Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Задача данной работы заключается в следующем: рассмотреть развитие белорусской экономики за последние годы и проанализировать, в какой степени вмешательство правительства способствовало экономическому прогрессу страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………..
5
Экономический рост как категория экономической системы………...
5
Факторы и источники экономического роста………………………….
10
Типы и основные модели экономического роста………………………
12
Кейнсианские модели экономического роста…………………...
12
Модель экономического роста Р.Солоу………………………...
14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ…………………………………………………………………………….…..
17
Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы……………………………………………………….….
17
Проблемы экономического роста в экономически отсталых странах и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь………………………………………………………………….…….
20
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...
37
Представленная модель
не свободна и от недостатков. Модель
анализирует состояния
Сторонники концепции "экономики предложения" полагают, что увеличение темпов роста при полной занятости возможно прежде всего путём сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную систему.
Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [2, с.13].
К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.
Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрущающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.
Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [10, с.57].
Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.
Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы [10, с.57].
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
Экономисты теоретических
В стратегическом плане большое значение имеет для развития страны правильный выбор отраслевых приоритетов. Сегодня это продовольствие, жилье, экспорт. Однако такое доминирование можно оспорить. Строительство жилья - импортоемкое производство, требующее в год (с учетом потребления ипортных ресурсов смежными производствами) около 1 млрд. USD. Таким образом, строительство стимулирует импорт, что в условиях дефицита торгового баланса создает большие проблемы. Кроме того «наращивание» жилищного строительства «оттягивает» значительные ресурсы в ущерб инвестициям в производство.
Обеспечить население продовольствием, конечно, важно. Однако ставить задачу, чтобы все основные продукты производились в стране, большая часть которой относится к полосе рискованного земледелия, вряд ли разумно, так как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и снижению экономической безопасности. К тому же при экстенсивном расширении сельского хозяйства, без реформирования АПК деньги просто «закапываются в землю», а самообеспеченность продовольствием только снижается. При формировании приоритетов экономического развития Белоруссии необходимо исходить из ее особенностей малой страны с открытой экономикой. Системный анализ показывает, что приоритетом для нас должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает. Например, развитие высокотехнологических и наукоемких производств, оказание высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг, развитие отраслей услуг транспортного комплекса и телекоммуникаций, развитие производств химической и нефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие отрасли добычи и переработки калийных солей и т.д. Обеспечив развитие этих смежных с ними отраслей, Беларусь сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления нации, появления ресурсов для массового жилищного строительства. Развитие остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической безопасности и рыночными процессами.
Необходимо отметить, что из анализа Основных положений программ социально-экономического развития Республики Беларусь 2005-2010 гг. важнейшей целью государства является обеспечение устойчивого роста уровня жизни и сокращение бедности населения. Государство оставляет за собой приоритет развития устойчивой экономики путем регулирования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Эти факторы должны стать конкурентными преимуществами Белоруссии.
2.2. ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В
С целью достижения равновесного долгосрочного экономического роста государство должно так воздействовать на совокупный спрос, чтобы скорость его расширения соответствовала темпу увеличения естественного уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом возрастание естественного уровня реального объема производства.
В зарубежной экономической литературе все страны мира принято подразделять на две крупные группы: индустриально развитые страны, к числу которых относятся 19, и экономически отсталые страны, их насчитывается 97. Среди последней группы стран выделяются 58 государств со средними доходами (порядка 1270 дол. в год на душу населения) и 39 государств с низким доходом (около 170 дол. в год на душу населения). Индустриально развитые страны имеют валовой национальный продукт на душу населения, равный примерно 12 960 дол. в год. Промежуточную позицию занимают страны - экспортеры нефти. У них ВНП на душу населения равен примерно 6740 дол. в год. Тем не менее, имея достаточно высокий показатель валового национального продукта на душу населения, в техническом отношении они развиты слабо. Эта двойственность экономической оценки предопределяет выделение этих стран в самостоятельную промежуточную группу.
Каковы же причины отсталости стран? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен. Большинство зарубежных экономистов склонны считать, что причина экономической отсталости кроется в том, что эти государства попали в порочный круг бедности.
