Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 07:30, курсовая работа
Практика выхода стран из мирового экономической кризиса свидетельствует о его затяжном характере и обосновывает необходимость дальнейшего исследования причин современного кризиса и особенностей формирования планетарного и национального механизмов преодоления кризисных последствий, которые во многих странах охватили все стороны жизни населения.
Введение
1 Причины экономических кризисов
2 Финансово-экономический кризис 2008-2011гг
2.1 Глобальный финансово-экономический кризис и состояние государств на 2008-2011 гг
2.2 Действия властей по урегулированию мирового финансового кризиса 2008 года
3 Особенности экономического кризиса в России
3.1 Особенности современного финансово-экономического кризиса в России
3.2 Действия руководства России по преодолению экономического кризиса
Заключение
10 октября 2008 года Государственная
дума приняла ряд
Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: «В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом».
Политолог С. Белковский считал, что «те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель - на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты». Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн. руб. - это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн. руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая её там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей».
27 октября 2008 года, в обстановке
секретности, Наблюдательный совет
Внешэкономбанка одобрил
11 ноября 2008 года Президент Д. Медведев
в Кремле на встрече с
Газета «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: «Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, - с одной стороны, довольно общее заявление, с другой - накладывает некие ограничения, прежде всего, моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25 %. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии».
4 декабря 2008 года председатель правительства Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением объявил о сокращении квоты на привлечение в Россию трудовых мигрантов в два раза (ранее в 2008 году она была увеличена в два раза). 19 декабря на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности был принят пакет протекционистских мер с целью поддержания российского автопрома. По заявлению министра финансов Алексея Кудрина от 27 декабря 2008 года, в 2009 году госбюджет РФ ожидает дефицит в 1,5-2 трлн. рублей, который будет покрыт из резервных фондов.
19 января Председатель
30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил,
что активная фаза российского
экономического кризиса
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа - всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста» (Рис. 23).
Рисунок 23-Диаграмма динамики ежегодного роста ВВП Российской Федерации в процентах с 2008 по 2010 год
По мнению д-ра экон. наук Берлина Иришева (22.09.2009): «показателен пример России, которая в самом начале отрицала возможность кризиса в собственной стране, а разговоры на эту тему считались дурным тоном и просто не приветствовались. При этом она располагала серьезным резервом для противостояния кризису: по размерам золотовалютных резервов она занимала третье место в мире после Китая и Японии (более 600 млрд. долларов), её бюджет был профицитным, солидность финансовых ресурсов не вызывала сомнений. В течение кризисного года она растеряла все свои преимущества, и, по данным немецкого DekaBank, Россия пострадала от кризиса больше всех и оказалась в лидерах падения: темпы роста её ВВП во втором квартале 2009 года упали на 11 %».
По мнению журнала «The Economist», индекс Биг-Мака с поправкой на ВВП на душу населения на 25 июля 2011 года показывает, что российский рубль переоценён по отношению к доллару США на 10 %.
В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:
Минэкономразвития России понизило прогноз роста ВВП на 2014 год с 4,3 до 3,7 процента. Об этом сообщается в материалах ведомства. Прогноз роста российской экономики на 2015 год понижен с 4,5 до 4,1 процента.
Ведомство ожидает роста промышленного производства в 2014 году в размере 3,4 процента, тогда как ранее показатель прогнозировался на уровне в 3,7 процента. Прогноз по промпроизводству в 2015 году также понижен с 3,7 до 3,4 процента.
Кроме этого Минэкономразвития предсказывает в 2014 году нулевое сальдо движения капитала, тогда как ранее ожидался приток в размере 30 миллиардов долларов. Прогноз на 2015 год понижен с 40 миллиардов до 10 миллиардов долларов, а на 2016 год прогнозируется приток в 20 миллиардов долларов.
По мнению сотрудников ведомства, инвестиции в основной капитал в 2014 году увеличатся на 6,6 процента (прежний прогноз — 7,3 процента), в 2015 году — на 7,2 процента (прежний прогноз — 7,9 процента).
Накануне Минэкономразвития ухудшило основные макроэкономические прогнозы на 2014 год. Прогноз роста ВВП понижен с 3,6 до 2,4 процента. Рост промпроизводства ожидается на уровне двух процентов, тогда как ранее ожидалось 3,6 процента. Инвестиции в основной капитал увеличатся только на 4,6 процента (прежний прогноз — 6,5 процента). Также ожидается отток капитала в размере 30 миллиардов долларов, хотя ранее прогнозировалось нулевое сальдо.
12 апреля глава ведомства Андрей
Белоусов заявил, что к осени
этого года российская