Экономический рост, его типы и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Задача данной работы заключается в следующем: рассмотреть развитие белорусской экономики за последние годы и проанализировать, в какой степени вмешательство правительства способствовало экономическому прогрессу страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………..
5
Экономический рост как категория экономической системы………...
5
Факторы и источники экономического роста………………………….
10
Типы и основные модели экономического роста………………………
12
Кейнсианские модели экономического роста…………………...
12
Модель экономического роста Р.Солоу………………………...
14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ…………………………………………………………………………….…..
17
Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы……………………………………………………….….
17
Проблемы экономического роста в экономически отсталых странах и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь………………………………………………………………….…….
20
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...
37

Файлы: 1 файл

экономический рост.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

Другой аргумент противников экономического роста  состоит в том, что экономический рост не может решить такой социально-экономической проблемы, как растущее расслоение общества, усиление дифференциации по уровню доходов. Заслуживают внимания и такие доводы, которые вскрывают отрицательные последствия НТР для содержания труда работников: еще в 30-е годы в фильме «Новые времена» великий Чарли Чаплин изобразил последствия конвейерного производства для психики рабочего. Не случайно многие организаторы современного производства находятся в постоянном поиске смягчения монотонности, однообразия труда, отсутствия творческих элементов, отчуждающих человека от труда.

И тем не менее  при всех издержках, действительно  сопутствующих экономическому росту, необходимо иметь в виду следующее. НТР, на основе которой протекает современное развитие, не только таит отрицательные последствия, но одновременно и открывает технические, а также экономические возможности их смягчения и преодоления (в настоящее время доля расходов экономически развитых стран на охрану окружающей среды постоянно растет). Кроме того, индустриальный этап развития — объективная неизбежность. И каждая страна, проходящая этот этап, вынуждена делать выбор — принимать ли на себя сопутствующий груз отрицательных последствий или сохранять чистоту и нетронутость природы доиндустриальных эпох, обрекая себя на развитие, свойственное этим эпохам. Рынок в экономическом прогрессе дает возможность решать одновременно и проблемы развития производства, и проблемы роста благосостояния граждан, и выделять больше средств на спасение природы. [6, с.200-201]

Высокий экономический  рост наблюдался в Беларуси в прошлом  году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2009 году ВВП Республики Беларусь составил 8945,5 млрд. руб., показав больший рост по сравнению с 2008 г. – 102,6% (см. табл. 2.2). Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Национального статистического комитета в ноябре 2009 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,2% (см. табл. 2.1).

По мнению экспертов МВФ, рост обусловлен благоприятными внешними условиями и экономической  политикой Беларуси. МВФ уже изменил  прогнозные показатели относительно развития страны в этом году. Так, прогнозируемый уровень инфляции снижен с почти 17,5% до 12%, а рост валового внутреннего продукта предполагается на уровне 7% вместо 5,5%. Таким образом, прогнозы МВФ и белорусского правительства стали существенно ближе. По мнению специалистов МВФ, сохранить положительную динамику до конца года позволит прекращение финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а также включение в состав бюджета инновационных фондов, ранее в него не входивших [15].

Таблица 2.1. Основные социально-экономические  показатели развития

Республики Беларусь за 2007-2010 годы.

Показатель

Январь 2010г.

Январь 2010г. в % к

Январь 2009г. в % к январю 2008г.

январю 2009г.

декабрю 2009г.

Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб.

9833,8

101,3

х

102,6

Промышленное производство, млрд. руб.

10440,5

102,5

82,0

97,4

Производство потребительских  товаров, млрд. руб.

2419,1

105,0

94,5

103,7

продовольственных

1316,7

105,1

93,5

111,3

непродовольственных

960,1

105,8

95,6

94,8

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

1993,8

89,6

39,9

123,8

в том числе строительно-монтажные  работы

990,7

94,4

44,3

129,1

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м 

       

общей площади

295,0

100,1

35,1

106,1

в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских  поселениях

143,0

81,8

106,2

101,7

в сельских населенных пунктах

90,6

77,2

149,8

89,3

Продукция сельского хозяйства  в хозяйствах всех категорий, млрд. руб.

1162,3

105,7

х

108,4

в сельскохозяйственных организациях

х

107,1

х

111,0

в хозяйствах населения

х

95,7

х

92,6

Производство продукции животноводства, тыс. т в хозяйствах всех категорий

       

реализация скота и птицы  на убой (в живом весе)

120,0

106,4

85,3

105,6

производство молока

453,7

105,1

101,1

108,7

производство яиц, млн. шт.

266,6

103,2

102,1

103,7

Показатели

Январь 2010 г. в % к январю 2010 г.

Январь 2010г.в % к

Январь 2009 г.в % к январю 2008 г.

январю 2009 г.

декабрю 2009 г.

в сельскохозяйственных организациях

97,9

108,6

97,1

109,1

реализация скота и птицы  на убой (в живом весе)

414,9

106,9

102,8

111,4

 

производство молока

210,4

103,8

101,5

105,4

производство яиц, млн. шт.

