Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:13, реферат

Описание работы

Данный реферат дает представление о национальных и региональных особенностях перехода к рыночной экономике в восточноевропейских государствах. Он содержит анализ материала о пространственном ходе кризиса и реформ: динамике и структурных сдвигах в производстве, доходах и инфляции, приватизации и инвестициях, безработице и миграциях населения.
Предлагаемая Вам работа ставит перед собой задачу — показать, как проходят трудный путь к рыночной экономике разные восточноевропейские страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………… 3
Глава 1. Предпосылки и особенности перехода к рынку в странах Восточной Европы …………………………………. 4
Глава 2. Специфика переходной экономики в странах Восточной Европы … 6
Глава 3. Сравнительные характеристики экономических реформ, программ стабилизации и схем приватизации в странах Восточной Европы ………… 8
Глава 4. Социально-экономический эффект реформ ……………………… 21
Заключение …………………………………………………………………… 23
Литература …………………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

В процессе приватизации можно выделить две фазы. Первая — фаза спонтанной приватизации, которая  проходила в 1989 и 1990 гг.

Для второй фазы характерен твердый государственный  контроль над приватизацией, который  осуществляет Государственное имущественное агентство, наделенное широкими правами.

Самоуправляющиеся предприятия были преобразованы  в государственные корпорации, которые  и подготавливали приватизацию путем  продажи акций. Процесс приватизации мог начаться по инициативе любого из заинтересованных лиц, а реализовывался через Государственное агентство. Это же агентство (а не местные органы власти, как в Чехословакии) занималось и продажей малых предприятий, что делало саму процедуру приватизации довольно медленной.

Низкие темпы  проходящей в Венгрии приватизации связаны также и с выбранной моделью: исключительно путем продажи и по реальным ценам. Отечественных реальных инвесторов мало, прилив иностранного капитала незначителен, несмотря даже на то, что Венгрия до конца 1992 г. занимала первое место среди восточноевропейских стран по притоку иностранного капитала.

Самые привлекательные  предприятия были приватизированы  сразу же, а остальные не находят  покупателей. Существующий не очень  большой отечественный капитал  ориентируется не на покупку этих непривлекательных предприятий, а на создание новых частных предприятий.

БЫВШАЯ ЮГОСЛАВИЯ

Приватизация  в СФРЮ основывалась на Законе об обращении  общественного капитала. Этот Закон  был принят в 1989 г. в составе целого пакета нормативных актов, регулирующих проведение всеохватывающей реформы. Закон был достаточно либеральным и разрешал все те активные действия, которые специально не оговаривались как запрещенные.

Оперативные вопросы  приватизации находились в ведении  Агентства по переструктурированию и Фондов развития, созданных в каждой из шести республик СФРЮ. Агентство специализировалось на вопросах организации процедур приватизации, а фонды функционировали как предприятия, зарабатывая деньги продажей экономических объектов и вкладывая их затем в развитие предприятий.

Предусматривались следующие способы приватизации: — продажа, 
   — дополнительные вложения (эмиссия акций), — превращение долга во вклад, когда кредитор становился совладельцем предприятия, — совместные вложения.

Решение о приватизаций предприятия принимал орган самоуправления на предприятии. После этого полномочная организация, имеющая лицензию Агентства по переструктурированию, проводила оценку стоимости имущества предприятия.

На практике большинство предприятий выбрало  путь приватизации путем дополнительных вложений (эмиссия акций). Покупателями акций могли быть все отечественные физические лица и пенсионные фонды как юридические лица. При покупке акций все граждане получали скидки в размере 30 % цены, а персонал и пенсионеры предприятий — дополнительные скидки в размере 1 % стоимости за каждый проработанный год на предприятии. Кроме того, предусматривалось, что стоимость акций оплачивается в течение 10 лет. Акции были именными, могли продаваться и давали право на управление предприятием и дивиденды.

В середине 1991 г. начался процесс, приведший к  распаду СФРЮ на пять государств. После  этого в новообразовавшихся государствах отмечается сходство в процессах  приватизации, так как основная концепция 1989 г. не подверглась радикальным  изменениям.

РУМЫНИЯ

В отличие от своих соседей Румыния к системным  изменениям подошла революционным  путем. В конце 1989 г. режим Чаушеску был свергнут народом. Уже в 1990 г. была принята новая Конституция  и ряд законов, защищающих право  частной собственности.

В 1990 г. был принят Закон о приватизации. В соответствии с ним на предварительном этапе все предприятия преобразуются в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и государственные компании, остающиеся под государственным контролем.

Организация процесса приватизации возложена на Национальное агентство по приватизации, Государственный фонд и пять частных фондов. Основу стратегии приватизации составляет массовая приватизация с использованием сертификатов (ваучеров). Каждый совершеннолетний гражданин получает по пять сертификатов, по одному на каждый частный фонд.

