Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Задача данной работы заключается в следующем: рассмотреть развитие белорусской экономики за последние годы и проанализировать, в какой степени вмешательство правительства способствовало экономическому прогрессу страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………..
5
Экономический рост как категория экономической системы………...
5
Факторы и источники экономического роста………………………….
10
Типы и основные модели экономического роста………………………
12
Кейнсианские модели экономического роста…………………...
12
Модель экономического роста Р.Солоу………………………...
14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ…………………………………………………………………………….…..
17
Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы……………………………………………………….….
17
Проблемы экономического роста в экономически отсталых странах и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь………………………………………………………………….…….
20
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...
37
Другой аргумент противников экономического роста состоит в том, что экономический рост не может решить такой социально-экономической проблемы, как растущее расслоение общества, усиление дифференциации по уровню доходов. Заслуживают внимания и такие доводы, которые вскрывают отрицательные последствия НТР для содержания труда работников: еще в 30-е годы в фильме «Новые времена» великий Чарли Чаплин изобразил последствия конвейерного производства для психики рабочего. Не случайно многие организаторы современного производства находятся в постоянном поиске смягчения монотонности, однообразия труда, отсутствия творческих элементов, отчуждающих человека от труда.
И тем не менее при всех издержках, действительно сопутствующих экономическому росту, необходимо иметь в виду следующее. НТР, на основе которой протекает современное развитие, не только таит отрицательные последствия, но одновременно и открывает технические, а также экономические возможности их смягчения и преодоления (в настоящее время доля расходов экономически развитых стран на охрану окружающей среды постоянно растет). Кроме того, индустриальный этап развития — объективная неизбежность. И каждая страна, проходящая этот этап, вынуждена делать выбор — принимать ли на себя сопутствующий груз отрицательных последствий или сохранять чистоту и нетронутость природы доиндустриальных эпох, обрекая себя на развитие, свойственное этим эпохам. Рынок в экономическом прогрессе дает возможность решать одновременно и проблемы развития производства, и проблемы роста благосостояния граждан, и выделять больше средств на спасение природы. [6, с.200-201]
Высокий экономический рост наблюдался в Беларуси в прошлом году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2009 году ВВП Республики Беларусь составил 8945,5 млрд. руб., показав больший рост по сравнению с 2008 г. – 102,6% (см. табл. 2.2). Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Национального статистического комитета в ноябре 2009 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,2% (см. табл. 2.1).
По мнению экспертов МВФ, рост обусловлен благоприятными внешними условиями и экономической политикой Беларуси. МВФ уже изменил прогнозные показатели относительно развития страны в этом году. Так, прогнозируемый уровень инфляции снижен с почти 17,5% до 12%, а рост валового внутреннего продукта предполагается на уровне 7% вместо 5,5%. Таким образом, прогнозы МВФ и белорусского правительства стали существенно ближе. По мнению специалистов МВФ, сохранить положительную динамику до конца года позволит прекращение финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а также включение в состав бюджета инновационных фондов, ранее в него не входивших [15].
Таблица 2.1. Основные социально-экономические показатели развития
Республики Беларусь за 2007-2010 годы.
Показатель |
Январь 2010г. |
Январь 2010г. в % к |
Январь 2009г. в % к январю 2008г. | |
январю 2009г. |
декабрю 2009г. | |||
Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб. |
9833,8 |
101,3 |
х |
102,6 |
Промышленное производство, млрд. руб. |
10440,5 |
102,5 |
82,0 |
97,4 |
Производство потребительских товаров, млрд. руб. |
2419,1 |
105,0 |
94,5 |
103,7 |
продовольственных |
1316,7 |
105,1 |
93,5 |
111,3 |
непродовольственных |
960,1 |
105,8 |
95,6 |
94,8 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
1993,8 |
89,6 |
39,9 |
123,8 |
в том числе строительно- |
990,7 |
94,4 |
44,3 |
129,1 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м |
||||
общей площади |
295,0 |
100,1 |
35,1 |
106,1 |
в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях |
143,0 |
81,8 |
106,2 |
101,7 |
в сельских населенных пунктах |
90,6 |
77,2 |
149,8 |
89,3 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб. |
1162,3 |
105,7 |
х |
108,4 |
в сельскохозяйственных организациях |
х |
107,1 |
х |
111,0 |
в хозяйствах населения |
х |
95,7 |
х |
92,6 |
Производство продукции |
||||
реализация скота и птицы на убой (в живом весе) |
120,0 |
106,4 |
85,3 |
105,6 |
производство молока |
453,7 |
105,1 |
101,1 |
108,7 |
производство яиц, млн. шт. |
266,6 |
103,2 |
102,1 |
103,7 |
Показатели |
Январь 2010 г. в % к январю 2010 г. |
Январь 2010г.в % к |
Январь 2009 г.в % к январю 2008 г. | |
январю 2009 г. |
декабрю 2009 г. | |||
в сельскохозяйственных организациях |
97,9 |
108,6 |
97,1 |
109,1 |
реализация скота и птицы на убой (в живом весе) |
414,9 |
106,9 |
102,8 |
111,4
|
производство молока |
210,4 |
103,8 |
101,5 |
105,4 |
производство яиц, млн. шт. |
18,3 |
95,9 |
83,7 |
94,5 |
Перевезено грузов транспортом, млн. т |
