Экономический рост, его типы и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Задача данной работы заключается в следующем: рассмотреть развитие белорусской экономики за последние годы и проанализировать, в какой степени вмешательство правительства способствовало экономическому прогрессу страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………..
5
Экономический рост как категория экономической системы………...
5
Факторы и источники экономического роста………………………….
10
Типы и основные модели экономического роста………………………
12
Кейнсианские модели экономического роста…………………...
12
Модель экономического роста Р.Солоу………………………...
14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ…………………………………………………………………………….…..
17
Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы……………………………………………………….….
17
Проблемы экономического роста в экономически отсталых странах и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь………………………………………………………………….…….
20
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...
37

Файлы: 1 файл

экономический рост.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет  структура налогообложения. При  одном и том же уровне налогов  переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.

Предоставление налоговых  льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.

  • Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.

Другой природой характеризуются  эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное потребление и государственные инвестиции не очень помогает. Более точная классификация – это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление важно в динамическом контексте:

  • финансирование госпрограмм снижает ресурсы для частных сбережений;
  • степень, в какой госрасходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;
  • чем меньше степень замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.

В целом, эти эффекты  создают немонотонную зависимость  госрасходов и роста выпуска. Вначале – рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.

Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как:

  • улучшение человеческого капитала;
  • повышение способности страны к поглощению из-за рубежа и изобретением новых технологий.
  • Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.

Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом [12, с.145]. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.

Для Беларуси ключевой вопрос сегодня – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами:

  • сложностью экономической ситуации и снижением государственных расходов на образование;
  • разрушением накопленного ранее материально-технического потенциала в сфере образования, его износ;
  • низкими ставками заработной платы профессорско-преподавательского состава, что вызывает отток высокопрофессиональных кадров из сферы образования в другие сферы национального хозяйства и за рубеж;
  • непрестижностью труда педагогов высшей школы и, как результат этого, отсутствием притока молодых кадров в сферу образования.

В этой связи  встает вопрос о развитии системы  негосударственного высшего образования, разработке новых механизмов его финансирования. Негосударственные ВУЗы превратились в сферу оборота средств обучающихся и зарабатывания денег. Первоначальные накопления капитала переместилось в сферу образования. Уровень подготовки специалистов падает.

Безусловно, в экономике должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура общества. Уже сегодня с трудом, но возникают  новые ее элементы – биржи, страховые  компании, инвестиционные фонды, акционерные общества, малые предприятия, создается новый механизм функционирования экономики. Все эти процессы требуют профессионалов во всех сферах национальной экономики.

Должно целенаправленно  осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот почему государству необходимо проводить политику в области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.

С учетом мировых  тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Упуская время сегодня, мы отстаем навсегда, не успевая вскочить на "повышательную волну" мировой экономики конца ХХ века.  Стратегическая задача для Беларуси – только интеграция в мировую экономику. А чтобы не оказаться в формирующейся мировой экономике на задворках, необходимо выделить научные приоритеты, школы, организуя подготовку специалистов на их базе, финансируя одновременно и науку, и образование. Необходимо разработать механизмы привлечения капиталов как своих, так и иностранных.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Республике Беларусь в  последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества.

В защиту экономического роста можно привести следующие  аргументы:

  1. Экономический рост является основным условием повышения уровня жизни населения. Он создает материальные предпосылки решения проблем бедности и социального неравенства. Экономический рост смягчает противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными редкими ресурсами.
  2. Негативные тенденции НТП связаны не с ним как таковым, а с особой формой его протекания на этапе индустриального общества. С вступлением общества в постиндустриальную стадию НТП несет в себе гуманистическое начало, связанное с развитием творческого характера труда.
  3. Связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена. Загрязнение окружающей среды скорее является результатом несовершенства системы ценообразования, приводящей к хищническому использованию естественных ресурсов.
  4. Основным средством улучшения экономического положения бедных является повышение уровня доходов в результате экономического роста. Поэтому отказ от экономического роста означал бы для бедных утрату возможности улучшить свое материальное положение.

Аргументы против роста включают:

  1. Проблема бедности в стране (неравенство доходов) скорее всего является проблемой распределения, а не производства. Поэтому для ее решения увеличение производства ничего не дает.
  2. Экономический рост порождает новые проблемы, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие гарантий. НТП ведет к моральному старению не только техники, но и приобретенных людьми знаний, опыта, традиционных человеческих ценностей. Кроме того, повышение интенсивности труда по мере внедрения достижений НТП в производство сопровождается нервными перегрузками, стрессами.
  3. Индустриализация и экономический рост приводят к загрязнению окружающей среды, ухудшению облика городов, промышленному шуму и выбросам. Эти издержки экономического роста возникают потому, что производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. В обществе, достигшем высокого благосостояния, дальнейший экономический рост означает удовлетворение все более несущественных потребностей при возрастании угрозы экологического кризиса. Поэтому экономический рост должен целенаправленно сдерживаться.

Основные современные  модели экономического роста, как и  любые модели представляют собой  абстрактное, упрощенное выражение  реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

Среди основных функций государства, которое оно вынуждено выполнять в ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.

Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании  инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Т.С.Алексеенко, Н.Ю.Дмитриева, Л.П.Зенькова. Макроэкономика. Учебное пособие – Мн.: Новое знание, 2002, - 244с.
  2. Государственно регулирование экономики: Курс лекций/Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова и др. Под общ. ред. Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО №Мисанта", 1996. – 360 с.
  3. Власовец Т. Развитие экономики - на благо общества (интервью заместителя министра экономики Беларуси) 01.03.2009 // http://belta.by.
  4. Райхлин Э. Основы экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001.
  5. Симкина Л.Г. Общая экономическая теория. – СПБ.: Питер, 2002. – 224с.
  6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 – 608с.
  7. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. 1998, № 4.
  8. Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории – “АСА”, Киров, 1997.
  9. Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. – М.: 1993.
  10. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с.
  11. М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. Экономическая теория. Учебное пособие.- Минск: Соврем.шк., 2008.- 640с.
  12. Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П.С. Лемещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 472 с.
  13. Основные социально-экономические показатели за 2007-2010гг. Национальный статистический комитет // http://www.belstat.gov.by.
  14. Дашкевич В. Информационно-аналитический Интернет-проект «Наше мнение», 03.04.09 // http://www.nmnby.org/pub/0604/03-m.html.
  15. Эксперты МВФ отметили высокий экономический рост в Беларуси. ЗАО "Второй национальный телеканал", 31.03.09 // http://www.ont.by/index.php /?id=7354&id_issue=3.

Информация о работе Экономический рост, его типы и источники