Экономический анализ коррупции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы попытаемся определить, что же такое коррупция, на какие виды она делится, выявим её типологию. Так же постараемся объяснить, как появилась коррупция и выделить наиболее распространенные причины коррупции. Анализируя методы исследования коррупции, мы постараемся выяснить, как коррупция влияет на уровень общественного благосостояния в стране, рассмотрим негативное и позитивное воздействие коррупции и кратко затронем проблему конкуренции и коррупции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………5
Глава I. Основы коррупции.

1.1. Определение коррупции, типология, виды……………...6

1.2. Предпосылки появления коррупции……………………..8
1.3. Зависимость общественного благосостояния от уровня коррупции……………………………………………………...10
1.4. Влияние коррупции на уровень инфляции……………..14

Глава II. Экономический анализ коррупции в современной России.

2.1. Оценка масштабов коррупции в пределах Российской Федерации (2009-2012гг)…………………………………….16

2.2. Анализ коррупционных преступлений в Российской Федерации……………………………………………………..17
2.3. Решение проблемы коррупции………………………….19
Заключение……………………………………………………………….23
Список изученной литературы….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Экономический анализ коррупции в России.docx

— 148.08 Кб (Скачать файл)

Государства с низким уровнем  коррупции (например Норвегия) распоряжаются излишками разумно — они их не тратят, а откладывают в Фонд будущих поколений. Поэтому и инфляция в Норвегии в четыре раза ниже, как сообщают "нововременцы" — всего 1,6%.

 

Глава II. Экономический анализ коррупции в современной России

2.1. Оценка масштабов коррупции  в пределах Российской федерации (2009-2012 гг)

Для оценки масштабов коррупции воспользуемся данными которые предоставляет нам Transparency International6 , которая  начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года (См. Приложение 1, Таблица 2). В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места). Такое же значение индекса было и у Индии.

В 2009 году Россия занимала в рейтинге организации Transparency International 146 место. Согласно проведённому Transparency International в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9 %. В 2009 году говорилось, что коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд взяток, подсчитали в Transparency International  .

В 2010 году Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран), получив 2,1 балла. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International — Р», в частности, утверждалось: «… никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране всё как было плохо, так плохо и осталось». Елена Панфилова заявила, что за год в России, фактически, ничего не поменялось, и добавила, что страны с рейтингом ниже трёх баллов следует считать находящимися в зоне очень высокой коррупции.

В 2011 году был составлен «Индекс взяткодателей», подготовленный Transparency International, согласно которому при зарубежных операциях российские компании являются самыми коррумпированными из 28 исследованных стран.

В 2011 году Россия улучшила свои позиции  в рейтинге, получив 2,4 балла и  поднявшись на 143 место (всего исследованы 182 страны).

В 2012 году Россия вновь улучшила позицию  в рейтинге, набрав по новой шкале 28 баллов и поднявшись на 133 место (из 174).Возможно, одной из причин уменьшения уровня коррупции стал “Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы” утвержденный  Дмитрием Медведевым в марте 2012 года.

По данным же Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219.

По данным Генерального прокурора  РФ Юрия Чайки, в 2009 году за дачу взяток было осуждено свыше 3,5 тыс. человек, за получение взятки — 2 тыс.

В 1995 году было зарегистрировано 4,7 тыс. случаев взяточничества, в 2000 году — 7,0 тыс., в 2005 году — 9,8 тыс. В 2006—2009 годах происходило ежегодное увеличение числа зарегистрированных случаев взяток, к 2009 году оно достигло пика в 13,1 тыс. Затем началось его снижение. В 2010 году число зарегистрированных взяток опустилось до 12,0 тыс., в 2011 году — до 11,0 тыс.

В январе-сентябре 2012 года в России было зарегистрировано 8,4 тыс. случаев  взяток, что на 13 % меньше аналогичного периода 2011 года и на 29 % меньше аналогичного периода 2010 года.

 

2.2. Анализ коррупционных преступлений

В данной главе мы проведем анализ двух коррупционных преступлений, выявим их сходства , а так же посмотрим чем они различаются.

 Для анализа я взяла статью по делу Александра Белевитина бывшего начальника военно-медицинского управления Министерства обороны России и статью о строительстве олимпийских объектов «Сочи-2014»7 , а именно строительстве бобслейной трассы, которым занимается офис одного из самых крупных олимпийских подрядчиков НПО «Мостовик».

«25 июня 2012 года  Московский окружной военный суд приговорил А.Белевитина к 8 годам лишения свободы за мошенничество при закупке томографов. Он также лишен звания "генерал-майор медицинской службы" и оштрафован на 900 тыс. руб. Его заместитель, который в ходе судебного и предварительного следствия полностью признал свою вину в содеянном, а также активно сотрудничал со следствием, судом приговорен к штрафу в 1,7 млн руб. Он был освобожден в зале суда. Кроме того, суд лишил А.Белевитина и А.Никитина права на протяжении 3 лет занимать определенные должности в государственных органах. Было установлено, что в 2009г. А.Белевитин и А.Никитин вступили в преступный сговор и дали указания подчиненным должностным лицам оформить документацию для проведения аукциона таким образом, чтобы обеспечить победу в нем конкретным коммерческим организациям. В результате указанных действий в рамках заключенных госконтрактов на закупку медицинского оборудования для нужд Министерства обороны РФ приобретены два томографа, общей стоимостью свыше 187 млн руб. За совершение указанных действий обвиняемые получили в качестве взяток от представителей коммерческих организаций в общей сложности 180 тыс. евро.»8

В данном случае мы видим проявление коррупции в форме «взятки» , то есть должностное лицо , в нашем  случае А.Белевитин, оказывает услуги коммерческим предприятиям и получает выгоду для себя. В результате коррупционной деятельности Белевитина было приобретено медицинское оборудование по завышенным ценам, что повлекло за собой причинение государству ущерба на сумму более 51 миллиона рублей.

