснованием стоимости имущества и необходимых технических и организационных изменений.

Закон предусматривал три способа приватизации:

  1. Коммерциализация применяется для крупных предприятий. Инициатором выступает само предприятие, которое и заказывает проект с целью определения количества и цены акций. Предприятие реорганизуется в АО, выпускает акции, которые переходят в государственную собственность и передаются Министерству приватизации. Министерство продает эти акции напрямую, по открытой подписке, или конкретному менеджеру.
  2. Ликвидация как способ приватизации применяется для мелких и средних предприятий. Ликвидация означает, что предприятие юридически прекращает свое существование. Это может быть результатом:
      • продажи предприятия;
      • создания на базе существующего предприятия новой компании; ее учредителями являются Министерство приватизации и частный инвестор, купивший часть имущества;
      • аренды персоналом и руководством имущества предприятия и организация на этой основе новой частной фирмы.

Процесс ликвидации может охватывать как целое предприятие, так и его часть.

Банкротство предполагает прекращение  деятельности предприятия и продажу  его имущества в целом или  по частям.

Для ускорения процесса приватизации позднее была разработана альтернативная программа, так называемая Программа приватизации с помощью переструктуризации. Ее суть состоит в следующем. Предприятие передается на конкурсной основе в управление отечественной или иностранной менеджерской группе с целью подготовки этого предприятия к приватизации. Победителем конкурса считается та группа, которая назначает самую высокую стоимость предприятия. 5 % этой цены победители конкурса вкладывают как страховой депозит, который не может использоваться для целей переструктуризации. В тот момент, когда приватизируется, по крайней мере, 51 % предприятия, менеджерская группа получает 70 % капитальной прибыли, т.е. разницы между реальной ценой продажи и той, которую эта группа определила в ходе проведения конкурса. Остальные 30 % передаются персоналу предприятия и совету директоров. В обоих случаях эта прибыль выплачивается в виде акций предприятия.

Поскольку приватизация по описанным выше программам представляет достаточно долгий процесс, в середине 1991 г. была предложена Программа массовой приватизации. После долгих дискуссий она была принята только в середине 1993 г. В Программе дается перечень предприятий, для которых она может быть применена. Для ее реализации формируются около 20 инвестиционных фондов. Государство в каждом из них создает Совет директоров. Распределение акций предприятий осуществляется следующим способом:

  • 33% акций передается одному «ведущему» фонду (для различных предприятий эти фонды разные),
  • 27% акций передается остальным фондам, — 25% акций остается за государством, — 15% акций делится между персоналом.

По прошествии года с момента создания инвестиционных фондов все совершеннолетние граждане получают по одной акции каждого  фонда, становясь тем самым их собственниками. Еще через год  разрешается торговля этими акциями.

БЫВШАЯ ГДР

Включение Восточной Германии в состав ФРГ в октябре 1990 г. сразу  обеспечило этой стране лучшие стартовые  условия, по сравнению с остальными восточноевропейскими странами. Уже  в переходный период эта страна получила твердую конвертируемую валюту — немецкую марку, развитую и эффективную хозяйственную систему, огромные финансовые средства для быстрой и социально приемлемой трансформации.

Организация процесса приватизации в бывшей ГДР была возложена на Государственное агентство (ТХА). Его  основные задачи:

  • быстрое преобразование государственной собственности в частную,
  • разделение предприятий на небольшие части в целях повышения их конкурентоспособности,
  • переструктурирование предприятий с целью повышения их гибкости и эффективности и более продуктивного использования трудовых ресурсов, - ликвидация неперспективных предприятий.

Прежде чем  приступить непосредственно к продаже  предприятий. Государственное агентство  провело детальный анализ способности  предприятий к выживанию в  рыночных условиях. Около 30 % предприятий не имело перспектив и подлежало ликвидации. Для выживания остальных требовались разные виды помощи и модернизации: изменение производственной программы, уменьшение количества работающих, введение новых технологий, списание долгов, предоставление гарантий под кредиты и т. д. Только после этого начался непосредственный процесс продажи предприятий.