В процессе приватизации используются разные механизмы в  зависимости от величины и специфики  предприятия. Все, предприятия делятся  на три группы:

  • малые предприятия (до 200 работающих). Они приватизируются быстро и по достаточно простым процедурам, разработанным местными филиалами Национального агентства по приватизации. 70 % полученных от приватизации средств направляется Государственному фонду, а 30% — частным фондам;
  • средние предприятия. В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия (металлургия, химия и т. д.) его приватизацией занимается один из частных фондов;
  • крупные предприятия. Ответственность за их приватизацию возложена на Государственный фонд, а сама процедура приватизации растягивается на длительный период времени.

При приватизации предприятия его персонал получает привилегии в виде скидки в цене (10%) и денежных выплат по частям. 
   В принятом в 1991 г. Законе о земле содержится программа приватизации земли. В законе, в частности, предусматриваются льготы при сохранении коллективных форм собственности в сельском хозяйстве. Покупка государственных квартир проводится по Закону, вступившему в силу в 1990 г., и по очень низким ценам.

БОЛГАРИЯ

Хотя дискуссия  о темпах и формах приватизации в Болгарии развернулась еще в 1989 г., сам процесс начался достаточно поздно по сравнению с остальными восточноевропейскими странами. Только в 1992 г. был принят Закон о приватизации. В соответствии с ним приватизация осуществляется по годовым планам, которые разрабатывает правительство совместно с Агентством по приватизации, а принимает парламент одновременно с принятием годовых бюджетов.

Оценку стоимости  имущества проводят отечественные  и иностранные фирмы, имеющие  полномочия от Агентства по приватизации. В зависимости от величины все предприятия делятся на три категории:

  • малые, стоимость которых не превышает 370 тыс. долл. Их приватизация находится в ведении отраслевых министерств;
  • средние, стоимостью до 7,4 млн. долл., приватизация которых осуществляется Агентством по приватизации;
  • крупные, которые также приватизируются Агентством, но с разрешения правительства.

Выделяются  следующие способы продажи акций  предприятий:

  1. Продажа контрольного пакета стратегическому инвестору;
  2. Непосредственные договоры с потенциальными покупателями;
  3. Аукционы по продаже целого предприятия;
  4. Конкурсы по продаже целого предприятия или его частей;
  5. Выкуп предприятия персоналом. Персонал предприятий и пенсионеры при покупке акций имеют скидку в размере 50 %. В качестве покупателей могут выступать и иностранцы, однако они не могут стать собственниками земли.

Законом регулируется и денационализация имущества, отобранного  после второй мировой войны.

В целом все  восточноевропейские страны, находящиеся  в стадии перехода — трансформации, переживают глубокий экономический кризис. Для всех них, независимо от того, проводятся ли реформы по сценарию «шоковой терапии» или же темпы преобразования относительно невысоки, характерно снижение объемов производства. Хотя многие экономисты и предсказывали, что процесс трансформации будет сопровождаться кризисными явлениями в экономике, но никто из них не предполагал, что падение будет таким глубоким и затяжным.

Глава 4. Социально-экономический эффект реформ.

Начало переходного  периода всюду окрашено в национальные цвета и зависит от решительности государственной политики. Ведь ход преобразований во многом определялся готовностью к реформам, их направлением и скоростью. Реформаторский задел в Венгрии, Польше, Югославии облегчал их продвижение по сравнению с Болгарией, Румынией и СССР. Чехословакия же сочетала жесткость управления с неплохим наполнением потребительского рынка.

Эти особенности  стран отразились, прежде всего, на динамике роста цен как индикаторе хода реформ.

Венгрия после  многолетних частичных реформ уже  имела значительную долю свободных  цен. Поэтому она не испытала столь  сильного ценового шока, как другие страны.

Пик роста цен  в Польше пришелся на 1989 г. и был  шестикратным, то есть вдвое меньшим, чем в Югославии, России и на Украине. С 1991 г. инфляция в Польше, Словении и Хорватии пошла на убыль, хотя в  других странах на месте Югославии  высокую инфляцию поддерживали войны, экономическая нестабильность и  международные санкции.

Болгария и  Румыния пошли на освобождение цен  на 1-1,5 года позже Польши. Скачок в 3—5 раз произошел у них в 1991 г. Та же ритмика процесса в Чехословакии, но кривая роста цен сглажена бездефицитностью внутреннего рынка. В целом по сравнению с бывшим СССР инфляция была умеренной, и ее быстрее остановили.

