Экономический механизм лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Рынок лизинговых услуг. История возникновения и порядок функционирования…………………….…………………………………………6
Сущность лизинга, история развития ………..……………………………..6
Правовые нормы лизинговых отношений …...…………………………... 16
Особенности лизинговых услуг как объекта и субъекта коммерческой деятельности……………………………………………………………………..24
2 Рынок лизинга в России…………………………………………………….... 28
3 Перспектива развития рынка лизинга…………………………………...….. 34
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Экономический механизм лизинга.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

 Необходимо  многообещающие намерения подкрепить  надёжными инструментами достижения  намеченных целей и, прежде  всего разработкой программы  инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:

Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.

Освобождение  от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок и освоение новых технологий

Расширение  государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы

Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга

Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации

Развитие рынка  корпоративных ценных бумаг с  целью финансирования производственных инвестиций

Принятие эффективным  мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации  сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом

Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы

 Реализация  этих мер потребует существенной  корректировки денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политики  государства, их нацеленности, прежде  всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Достичь этого  непросто, но это необходимо, пока ещё  остаются шансы на возрождение России.

Лизинг за рубежом

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью экономики во многих странах. В настоящее время 20-25% инвестиций в развитых странах приходится на лизинговые операции. Безусловным лидером на мировом рынке лизинга является США. На долю США приходится около 52% от общего объема лизинга в мире, 25-30% инвестиций в оборудование осуществляется в форме лизинга. Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота. Однако, служба внутренних доходов США тщательно следит, чтобы налоговые льготы не стали использоваться в качестве замаскированной купли-продажи имущества, для чего периодически публикуются правила, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере лизинга.

До 1970 г. в Америке в  лизинг передавалось в основном дорогостоящее  оборудование, такое как самолеты, тяжелые грузовики, поезда. Настоящий  импульс к повсеместному развитию данная отрасль получила с принятием  в 1970 г. закона о банковских холдинговых компаниях (Bank Holding Company Act). До этого времени банкам не разрешалось заниматься лизингом, а принятый закон позволил банкам создавать холдинговые компании, которым разрешалось заниматься в том числе и лизинговыми операциями. Банки отнеслись к лизингу очень серьезно, буквально ворвавшись на этот рынок. Многие независимые компании были куплены банками, на рынок пришли профессиональные молодые люди, которые, имея доступ к клиентам через банковскую инфраструктуру, разогрели этот рынок и пробудили повсеместный интерес к лизингу как к доступному розничному финансовому продукту. Банки инвестировали значительные средства в развитие своих лизинговых компаний, и лизинг стал популярен как доступное средство финансирования приобретения практически любого имущества.

С развитием отрасли  возникла необходимость принятия единых принципов учета и раскрытия  информации о лизинговых операциях. Во главе процесса совершенствования  учета стояла Комиссия по ценным бумагам  США (SEC). С 1964 по 1976 годы принципы бухгалтерского учета лизинговых операций постоянно совершенствовались, что, в конечном счете, привело к принятию Стандарта Финансового Учета №13 (FAS 13) в 1976 году. Этот стандарт, действующий и сегодня, позволил внедрить понятный и прозрачный для всех учет лизинговых операций, что обеспечило в дальнейшем приток капиталов в отрасль, стимулировало развитие рынка корпоративных и долговых бумаг лизинговых компаний.

На протяжении последних 50 лет лизинг осознанно признавался  стратегически важным направлением государственной экономической политики США. При этом в отдельные годы наблюдались попытки (и иногда они удавались) приравнивать лизинг по своему экономическому содержанию к обычной аренде. Однако на смену подобным периодам приходило осознание важности лизинга для экономического здоровья экономики. Большую часть истории отрасли лизинг получал поддержку Конгресса США, который всячески стимулировал инвестирование в покупку основных средств и обновление производственной базы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Лизинг в  России – сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

 Из первой  главы можно сделать вывод,  что лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Согласно Федеральному закону от 29 января 2002 года, лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В общем же смысле лизинг – это вид инвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего, но и авансированного капитала страны. Стоит также подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей, заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка). Лизинг имеет множество видов, а согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.

 Во второй  части данной работы рассмотрен  российский рынок лизинга, его  состояние и проблемы на современном этапе и перспективы развития.

 России не  хватает комплексной программы,  в рамках которой были бы  следующие элементы: была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг; предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет); наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

 Быстрое  и широкое распространение лизинга  в деловой практике обусловлено с одной стороны выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.

 Для финансовых и промышленных лизинговых фирм – это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

 Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.

 Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя – к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

 Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, а в особенности на развитие фермерства, т.к. оно неспособно купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства.

Из рассмотренного материала можно сделать вывод  что, России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как фиктивный лизинг в России себя не проявило. Конечно, это трудная цель - взять от лизинга «все хорошее», при этом оставив негативные моменты лизинга «за бортом». Но цель окупит себя, учитывая тягу российских предпринимателей к поиску лазеек обхождения налоговых законов. И тогда можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

 

Список литературы

 

1. Чекмарева  Е.Н. Лизинговый бизнес, Москва, «Экономика», 1997 г., с. 49 Банковское дело: Учебное  пособие/ Под ред. О.И.Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России

3. М.Х.Лапидуса. –М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Куликов А.Г.  Стратегия инвестиционного прорыва  и развитие лизинга в России//Деньги  и кредит.2001.№3.С.25-30

5. Горемыкин  В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. –М.:Инфра. -1997. –С.30

6. Глазьев С.  Российский экономический журнал. -2000. -№5/6. –С.10

7. Горемыкин  В.А. Основы технологий лизинговых  операций. Учебное пособие. Ось- 89. –М., 2000. –С.33,34.

8. Куликов А.Г.  Почём фунт лизинга в России//Деньги и кредит.2002.№4.С.22-28.

9. Марголин А.М., Голубев В.В. Проблемы государственного  регулирования развития лизинга  и пути их решения. –М., 2005. –С.36

10. Лещенко М.И.  Основы лизинга. –М.: Финансы и  статистика, 2007. –С.273-281

11. Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг – катализатор экономического роста.//Финансы.2007.№1.С.12

12. www.Leasing.ru

13. www.gks.ru

 

1 Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес, Москва, «Экономика», 1997 г., с. 49 Банковское дело: Учебное пособие/ Под ред. О.И.Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 2001.

2 Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru

3 Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru

4 Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. –М.:Инфра. -1997. –С.30

5 Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России

6 М.Х.Лапидуса. –М.: Финансы и статистика, 2007.

7 Куликов А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России//Деньги и кредит.2001.№3.С.25-30

8 Горемыкин В.А. Основы технологий лизинговых операций. Учебное пособие. Ось- 89. –М., 2000. –С.33,34.

9 Куликов А.Г. Почём фунт лизинга в России//Деньги и кредит.2002.№4.С.22-28.

10 Лещенко М.И. Основы лизинга. –М.: Финансы и статистика, 2007. –С.273-281




Информация о работе Экономический механизм лизинга