В отличие от классической модели продажи тем, кто  предложит самую высокую цену, ТХА при принятии решения учитывало  и широкие общественные интересы, чтобы трансформация собственности  не привела к негативным последствиям для будущего развития немецкой экономики. Именно этим объясняется продажа многих предприятий по очень низким ценам. Отмечены даже такие случаи, когда льготы были настолько велики (из-за обеспечения гарантий для новых инвесторов, сохранения рабочих мест и т.п.), что ТХА даже осталось в долгу перед покупателем.

Кроме продажи  государственного имущества проводилась  и денационализация. Вначале предполагалось, что она будет проведена путем  физического возвращения национализированного имущества. Однако позднее, ввиду больших  практических сложностей, была допущена денежная компенсация бывшим собственникам.

БЫВШАЯ ЧЕХОСЛОВАКИЯ

Чехословакия  весной 1990 г. в качестве основной модели приватизации выбрала модель продажи  государственной собственности. Бесплатное распределение сначала рассматривалось как метод, дополняющий основную модель. Однако постепенно, по мере проведения реформ, бесплатное распределение получало все большее значение вследствие недостатка свободных финансовых средств у населения и слабой заинтересованности иностранных инвесторов.

Денационализация  имущества проводится как путем  возвращения национализированных  объектов бывшим собственникам, так  и в виде денежной компенсации (до 1000 долл. наличными, а остальная часть  в виде ваучеров и облигаций).

Малая приватизация в Чехословакии была проведена очень быстро. Она охватила небольшие хозяйственные объекты и части крупных предприятий из области торговли, услуг и ремесленничества. Средства, полученные от продажи этих объектов, направлялись государству.

Приватизация  крупных предприятий предусматривала, прежде всего, разработку плана приватизации. К определенному сроку каждое предприятие должно было представить Министерству приватизации обоснование схемы приватизации, оценку стоимости имущества, организационного и юридического статуса, структуры акций, динамики приватизации и т. д. Все другие заинтересованные физические и юридические лица могли к тому же сроку представить свои альтернативные планы. Решение о способе приватизации принимало Министерство для каждого отдельно взятого предприятия.

Для первого  этапа приватизации было выбрано 1500 предприятий. Две трети их стоимости  было предназначено для бесплатного  распределения по ваучерной модели. Персонал не получал никаких льгот  при покупке акций своего предприятия.

После уплаты определенной суммы на покрытие административных затрат (около одной трети средней месячной заработной платы) граждане Чехословакии получили ваучеры, в которых была проставлена не денежная сумма, а баллы. Эти ваучеры использовались на аукционах, организованных Министерством приватизации. На аукционы выставлялись акции предприятий по ранее определенным ценам, выраженным, как и ваучеры, в баллах. Собственники ваучеров должны были в течение трех недель заявить о своей готовности приобрести некоторое количество акций выставленных на аукцион предприятий. После этого Министерство суммировало все заявки. Предприятия, по которым спрос и предложение совпадали или отступления не превышали 25 %, подлежали приватизации. В остальных случаях предприятия переносились на следующий аукцион с определенной коррекцией цен акций. До конца 1992 г. было проведено 5 аукционов. В ходе их продано более 90 % выставленных акций и только 1 % ваучеров остался неиспользованным.

Первый этап приватизации был закончен. С 01.01.1993 г. Чехословакия распалась на два независимых государства - Чехию и Словакию, каждое из которых уже самостоятельно приступило ко второму этапу приватизации. 

ВЕНГРИЯ 
   Венгрия была одной из редких восточноевропейских стран, которая проводила рыночные эксперименты еще в условиях плановой системы и создала довольно благоприятные условия для развития частного сектора. С реформой 1968 г. началось развитие рабочего самоуправления. В 1989 г. рухнул коммунистический режим, в следующем году был выбран многопартийный парламент.

Информация о работе Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века