Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Рынок лизинговых услуг. История возникновения и порядок функционирования…………………….…………………………………………6
Сущность лизинга, история развития ………..……………………………..6
Правовые нормы лизинговых отношений …...…………………………... 16
Особенности лизинговых услуг как объекта и субъекта коммерческой деятельности……………………………………………………………………..24
2 Рынок лизинга в России…………………………………………………….... 28
3 Перспектива развития рынка лизинга…………………………………...….. 34
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………..42
а) координацию
деятельности организаций,
б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
в) подготовку
проектов законодательных
г) участие
в работе международных
Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации.
2 РЫНОК ЛИЗИНГА В РОССИИ
Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Сегодня производственные фонды страны изношены, по оценкам специалистов, уже на 60-70%.
Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления.
Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?
Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств федерального бюджета 2001 года, предусмотренных по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» 600 млн. рублей и 400млн рублей соответственно. Эти компании стали победителями конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга российских воздушных судов Ту- 204/214 и Ил-96.8 А 16 апреля 2002 года на совещании председателя правительства Михаила Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с законопроектной деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает.9
Реализация
же предложений ГосНИИ ГА по запуску
механизма лизинга
Основными
препятствиями на пути
- высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, – запредельные процентные ставки за кредит
- недальновидная,
ничем не обоснованная и
- равнодушие, неисполнительность
и безответственность
- отсутствие
чёткой и обоснованной
Огромные
надежды российские
Дальнейшее
продвижение страны к
1.Узостью платежеспособного спроса населения и низкой инвестиционной активностью.
2.Низкой инвестиционной активностью
Негативное влияние на развитие лизинга в России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из этих «преимуществ».
Например, вызывает
замечание такое утверждение
В.А. Горемыкина, что «преимущество
– увеличение
Если машина стоит 5 млн. руб., то на ссуду в 5 млн. руб. можно купить только одну машину, независимо от того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины.
Вряд ли
можно согласиться и ещё с
одним «преимуществом» лизинга,
1. Лизингополучатель действительно выиграл бы, если бы лизинговые платежи оставались стабильными, а уровень инфляции рос. Но этот уровень может оставаться неизменным или понижаться. В этом случае лизингополучатель не имеет никакого преимущества. Но рассматриваемые последствия характерны не только для лизинга. Это свойство изменения позиций любого кредитора и дебитора в условиях инфляции. То же присуще и обычному кредиту.
2. Лизинговая
сделка – равноправное
Большинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса), необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо прежде всего обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка государства, которая пока находится на низком уровне.
Меры государственной поддержки
В целях создания
благоприятных условий для
Все мероприятия
и меры по государственной
поддержке деятельности
Для поддержки частного капитала государство принимает долевое участие в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные заказы на поставки товаров для государственных нужд. Для реализации лизинговых проектов государство предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы. Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов.
Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере поддержки.
Государство проводит политику поддержки лизинговой деятельности не только в области экономики, но и на образовательном уровне по вопросу обучения основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.
Государство содействует созданию новых кампаний, специализирующихся на лизинге: дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, авиационной техники, племенного скота и многолетних насаждений, машин и оборудования для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства.
В качестве вывода можно сказать, что в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется целая глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности». В ней насчитывается 12 мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, большинство этих мер носят формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной поддержки лизинговых организаций названа «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации или региона». Но в чём выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен семь лет назад. Пять лет назад был принят Федеральный закон «О лизинге». Однако федеральная программа развития лизинга так и осталась проектом. Также обстоит дело и с такими мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и лизингодателям. Примечательно и то, что почти все меры государственной поддержки лизинга обещаны посредникам – лизинговым компаниям и банкам, а не главному рабочему экономики – лизингополучателю.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГА
Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.
Согласно
сегодняшним правилам, применяются
неизменные процентные ставки
за кредит на весь срок
Но самое
главное заключается в том,
чтобы осознать народно-