18,3

95,9

83,7

94,5

Перевезено грузов транспортом, млн. т

4030,7

97,1

82,2

85,1

Грузооборот транспорта, млн. т.км

4644,3

107,2

82,9

112,3

Розничный товарооборот, млрд. руб.

42,5

104,6

105,4

81,9

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите (на конец отчетного  периода), тыс. человек

0,9

     

в % к экономически активному населению

х 

106,6

100,8

115,1

Индекс потребительских цен

х

107,7

100,7

120,0

Индекс цен производителей промышленной продукции

х

107,7

100,7

122,4

в том числе продукции производственно-технического назначения

97,9

108,6

97,1

109,1


 

Показатели

2009г.

2009г.в % к 2008г.

Декабрь 2009г.в % к

2008г.в % к 2007г.

декабрю 2008г.

ноябрю 2009г.

Объем внешней торговли товарами, млн. долл. США

49845,8

69,3

118,9

109,3

135,8

экспорт товаров

21282,2

65,3

132,7

102,9

134,2

импорт товаров

28563,6

72,5

110,9

114,3

137,2

Платные услуги населению, млрд. руб.

14223,4

102,8

х

х

113,9

Реальные денежные доходы населения

х

102,9

104,7

120,9

111,8

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника:

         

номинальная, тыс. руб.

998,3

112,6

109,0

107,9

125,1

реальная

х

99,6

99,0

106,5

109,0

Производительность труда (в расчете  по валовому внутреннему продукту)

х

99,6

х

х

108,0

Численность занятых в экономике, тыс. человек

4621,2

100,6

100,8

100,4

102,0


Источник: [13]

2007-2009 гг. – были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше – в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства – примерно на треть в 2009 г. по сравнению с 2006 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последние годы. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время [14].

Такова ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В январе 2010 г. объем  валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 9,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем 2009 г. в сопоставимых ценах на 1,3%. Прогнозом на 2010 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. №595 предусмотрен его рост на 11-13%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 31,4%, сельского хозяйства – 2,8%, строительства – 7,4%, транспорта и связи – 9%, торговли и общественного питания – 10,6% (см. табл. 2.2.).

Таблица 2.2. Динамика производства валового внутреннего  продукта

ВВП

В текущих ценах, млрд.руб.

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду  предыдущего года

2009 год

8945,5

102,6

I квартал

28337,5

101,1

II квартал

31845,1

99,6

III квартал

39954,4

98,9

IV квартал

36652,8

101,8

Январь-декабрь

136789,8

100,2

2010 год

   

январь

9833,8

101,3


Источник: [13]

Что касается основных показателей  товаров и услуг в процентах  к соответствующему периоду предыдущего  года, то эти данные предоставлены на рис. 2.1

Рис. 2.1. Основные показатели товаров и услуг в процентах  к соответствующему периоду предыдущего года. [13]

С учетом преемственности  проводимой в стране экономической  политики в проекте Программы  социально-экономического развития на 2006-2010 годы определена основная цель пятилетия - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. Главная идея пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз: "Человек-инновации-благосостояние". Поэтому и приоритетами социально-экономического развития страны на ближайшие пять лет определены: всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения, инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение, наращивание экспортного потенциала, развитие агропромышленного комплекса, малых и средних городов, жилищное строительство [3].

Успешная  реализация программы позволит за пять лет увеличить валовой внутренний продукт на 46-55%, объем производства промышленной продукции - на 43-51%, сельского хозяйства - на 34-45%. Приоритетом экономической политики этой пятилетки будет инновационно-инвестиционная деятельность. Развитие наукоемких технологий, выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости - это стратегический план Программы. Согласно проекту программы за пять лет намечено увеличить инвестиции в основной капитал на 65-75%. В числе приоритетов останется повышение благосостояния людей. Реальные денежные доходы населения будут увеличены на 49-56%, реальная заработная плата - на 52-58%. К концу 2010 года зарплата должна составить не менее $500 в эквиваленте. Опережающими темпами предусматривается прирост розничного товарооборота и платных услуг населению. В соответствии с проектом программы объем внешней торговли товарами и услугами возрастет на 53-60%, в том числе экспорт - на 55-62%, импорт - на 51-58%. Намечено также ежегодно наращивать объем строительства жилья и довести его уровень до 4,5-5 млн.кв.м в 2010 году. Средняя обеспеченность жильем к этому времени достигнет 25-25,5 кв.м на человека. При этом до 50% жилья будет строиться в сельской местности и малых городских поселениях [3].

Основное  внимание по-прежнему будет уделяться  дальнейшему росту доходов и оплаты труда (реальные денежные доходы увеличатся на 7-8,5%), сокращению малообеспеченности, финансовому оздоровлению экономики, улучшению делового и инвестиционного климата, привлечению иностранных инвестиций, в том числе в банковскую систему, а также опережающему развитию сферы услуг и улучшению условий для производственной и инвестиционной активности.

 

3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Рассмотрим основные направления совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

1. Фискальная  политика и долгосрочный экономический  рост.

Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста: эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический прогресс – логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.

Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:

  • Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытеснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий [12, с.141-142]. Следовательно, правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия.

Информация о работе Экономический рост, его типы и источники