Экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Практика выхода стран из мирового экономической кризиса свидетельствует о его затяжном характере и обосновывает необходимость дальнейшего исследования причин современного кризиса и особенностей формирования планетарного и национального механизмов преодоления кризисных последствий, которые во многих странах охватили все стороны жизни населения.

Содержание работы

Введение
1 Причины экономических кризисов
2 Финансово-экономический кризис 2008-2011гг
2.1 Глобальный финансово-экономический кризис и состояние государств на 2008-2011 гг
2.2 Действия властей по урегулированию мирового финансового кризиса 2008 года
3 Особенности экономического кризиса в России
3.1 Особенности современного финансово-экономического кризиса в России
3.2 Действия руководства России по преодолению экономического кризиса
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1,018.03 Кб (Скачать файл)

В 7 октября 2008 года правительство заявило, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд. рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд. рублей, ВТБ - до 200 млрд. рублей, Россельхозбанк - до 25 млрд. рублей; оставшиеся 225 млрд. смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.

10 октября 2008 года Государственная  дума приняла ряд законопроектов  по стабилизации финансовой системы. В частности, поправки разрешают  размещать средства Фонда национального  благосостояния во Внешэкономбанке  на депозиты до 31 декабря 2019 года  на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 % годовых в  порядке, установленном российским  правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку ещё один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21 %. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.

Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: «В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом».

Политолог С. Белковский считал, что «те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель - на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты». Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн. руб. - это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн. руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая её там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей».

27 октября 2008 года, в обстановке  секретности, Наблюдательный совет  Внешэкономбанка одобрил выделение  денег ряду компаний, распределив  около $10 млрд. из общей суммы $50 млрд.: в числе компаний, спасаемых от  проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы - $4,5 млрд. - досталось компании О. Дерипаски UC Rusal.

11 ноября 2008 года Президент Д. Медведев  в Кремле на встрече с президиумом  Торгово-промышленной палаты (ТПП) России  заявил о необходимости сократить  число посредников, участвующих  в распределении государственных  ресурсов конкретным предприятиям; также было сказано о необходимости  усиления государственного контроля за деятельностью банков. В тот же день ЦБ РФ объявил о «расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики - рублёвой стоимости бивалютной корзины» симметрично в каждую сторону.

Газета «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: «Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, - с одной стороны, довольно общее заявление, с другой - накладывает некие ограничения, прежде всего, моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25 %. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии».

  4 декабря 2008 года председатель правительства Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением объявил о сокращении квоты на привлечение в Россию трудовых мигрантов в два раза (ранее в 2008 году она была увеличена в два раза). 19 декабря на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности был принят пакет протекционистских мер с целью поддержания российского автопрома. По заявлению министра финансов Алексея Кудрина от 27 декабря 2008 года, в 2009 году госбюджет РФ ожидает дефицит в 1,5-2 трлн. рублей, который будет покрыт из резервных фондов.

19 января Председатель Правительства  В. В. Путин поручил Минфину пересчитать  федеральный бюджет 2009 года, исходя  из новых макроэкономических  параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция - на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП. Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10 % (Рис. 22).

 

Рисунок 22-Диаграмма значений объема расходов государственного бюджета Российской Федерации в миллионах рублей в 2008-2009 годах

 

30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского  экономического кризиса преодолена. По итогам 2009 года российский  фондовый рынок оказался мировым  лидером роста, индекс РТС вырос  в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая  газета» отмечала, что российскому  фондовому рынку удалось отыграть  большую часть падения, произошедшего  в начале мирового финансового  кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа - всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста» (Рис. 23).

Рисунок 23-Диаграмма динамики ежегодного роста ВВП Российской Федерации в процентах с 2008 по 2010 год

 

По мнению д-ра экон. наук Берлина Иришева (22.09.2009): «показателен пример России, которая в самом начале отрицала возможность кризиса в собственной стране, а разговоры на эту тему считались дурным тоном и просто не приветствовались. При этом она располагала серьезным резервом для противостояния кризису: по размерам золотовалютных резервов она занимала третье место в мире после Китая и Японии (более 600 млрд. долларов), её бюджет был профицитным, солидность финансовых ресурсов не вызывала сомнений. В течение кризисного года она растеряла все свои преимущества, и, по данным немецкого DekaBank, Россия пострадала от кризиса больше всех и оказалась в лидерах падения: темпы роста её ВВП во втором квартале 2009 года упали на 11 %».

