Экономический рост, его типы и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Задача данной работы заключается в следующем: рассмотреть развитие белорусской экономики за последние годы и проанализировать, в какой степени вмешательство правительства способствовало экономическому прогрессу страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………..
5
Экономический рост как категория экономической системы………...
5
Факторы и источники экономического роста………………………….
10
Типы и основные модели экономического роста………………………
12
Кейнсианские модели экономического роста…………………...
12
Модель экономического роста Р.Солоу………………………...
14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ…………………………………………………………………………….…..
17
Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы……………………………………………………….….
17
Проблемы экономического роста в экономически отсталых странах и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь………………………………………………………………….…….
20
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...
37

Файлы: 1 файл

экономический рост.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

Представленная модель не свободна и от недостатков. Модель анализирует состояния устойчивого  равновесия, достигаемые в длительной перспективе, тогда как для экономической  политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Солоу было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они тесно связаны с другими ее параметрами и могут видоизменять конечный результат. Модель не включает также целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях – ресурсных, экологических, социальных. Используемая в модели функция Кобба-Дугласа, описывая лишь определенный тип взаимодействия факторов производства, не всегда отражает реальную ситуацию в экономике. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современные теории экономического роста [9, с.98].

Сторонники концепции "экономики предложения" полагают, что увеличение темпов роста при полной занятости возможно прежде всего путём сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную систему.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

2.1. ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕГО МЕТОДЫ  И ФОРМЫ

 

Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [2, с.13].

К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:

  • создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
  • организация денежного обращения;
  • поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
  • управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
  • стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
  • обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества [10, с.57].

Если сгруппировать  все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрущающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [10, с.57].

Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы [10, с.57].

В современных условиях практически  в любой стране, с любой моделью  экономики существует объективная  необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Экономисты теоретических направлений рекомендуют разные возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

В стратегическом плане большое значение имеет  для развития страны правильный выбор отраслевых приоритетов. Сегодня это продовольствие, жилье, экспорт. Однако такое доминирование можно оспорить. Строительство жилья - импортоемкое производство, требующее в год (с учетом потребления ипортных ресурсов смежными производствами) около 1 млрд. USD. Таким образом, строительство стимулирует импорт, что в условиях дефицита торгового баланса создает большие проблемы. Кроме того «наращивание» жилищного строительства «оттягивает» значительные ресурсы в ущерб инвестициям в производство.

Обеспечить население  продовольствием, конечно, важно. Однако  ставить задачу, чтобы все основные продукты производились в стране, большая часть которой относится к полосе рискованного земледелия, вряд ли разумно, так как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и снижению экономической безопасности. К тому же при экстенсивном расширении сельского хозяйства, без реформирования АПК деньги просто «закапываются в землю», а самообеспеченность продовольствием только снижается. При формировании приоритетов экономического развития Белоруссии необходимо исходить из ее особенностей малой страны с открытой экономикой. Системный анализ показывает, что приоритетом для нас должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает. Например, развитие высокотехнологических и наукоемких производств, оказание высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг, развитие отраслей услуг транспортного комплекса и телекоммуникаций, развитие производств химической и нефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие отрасли добычи и переработки калийных солей и т.д. Обеспечив развитие этих смежных с ними отраслей, Беларусь сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления нации, появления ресурсов для массового жилищного строительства. Развитие остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической безопасности и рыночными процессами.

Необходимо  отметить, что из анализа Основных положений программ социально-экономического развития Республики Беларусь 2005-2010 гг. важнейшей целью государства является обеспечение устойчивого роста уровня жизни и сокращение бедности населения. Государство оставляет за собой приоритет развития устойчивой экономики путем регулирования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Эти факторы должны стать конкурентными преимуществами Белоруссии.

2.2. ПРОБЛЕМЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ЭКОНОМИЧЕСКИ  ОТСТАЛЫХ СТРАНАХ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

С целью достижения равновесного долгосрочного экономического роста государство должно так  воздействовать на совокупный спрос, чтобы скорость его расширения соответствовала темпу увеличения естественного уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом возрастание естественного уровня реального объема производства.

В зарубежной экономической литературе все страны мира принято подразделять на две крупные группы: индустриально развитые страны, к числу которых относятся 19, и экономически отсталые страны, их насчитывается 97. Среди последней группы стран выделяются 58 государств со средними доходами (порядка 1270 дол. в год на душу населения) и 39 государств с низким доходом (около 170 дол. в год на душу населения). Индустриально развитые страны имеют валовой национальный продукт на душу населения, равный примерно 12 960 дол. в год. Промежуточную позицию занимают страны - экспортеры нефти. У них ВНП на душу населения равен примерно 6740 дол. в год. Тем не менее, имея достаточно высокий показатель валового национального продукта на душу населения, в техническом отношении они развиты слабо. Эта двойственность экономической оценки предопределяет выделение этих стран в самостоятельную промежуточную группу.