В общем эти  страны показали тот спектр вариантов, которые могли выбирать Россия и  другие республики СССР, где официальная  статистика впервые зафиксировала заметный спад в 1991 г. (правда, в 80-х гг. в СССР почти не учитывалась реальная инфляция, так что по иным расчетам спад начался еще в 1985 г.). В любом случае обращает на себя внимание тот факт, что в России, Украине и Белоруссии темп сокращения ВВП был близок к индустриальному или опережал его. В остальных странах, как правило, наоборот. Это говорит о том, что кризис в Центральной Европе сильнее всего коснулся именно промышленности, а в бывшем СССР еще больше пострадали остальные отрасли экономики.

Вложения в  экономику наглядно отражают ее состояние. В Польше, Венгрии, Чехословакии в1992 г. спад инвестиций достигал 1—5% в сравнении с предыдущим годом (в худшие времена было и -15 и -34%). В Болгарии и Румынии спад продолжался, оставаясь на уровне -15, -10%. Самый острый инвестиционный кризис характерен для бывшего СССР. Уже в 1992 г. на Украине инвестиции сократились на 37%. Россия два года держалась на уровне 18%, а к 1993 г. скаталась до 44%.

В целом можно  наблюдать смещение пика трудностей на Восток региона, который запоздал с началом реформ. В 1990 г. наибольшие сложности, связанные с переходом к рынку, испытывали Польша и Югославия. В 1991-92 гг. тяжелее всего пришлось Болгарии, Румынии и странам Балтии, а Белоруссия, Украина и даже Россия выглядели сравнительно благополучно. Но уже в следующем году на гребне тягот (больше по обвалу производства) находились республики распавшегося СССР, тогда как в Центральной Европе, включая Балтию, показатели улучшились.

Процесс трансформации  восточноевропейских стран связан с огромными трудностями. Формирование рыночных институтов и механизмов сопровождается стремительным падением производства и жизненного уровня населения, высокой инфляцией и обострением социальных проблем в обществе. Вместе с тем на общем фоне негативных явлений намечаются первые зачатки позитивных тенденций.

Согласно прогнозам, подготовленным в 1996 г. американской исследовательской  организацией «ПланЭкон», продолжительность  экономического спада в восточноевропейских  странах будет продолжаться от 7 лет (в Польше) до 20 лет (в Румынии). После прохождения самой низкой точки спада - «дна» - этим странам потребуется еще от 5 до 15 лет для того, чтобы их экономика достигла докризисного уровня, т.е. уровня, с которого эти государства начали трансформационные процессы. Вместе с тем уже сейчас можно утверждать, что эти прогнозы оказались слишком оптимистичными. Если в отношении Польши предвиделось, что она достигнет «дна» в 1991 г., а Венгрия - в 1994 г., то практика показывает, что эта критическая точка в реальности отодвигается еще на 3-4 года. Следовательно, и «выздоровление» экономик этих стран также отодвигается во времени.

Заключение. 

Рыночные преобразования в Восточной Европе привели на первых этапах, как к достижениям, так и к потерям. Более демократические и открытые общества и более изобильные потребительские рынки возникли везде, но не все смогли начать активную перестройку экономики. Если такие явления, как инфляция, спад производства, безработица, были в принципе неизбежны при системном кризисе и реформах, то динамика и амплитуда их параметров зависели от различий между странами и районами. Прежде всего мы отметили основные различия в очередности реформ и кризиса:

  1. Они запаздывали по направлениям с запада на восток и с севера на юг. На северо-западе изучаемого региона (Венгрия, Чехия, Польша и страны Балтии) спад производства после крутых преобразований остановлен и уже сменился ростом на рыночной основе. На востоке и юго-востоке он усилился или остался прежним.
  2. Уроки первых лет реформ в восточноевропейских странах сразу показали, что избежать обвальной либерализации цен или отложить ее до момента полной готовности производства и населения в условиях экономики дефицита невозможно.
  3. Сегодня эти же страны показывают, что победа над инфляцией — совершенно необходимое, хотя и недостаточное условие для перехода к росту инвестиций, производства и реальных доходов. Будущее реформ во многом зависит от настойчивости их проведения. Иначе тормозом становится и психологическая усталость населения, возникающая при затянувшемся неопределенном положении.
  4. Постадийный анализ переходных экономик указывает на закономерность: чем более радикальны и последовательны реформы, тем тяжелее вначале, но тем быстрее наступает облегчение.
  5. Можно выделить западный и восточный типы реформируемых пространств. Для первого характерна более тесная функциональная связь между разными параметрами кризиса и отзывчивость состояния регионов на реформаторские усилия. Восточный тип отличает слабая или даже обратная связь между сокращением производства и безработицей, между безработицей, низкими доходами и миграционным оттоком населения.
  6. Универсально различие между пространством общего кризиса и кризисом отдельных пр<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family:

Информация о работе Экономические реформы в Восточной Европе, последняя четверть ХХ века