По мнению журнала «The Economist», индекс Биг-Мака с поправкой на ВВП на душу населения на 25 июля 2011 года показывает, что российский рубль переоценён по отношению к доллару США на 10 %.

 

В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:

  • Курсовая политика;
  • Поддержка банковской системы;
  • Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
  • Налоговая и бюджетная политика;
  • Тарифная политика;
  • Содействие занятости населения;
  • Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
  • Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
  • Нефтяная промышленность;
  • Автомобилестроение;
  • Сельхозмашиностроение;
  • Оборонно-промышленный комплекс;
  • Малый и средний бизнес;
  • Авиационные перевозки;
  • Розничная торговля;
  • Аграрно-промышленный комплекс;
  • Инфраструктурные проекты;

 

 

 

Прогноз

 

Минэкономразвития России понизило прогноз роста ВВП на 2014 год с 4,3 до 3,7 процента. Об этом сообщается в материалах ведомства. Прогноз роста российской экономики на 2015 год понижен с 4,5 до 4,1 процента.

Ведомство ожидает роста промышленного производства в 2014 году в размере 3,4 процента, тогда как ранее показатель прогнозировался на уровне в 3,7 процента. Прогноз по промпроизводству в 2015 году также понижен с 3,7 до 3,4 процента.

Кроме этого Минэкономразвития предсказывает в 2014 году нулевое сальдо движения капитала, тогда как ранее ожидался приток в размере 30 миллиардов долларов. Прогноз на 2015 год понижен с 40 миллиардов до 10 миллиардов долларов, а на 2016 год прогнозируется приток в 20 миллиардов долларов.

По мнению сотрудников ведомства, инвестиции в основной капитал в 2014 году увеличатся на 6,6 процента (прежний прогноз — 7,3 процента), в 2015 году — на 7,2 процента (прежний прогноз — 7,9 процента).

Накануне Минэкономразвития ухудшило основные макроэкономические прогнозы на 2014 год. Прогноз роста ВВП понижен с 3,6 до 2,4 процента. Рост промпроизводства ожидается на уровне двух процентов, тогда как ранее ожидалось 3,6 процента. Инвестиции в основной капитал увеличатся только на 4,6 процента (прежний прогноз — 6,5 процента). Также ожидается отток капитала в размере 30 миллиардов долларов, хотя ранее прогнозировалось нулевое сальдо.

12 апреля глава ведомства Андрей  Белоусов заявил, что к осени  этого года российская экономика  может оказаться в рецессии, если  не будут приняты меры к  стимулированию роста ВВП.

 

 

Рекомендации

 

Ориентируясь на страны с развивающимися рынками, наиболее успешно прошедшие кризис по критериям наименьшей величины «кризисного» спада ВВП, России следует двигаться в направлении стабилизации целям роста и развития экономики. Для этого необходимо, в частности, отказаться от приоритетов ежегодного балансирования государственного бюджета и борьбы с инфляцией в пользу роста, развития и диверсификации экономики. Из-за нестабильности мировой экономической системы большое значение имеют формирование внутренних факторов экономического роста и снижение зависимости национальной экономики от внешних рынков. Программы обеспечения экономического роста России должны включать в себя стабилизационные подпрограммы. Стабилизационная политика в России должна использовать скорее кейнсианские методы государственного воздействия на экономическую систему.

Однако при этом мероприятия стабилизационной политики должны быть согласованы с долгосрочными целями экономического развития, такими как: демонополизация экономики; диверсификация, преодоление сырьевой специализации; формирование независимого финансового рынка и внутренних источников капитала; модернизация, стимулирование инвестиций в основной капитал; совершенствование институтов; социальная поддержка населения.

После постановки целей следует сформировать различные меры стабилизационной политики, среди которых выбираются наиболее адекватные.

Стабилизационная политика должна быть нацелена на преимущественную поддержку инноваций и модернизацию экономики. При этом приоритетом должны быть закупки высокотехнологичной отечественной продукции. Необходимы также социальные расходы, однако увеличению пособий следует предпочитать расширение возможностей для деловой активности граждан (например, обучение безработных, микрокредитование).

Мероприятия стабилизационной политики должны быть согласованы с целями поддержания экономического роста, достижения необходимого для этого уровня экономики. Перечисленные задачи следует считать более приоритетными, чем борьба с инфляцией.

Информация о работе Экономический кризис