Теперь давайте рассмотрим дело о строительстве объектов «Сочи-2014».

«Следственным управлением МВД в Сочи в июне 2012 года возбуждены уголовные дела по факту попытки хищения бюджетных средств. В ближайшее время они будут переданы в суд. Одно из дел касается строительства олимпийской санно-бобслейной трассы.— Дело возбуждено в отношении руководителей НПО «Мостовик», подозреваемых в завышении сметной стоимости работ при строительстве олимпийского объекта. В результате действий сотрудников полиции было предотвращено хищение на сумму 2,5 млрд рублей.

С 2010 года сложилась устойчивая практика срыва «Олимпстроем» сроков проектирования олимпийских объектов. После того как корпорация в итоге получала одобрение государственной экспертизы на смету, заключались дополнительные соглашения к договорам о строительстве. По условиям этих допсоглашений стоимость контрактов «Олимпстроя» с подрядчиками многократно возрастала.

Договор на стройку санно-бобслейной трассы первоначально имел твердую цену порядка 2 млрд рублей. После утверждения цены Глав. Гос. экспертизой России подрядчик по договору не имел права требовать ее увеличения. Однако в дальнейшем, говорит источник «Известий», первый вице-президент «Олимпстроя» Леонид Моносов подписал доп. соглашение, по которому подрядчику было разрешено требовать увеличения цены. Так цена контракта увеличилась до 2,2 млрд. рублей, а чуть позже вице-президентом корпорации Александром Горностаевым было заключено еще одно доп. соглашение, по которому цена выросла до 2,5 млрд. рублей. Всего к июню 2012 года гос. корпорация заключила с подрядчиком — ООО «НПО Мостовик» — 14 доп. соглашений на выполнение строительно-монтажных работ по санно-бобслейной трассе. С 2 млрд. рублей смета поднялась до 4 млрд.»10

В этом случае мы видим форму коррупции  которую понимают как «растрата» , то есть ресурсы которые были доверены должностному лицу(ООО «НПО Мостовик») могли быть использованы с личными целями, в результате чего государство могло понести потери в размере от 2 млрд. рублей. А так как ООО «НПО Мостовик» имел не один строительный объект11 в Сочи , то сумма потерь государства может и превышать 2 млрд. так как в честности этого подрядчика уже можно усомниться.

Поводя итог мы можем сказать, что  в данных случаях формы проявления коррупции различаются, в первом случае мошенник брал взятки , а во втором случае могла происходить растрата государственных ресурсов. Но отметим, что оба коррупционных преступления возникли от одних причин. Главной  , на мой взгляд, является организационно-экономическая - она подразумевает под собой слабость системы контроля над распределением государственных ресурсов, а так же низкая степень ответственности чиновников и низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии. И конечно одной из причин является непрозрачность государственного механизма и информационная ассимметрия, которые усложняют способы контроля чиновников  и способы наблюдения за их деятельностью.

 
 

2.3. Решение проблемы коррупции

Методов борьбы с коррупцией очень много, но в основном подразделяются на два вида - предупредительные или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части.

Четкой позиции, какой  из методов борьбы против коррупции  является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно  должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции  в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала  системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в  том, что мы боремся не с причинами  взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и  результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это  зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных  мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной  раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с  учетом последних достижений науки  и техники.

В целях совершенствования  оперативно-розыскного и уголовно-процессуального  законодательства в целях повышения  эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих  принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения  прав и свобод граждан, а тем более  их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование  должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти  на существенные материальные затраты  в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как  криминального явления должно быть основаны не только на закреплении  всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении  и невозможности государственных  органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни, будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная  и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном  лице, не должны осуществляться одной  организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений  такое совмещение двух различных  видов деятельности деформирует  каждую из них. В настоящее время  отчетливо видно, что занятие  одновременно хозяйственной деятельностью  и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия  для злоупотребления властью  и проникновения коррупции в  государственный аппарат. Орган  государственной власти, осуществляя  присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных  органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими  правилами:

1) государственные органы  и органы местного самоуправления  не должны получать доход или  извлекать для себя иную выгоду  из осуществления властных полномочий.

2) Социальный пакет для  работников тех или иных структур, должен стимулировать к честной  и продолжительной работе.

Не смотря на всю остроту  данной проблемы в России, ни один закон  в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный  акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть, может ли использоваться этот закон в целях получения взятки.

Информация о работе Экономический анализ коррупции в России