4030,7 |
97,1 |
82,2 |
85,1 |
Грузооборот транспорта, млн. т.км |
4644,3 |
107,2 |
82,9 |
112,3 |
Розничный товарооборот, млрд. руб. |
42,5 |
104,6 |
105,4 |
81,9 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода), тыс. человек |
0,9 |
|||
в % к экономически активному населению |
х |
106,6 |
100,8 |
115,1 |
Индекс потребительских цен |
х |
107,7 |
100,7 |
120,0 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
х |
107,7 |
100,7 |
122,4 |
в том числе продукции |
97,9 |
108,6 |
97,1 |
109,1 |
Показатели |
2009г. |
2009г.в % к 2008г. |
Декабрь 2009г.в % к |
2008г.в % к 2007г. | |
декабрю 2008г. |
ноябрю 2009г. | ||||
Объем внешней торговли товарами, млн. долл. США |
49845,8 |
69,3 |
118,9 |
109,3 |
135,8 |
экспорт товаров |
21282,2 |
65,3 |
132,7 |
102,9 |
134,2 |
импорт товаров |
28563,6 |
72,5 |
110,9 |
114,3 |
137,2 |
Платные услуги населению, млрд. руб. |
14223,4 |
102,8 |
х |
х |
113,9 |
Реальные денежные доходы населения |
х |
102,9 |
104,7 |
120,9 |
111,8 |
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника: |
|||||
номинальная, тыс. руб. |
998,3 |
112,6 |
109,0 |
107,9 |
125,1 |
реальная |
х |
99,6 |
99,0 |
106,5 |
109,0 |
Производительность труда (в расчете по валовому внутреннему продукту) |
х |
99,6 |
х |
х |
108,0 |
Численность занятых в экономике, тыс. человек |
4621,2 |
100,6 |
100,8 |
100,4 |
102,0 |
Источник: [13]
2007-2009 гг. – были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше – в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства – примерно на треть в 2009 г. по сравнению с 2006 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последние годы. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время [14].
Такова ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
В январе 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 9,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем 2009 г. в сопоставимых ценах на 1,3%. Прогнозом на 2010 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. №595 предусмотрен его рост на 11-13%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 31,4%, сельского хозяйства – 2,8%, строительства – 7,4%, транспорта и связи – 9%, торговли и общественного питания – 10,6% (см. табл. 2.2.).
Таблица 2.2. Динамика производства валового внутреннего продукта
ВВП |
В текущих ценах, млрд.руб. |
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
2009 год |
8945,5 |
102,6 |
I квартал |
28337,5 |
101,1 |
II квартал |
31845,1 |
99,6 |
III квартал |
39954,4 |
98,9 |
IV квартал |
36652,8 |
101,8 |
Январь-декабрь |
136789,8 |
100,2 |
2010 год |
||
январь |
9833,8 |
101,3 |
Источник: [13]
Что касается основных показателей товаров и услуг в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, то эти данные предоставлены на рис. 2.1
Рис. 2.1. Основные показатели товаров и услуг в процентах к соответствующему периоду предыдущего года. [13]
С учетом преемственности
проводимой в стране экономической
политики в проекте Программы
социально-экономического развития на
2006-2010 годы определена основная цель пятилетия
- дальнейшее повышение уровня и качества
жизни населения на основе эффективного
использования человеческого потенциала,
технического перевооружения и совершенствования
структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Главная идея пятилетия - повышение уровня
конкурентоспособности на основе модернизации
экономики, а ее девиз: "Человек-инновации-
Успешная реализация программы позволит за пять лет увеличить валовой внутренний продукт на 46-55%, объем производства промышленной продукции - на 43-51%, сельского хозяйства - на 34-45%. Приоритетом экономической политики этой пятилетки будет инновационно-инвестиционная деятельность. Развитие наукоемких технологий, выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости - это стратегический план Программы. Согласно проекту программы за пять лет намечено увеличить инвестиции в основной капитал на 65-75%. В числе приоритетов останется повышение благосостояния людей. Реальные денежные доходы населения будут увеличены на 49-56%, реальная заработная плата - на 52-58%. К концу 2010 года зарплата должна составить не менее $500 в эквиваленте. Опережающими темпами предусматривается прирост розничного товарооборота и платных услуг населению. В соответствии с проектом программы объем внешней торговли товарами и услугами возрастет на 53-60%, в том числе экспорт - на 55-62%, импорт - на 51-58%. Намечено также ежегодно наращивать объем строительства жилья и довести его уровень до 4,5-5 млн.кв.м в 2010 году. Средняя обеспеченность жильем к этому времени достигнет 25-25,5 кв.м на человека. При этом до 50% жилья будет строиться в сельской местности и малых городских поселениях [3].
Основное внимание по-прежнему будет уделяться дальнейшему росту доходов и оплаты труда (реальные денежные доходы увеличатся на 7-8,5%), сокращению малообеспеченности, финансовому оздоровлению экономики, улучшению делового и инвестиционного климата, привлечению иностранных инвестиций, в том числе в банковскую систему, а также опережающему развитию сферы услуг и улучшению условий для производственной и инвестиционной активности.
Рассмотрим основные направления совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
1. Фискальная
политика и долгосрочный
Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста: эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический прогресс – логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.
Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:
Информация о работе Экономический рост, его типы и источники