Каковы же причины  отсталости стран? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен. Большинство  зарубежных экономистов склонны  считать, что причина экономической отсталости кроется в том, что эти государства попали в порочный круг бедности.

Существует теория об определяющей роли географической среды  в жизни того или много народа, того или иного государства. Она  утверждает, что в положении отсталых народов оказались те, которые проживали в благоприятных природно-климатических условиях, им достаточно легко было добывать средства к жизни и не приходилось прилагать усилий в борьбе с природой. Именно поэтому народы, проживающие в более северных широтах, достигли цивилизации, а южное население оказалось обреченным на нищету и прозябание. Почему же тогда эскимосы, чукчи, ненцы, амуты и другие народности, проживающие на Севере и поныне, не достигли высокой цивилизации? Опять вопросы, на которые сложно дать ответ.

Причин здесь много, но главная все же состоит в том, что в свое время не только страны, но и целые континенты оказались в колониальной зависимости, которая продолжалась с ХII-ХIII вв. и до середины XX в. Природные ресурсы, доходы, трудовые ресурсы и капиталы стран грабились и вывозились в метрополии. С колониализмом было покончено, но неоколониализм остался, существует и господствует до наших дней; это главная причина среди всех других причин. Их преодоление - дело очень сложное, длительное, весьма противоречивое.

Пути ускорения экономического развития. Всякий раз, когда речь заходит  об ускорении экономического развития, в качестве основных факторов приводятся обеспеченность экономики природными и трудовыми ресурсами, ресурсами  капитала, технологиями. Для экономически отсталых стран разница состоит в специфике проявления этих факторов. Возьмем природные ресурсы. Многие из отсталых стран богаты ими, но они либо не разведаны, либо не налажено их производство; если есть возможность их производства, то нет достаточного числа потребителей, часто добыча этих ресурсов принадлежит корпорациям индустриально развитых стран, которые их перекачивают. Поэтому экономические проблемы отсталых народов состоят в том, чтобы приспособить национальные природные ресурсы к нуждам собственной экономики.

Что касается трудовых ресурсов экономически отсталых стран, для них  характерны избыточность, неполное их использование, безработица, низкий уровень  общей и профессиональной подготовки. Все эти проблемы сталкиваются с  другими неразрешимыми проблемами. Избыточность населения и безработицу можно свести к разумным пределам за счет развития экономической сферы, культуры, здравоохранения, но для этого нет средств. Можно поднять образовательный и профессиональный уровень, для чего также нужны средства. Поскольку средств недостает, проблемы отсталых стран могут показаться неразрешимыми.

На современном этапе  речь идет о том, что экономически отсталым странам справиться со своими проблемами весьма сложно. Встает вопрос об оказании им помощи со стороны развитых стран. Основными направлениями такой помощи могут служить развитие торговли, безвозмездные субсидии и займы, приток в эти страны капиталов из других стран. Пути решения проблем разнообразны. Если вести речь о торговле, то недостаточно того, чтобы развитые страны допустили на свои рынки продукцию экономически отсталых стран, убрав торговые барьеры; им необходимо предоставить капиталы, новые технологии для налаживания экспортного производства. [11, 554-556]

Всегда  ли желателен экономический рост? Есть ли пределы экономического роста?

В последние  годы ряд ученых высказывают сомнение в необходимости дальнейшего экономического роста для стран, достигших такого уровня благосостояния, при котором первоочередные потребности большинства населения удовлетворены. Аргументы против дальнейшего наращивания темпов экономического роста сводятся к следующему.

Экономический рост, происходящий на основе индустриализации, умножает побочные отрицательные эффекты  — усиливает нагрузку на природу, ухудшает экологическую среду обитания человека. В результате интенсификации производства растет загазованность воздуха, увеличиваются промышленные и бытовые отходы, с естественной переработкой которых природа не справляется. Нарастают потоки машин на улицах крупных городов и дорогах промышленно развитых стран, вызывая заторы и пробки, аварийные ситуации, в которых ежегодно гибнут тысячи людей. Писатели социальной фантастики рисуют мрачные картины будущего урбанизации — города-мегаполисы, в которых люди страдают от жажды, недостатка питьевой воды, гнездятся в трущобах, заваленных горами мусора. Поэтому, утверждают эти ученые, при достижении определенного уровня благосостояния экономический рост должен сдерживаться.

Информация о работе Экономический рост, его типы и источники