Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов теорий и моделей экономического роста применительно к Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить основные модели и факторы экономического роста;
провести анализ модели экономического роста в Республике Беларусь;
рассмотреть систему моделирования экономического роста в Республике Беларусь на современном этапе развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 Проблема экономического роста в экономической литературе……………... 6
1.1 Понятие экономического роста, его типы и факторы……………….. 6
1.2 Государственное регулирование и проблемы темпов экономического роста 11
1.3 Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития… 15
2 Методология измерения экономического роста……………………………… 20
2.1 Измерение экономического роста…………………………………… 20
2.2 Моделирование экономического роста……………………………… 21
3 Экономический рост в Республике Беларусь…………………………… 26
3.1 Особенности экономического развития в Республике Беларусь в условиях глобализации……………………………………………………………. 26
3.2 Беларусь как часть мировой экономической системы……………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 40
Различие между экстенсивным
и интенсивным вариантом
В любом случае следует исходить из того, что возможности' экстенсивного развития национальной экономики всегда ограничены (земля, рабочая сила). Только за счет интенсивных факторов могут быть обеспечены устойчивый и долговременный экономический рост, а также его качество (рис.1.1).
Экономический рост |
Экстенсивный |
Интенсивный |
Неизменный технологический способ производства Расширение экономического поля. |
Повышение производительности труда Реконструкция и модернизация производства. |
Рисунок 1.1 Основные типы экономического роста
Источник: собственная разработка.
Экономический рост, способствуя разрешению многих проблем, сам неизбежно превращается в стратегическую цель социально-экономического развития. С учетом весьма неоднозначных последствий у него обнаруживаются как сторонники, так и противники.
Сторонники экономического
роста обращают внимание на то, что
за счет наращивания ВВП и
а) полнее удовлетворять возрастающие потребности человека и общества, тем самым обеспечивать социальный прогресс;
б) примирить интересы различных социальных и региональных групп населения, формировать социальный мир;
в) укреплять экономический потенциал страны, материальную основу ее экономической независимости;
г) проводить позитивные структурные сдвиги в национальной экономике, улучшать условия труда.
Противники экономического роста обращают внимание на загрязнение окружающей среды, на усиление угрозы тотального экологического кризиса. Проблему бедности они рассматривают не как проблему низкого уровня национального производства, а как проблему социальной несправедливости в распределении ВВП.
Подчеркивается, что социальные и экономические потери возрастают вслед за ускоренным обесценением человеческого капитала и профессиональных знаний, что всегда имеет место именно в условиях форсированного экономического роста. Считается, что экономический рост на основе массового производства не носит творческого характера. Поэтому обосновывается необходимость ограничения «нулевым экономическим ростом». Критика безудержного экономического роста является в основном критикой индустриального способа производства. Надо признать, что в настоящее время такие дискуссии не являются бесплодными. Они позволяют уточнить издержки и исторические пределы экономического роста.
К издержкам экономического
роста относится снижение текущего
потребления, так как требуется
форсировать частные и
Под факторами экономического роста принято понимать явления, обстоятельства и процессы, способные определять темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема национального производства (5,с.108).
В макроэкономическом анализе используются различные схемы классификации факторов экономического роста. Выделяются, например, факторы первого и второго уровня, внутренние и внешние, объективные и субъективные, факторы микро экономики и макроэкономики и т. п. По способу воздействия принято различать прямые и косвенные факторы (таблица 1.1).
Таблица 1.1. Факторы экономического роста
Факторы экономического роста | |
Прямые (факторы предложения) |
Косвенные (факторы спроса) |
- Количество и качество трудовых и природных ресурсов. - Объем основного капитала - Технология и организация производства - Предприимчивость |
- Налоговый климат - Инвестиционный климат - Эффективность банковской системы - Система распределения доходов. - Возможность концентрации и перераспределения ресурсов - Объем совокупного спроса,. |
Примечание: Источник – собственная разработка
Прямыми называются такие факторы, которые делают экономический рост физически возможным. Это так называемые факторы предложения. К основным прямым факторам относятся природно-ресурсный потенциал, научно-технический потенциал, народонаселение и трудовые ресурсы.
Косвенные факторы — это особые условия, которые позволяют использовать имеющиеся у общества возможности экономического роста. Здесь концентрируются так называемые качественные переменные, факторы спроса и распределения.
Если наращивание массы вовлекаемых факторов производства предполагает прежде всего вариант экстенсивного развития, то более высокие качественные характеристики тех же факторов производства позволяют формировать преимущественно интенсивный тип развития. Поэтому в процессе анализа есть резон выделять экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста.
1.2 Государственное
регулирование и проблемы
Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту (2,с.38).
Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрущающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.
Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.
Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы (8,с.65).
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
1.3 Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития
Объективно для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно – природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной – вступление в ВТО, международная сертификация.
В этой связи очень актуальным является количественное измерение соотношения количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений.
В настоящее время
в Республике Беларусь на основе российского
аналога разрабатывают систему
индикаторов устойчивого