Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Задача данной работы заключается в следующем: рассмотреть развитие белорусской экономики за последние годы и проанализировать, в какой степени вмешательство правительства способствовало экономическому прогрессу страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………..
5
Экономический рост как категория экономической системы………...
5
Факторы и источники экономического роста………………………….
10
Типы и основные модели экономического роста………………………
12
Кейнсианские модели экономического роста…………………...
12
Модель экономического роста Р.Солоу………………………...
14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ…………………………………………………………………………….…..
17
Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы……………………………………………………….….
17
Проблемы экономического роста в экономически отсталых странах и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь………………………………………………………………….…….
20
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...
37
Большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.
Предоставление налоговых льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.
Другой природой характеризуются эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное потребление и государственные инвестиции не очень помогает. Более точная классификация – это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление важно в динамическом контексте:
В целом, эти эффекты создают немонотонную зависимость госрасходов и роста выпуска. Вначале – рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.
Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как:
Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом [12, с.145]. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.
Для Беларуси ключевой вопрос сегодня – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами:
В этой связи встает вопрос о развитии системы негосударственного высшего образования, разработке новых механизмов его финансирования. Негосударственные ВУЗы превратились в сферу оборота средств обучающихся и зарабатывания денег. Первоначальные накопления капитала переместилось в сферу образования. Уровень подготовки специалистов падает.
Безусловно,
в экономике должны осуществляться
системные реформы, должна меняться
экономическая структура
Должно целенаправленно осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот почему государству необходимо проводить политику в области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.
С учетом мировых
тенденций, следуя интеграции с Россией,
можно сохранить старую ресурсоемкую
и энергоемкую структуру
В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества.
В защиту экономического роста можно привести следующие аргументы:
Аргументы против роста включают:
Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.
Среди основных функций государства, которое оно вынуждено выполнять в ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.
Совершенствование
государственного регулирования экономического
роста заключается в
Информация о работе Экономический рост, его типы и источники