Существует теория об определяющей роли географической среды в жизни того или много народа, того или иного государства. Она утверждает, что в положении отсталых народов оказались те, которые проживали в благоприятных природно-климатических условиях, им достаточно легко было добывать средства к жизни и не приходилось прилагать усилий в борьбе с природой. Именно поэтому народы, проживающие в более северных широтах, достигли цивилизации, а южное население оказалось обреченным на нищету и прозябание. Почему же тогда эскимосы, чукчи, ненцы, амуты и другие народности, проживающие на Севере и поныне, не достигли высокой цивилизации? Опять вопросы, на которые сложно дать ответ.
Причин здесь много, но главная все же состоит в том, что в свое время не только страны, но и целые континенты оказались в колониальной зависимости, которая продолжалась с ХII-ХIII вв. и до середины XX в. Природные ресурсы, доходы, трудовые ресурсы и капиталы стран грабились и вывозились в метрополии. С колониализмом было покончено, но неоколониализм остался, существует и господствует до наших дней; это главная причина среди всех других причин. Их преодоление - дело очень сложное, длительное, весьма противоречивое.
Пути ускорения экономического развития. Всякий раз, когда речь заходит об ускорении экономического развития, в качестве основных факторов приводятся обеспеченность экономики природными и трудовыми ресурсами, ресурсами капитала, технологиями. Для экономически отсталых стран разница состоит в специфике проявления этих факторов. Возьмем природные ресурсы. Многие из отсталых стран богаты ими, но они либо не разведаны, либо не налажено их производство; если есть возможность их производства, то нет достаточного числа потребителей, часто добыча этих ресурсов принадлежит корпорациям индустриально развитых стран, которые их перекачивают. Поэтому экономические проблемы отсталых народов состоят в том, чтобы приспособить национальные природные ресурсы к нуждам собственной экономики.
Что касается трудовых ресурсов экономически отсталых стран, для них характерны избыточность, неполное их использование, безработица, низкий уровень общей и профессиональной подготовки. Все эти проблемы сталкиваются с другими неразрешимыми проблемами. Избыточность населения и безработицу можно свести к разумным пределам за счет развития экономической сферы, культуры, здравоохранения, но для этого нет средств. Можно поднять образовательный и профессиональный уровень, для чего также нужны средства. Поскольку средств недостает, проблемы отсталых стран могут показаться неразрешимыми.
На современном этапе речь идет о том, что экономически отсталым странам справиться со своими проблемами весьма сложно. Встает вопрос об оказании им помощи со стороны развитых стран. Основными направлениями такой помощи могут служить развитие торговли, безвозмездные субсидии и займы, приток в эти страны капиталов из других стран. Пути решения проблем разнообразны. Если вести речь о торговле, то недостаточно того, чтобы развитые страны допустили на свои рынки продукцию экономически отсталых стран, убрав торговые барьеры; им необходимо предоставить капиталы, новые технологии для налаживания экспортного производства. [11, 554-556]
Всегда ли желателен экономический рост? Есть ли пределы экономического роста?
В последние годы ряд ученых высказывают сомнение в необходимости дальнейшего экономического роста для стран, достигших такого уровня благосостояния, при котором первоочередные потребности большинства населения удовлетворены. Аргументы против дальнейшего наращивания темпов экономического роста сводятся к следующему.
Экономический рост, происходящий на основе индустриализации, умножает побочные отрицательные эффекты — усиливает нагрузку на природу, ухудшает экологическую среду обитания человека. В результате интенсификации производства растет загазованность воздуха, увеличиваются промышленные и бытовые отходы, с естественной переработкой которых природа не справляется. Нарастают потоки машин на улицах крупных городов и дорогах промышленно развитых стран, вызывая заторы и пробки, аварийные ситуации, в которых ежегодно гибнут тысячи людей. Писатели социальной фантастики рисуют мрачные картины будущего урбанизации — города-мегаполисы, в которых люди страдают от жажды, недостатка питьевой воды, гнездятся в трущобах, заваленных горами мусора. Поэтому, утверждают эти ученые, при достижении определенного уровня благосостояния экономический рост должен сдерживаться.
Информация о работе Экономический рост, его типы и источники