Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:06, реферат
Классификация методов и приемов экономического анализа. Неформальные (логические) методы, их характеристика.
Введение
Экономика, как и любая другая наука, обладает методами исследования. Слово «метод» происходит от греческого methodos, что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой - выступает как средство последующего познания.
Развитие методов
В настоящее время ученые также занимаются созданием новых методов, которые позволяют углубляться в познание микроэкономики. Экономические методы представляют собой своеобразный инструментальный набор, с помощью которого экономисты, бизнесмены, менеджеры, стремясь добиться наилучшего эффекта, «обрабатывают» свой материал. Этот инструментарий имеет свою историю.
На разных этапах развития в экономике использовались различные методы исследования, многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке.
1. Классификация
методов и приемов
Основным элементом метода
любой науки является ее научный
аппарат. В настоящее время практически
невозможно выделить приемы и методы
какой-либо науки как присущие исключительно
ей, наблюдается
Существует множество
классификаций методов и
Неформализованные методы основаны
на описании аналитических процедур
без использования
Формализованные (математические)
методы экономического анализа –
это методы, в основе которых лежат
строгие аналитические
1. Классические методы экономического анализа;
2. Традиционные методы экономической статистики;
3. Математико-статистические методы изучения связей;
4. Методы финансовых вычислений;
5. Методы теории принятия решений.
К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.
Во вторую группу включают: метод средних величин, метод группировок, индексный метод.
В третью группу включают: методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ.
Методы теории принятия решений объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности.
Анализ показателей, экономических
явлений, процессов, ситуаций начинается
с использования абсолютных величин
(объем производства по стоимости
или в натуральных измерителях,
объем товарооборота, сумма производственных
затрат и издержек обращения, сумма
валового дохода или прибыли). Без
абсолютных величин в анализе, как
в бухгалтерском учете и в
статистике, обойтись нельзя. Но если в
бухгалтерском учете они
Относительные величины незаменимы
при анализе явлений динамики.
Эти явления можно выразить и
в абсолютных величинах, но доходчивость,
яркость достигаются только при
использовании относительных
Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного - к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний.
Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа. Существует несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными.
Группировка - это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы.
Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их экономическую природу.
Метод цепных подстановок -
это метод экономического анализа,
который заключается в
Индексный метод - это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми.
Использование всей совокупности методов, приемов и способов - одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.
2. Неформальные (логические) методы, их характеристика
В анализе хозяйственной деятельности используется много различных методов. Среди них можно выделить логические методы. К таким методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц и группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т. д.
Анализ финансово-
Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.
Важнейшими требованиями, имеющими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других. Второе требование предусматривает наличие, прежде всего содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы.
При построении систем показателей необходимо руководствоваться рядом принципов:
o древовидной структуры системы показателей;
o обозримости;
o допустимой мультиколлинеарности;
o принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, отражающих как экстенсивные, так и интенсивные факторы развития явления;
o адекватности отображения;
o неформальности.
Метод сравнения используется
в анализе хозяйственной
Результаты анализа излагаются в виде таблиц. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением.
Группировка информации –
деление массы изучаемой
Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т. д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, возрасту, состав предприятий по темпам прироста производства продукции и т. д.
Аналитические группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.
Эвристические методы
используются для
Из них наиболее распространен
метод экспертных оценок. Сущность
его заключается в
Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:
o метод «мозговой атаки», где генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;
o метод «мозгового штурма», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;
o синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний;
o метод Дельфи предусматривает анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам.
2.1 Метод сравнения
Сравнение - действие, посредством
которого устанавливается сходство
и различие явлений объективной
действительности. С помощью этого
метода решаются следующие основные
задачи: выявление причинно-
Сравнение может быть качественным («вчера было теплее») и количественным (20 всегда больше, чем 10).
Процедура сравнения в
анализе финансово-
При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования:
• явления должны быть качественно сравнимы между собой, т.е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения (например, вопрос «Что длиннее, дорога или ночь?» абсурден, поскольку эти явления несопоставимы). Возможность сравнения обеспечивается однородностью включаемых в анализ объектов или явлений;
• необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей и т.д.);