Экономический рост и его показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов теорий и моделей экономического роста применительно к Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить основные модели и факторы экономического роста;
провести анализ модели экономического роста в Республике Беларусь;
рассмотреть систему моделирования экономического роста в Республике Беларусь на современном этапе развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 Проблема экономического роста в экономической литературе……………... 6
1.1 Понятие экономического роста, его типы и факторы……………….. 6
1.2 Государственное регулирование и проблемы темпов экономического роста 11
1.3 Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития… 15
2 Методология измерения экономического роста……………………………… 20
2.1 Измерение экономического роста…………………………………… 20
2.2 Моделирование экономического роста……………………………… 21
3 Экономический рост в Республике Беларусь…………………………… 26
3.1 Особенности экономического развития в Республике Беларусь в условиях глобализации……………………………………………………………. 26
3.2 Беларусь как часть мировой экономической системы……………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

index.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

Такое динамическое равновесие может оказаться неустойчивым, как только темп роста плановых инвестиций частного сектора отклоняется от уровня, заданного моделью.

Модель Е. Домара не претендовала на роль теории роста. Это была попытка  расширить условия краткосрочного кейнсианского равновесия на более  длительный период и выяснить, какими будут эти условия для развивающейся системы.

Модель Харрода. Харрод построил специальную модель экономического роста (1939г.), включив в нее эндогеннннуюфункцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных инвестиций у Домара) на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей.

Согласно принципу акселератора, любой рост (сокращение) дохода вызывает рост (сокращение) капиталовложений, пропорциональный изменению дохода.

Предприниматели планируют  объем собственного производства, исходя из  сложившейся ситуации в предшествующий период: если их прошлые прогнозы относительно спроса оказались верными и спрос полностью уравновесил предложение, то в данном периоде предприниматели оставят темпы роста объема выпуска неизменными; если спрос в экономике был выше предложения, они увеличат темпы расширения  производства; если предложение превышало спрос в предшествующем периоде, они снизят темпы роста.

Равновесный экономический  рост предлагает равенство совокупного спроса и предложения.

Харрод назвал выражение «гарантированным» темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворенны своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.

Анализ соотношений  между гарантированным и фактическим  темпами роста позволил сделать  следующий вывод: если фактически запланированный  предпринимателями темп роста предложения отличается от гарантированного темпа роста (превышает или не достигает его), то система постепенно отдаляется от состояния равновесия .

Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие  «естественного» темпа роста. Это  максимальный темп допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается полная занятость факторов – труда и капитала. Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объем выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Особенности  экономического развития Республике  Беларусь в условиях глобализации

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поддержание стабильных темпов экономического роста и повышение на этой основе благосостояния населения страны. Это обуславливает исключительное положение данного показателя в системе прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития республики и определяет актуальность исследований, посвященных выявлению закономерностей формирования конечного потребления, изучению механизма его влияния на макроэкономику, количественной оценке степени воздействия потребительских расходов институциональных единиц на темпы роста ВВП, что позволяет более аргументировано обосновывать на перспективу динамику основных макроэкономических показателей, пропорций и имеет важное значение для выработки мер государственной политики, направленных на стимулирование экономического роста в стране.

 

Рисунок 3.1 Отчетный и плановый темп роста ВВП

Источник: собственная разработка.

 

На современном этапе  белорусская экономика уже вступила в полосу рецессии. Так, в первом квартале 2011 г по сравнению с четвертым кварталом 2011 г сезонно очищенный показатель ВВП Беларуси сократился в сопоставимых ценах сразу на 8,9 проц. Социально-экономическое развитие республики в 2011 году характеризуется следующей динамикой основных макроэкономических показателей. Темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 2011 году составил 110 процентов к уровню 2010 года, при прогнозе на год 108-109 процентов.

Социально-экономическое  развитие республики в январе-июле 2011 года характеризуется следующей динамикой основных макроэкономических показателей.

 

Рисунок 3.2 Валовый внутренний продукт в январе – июле 2011 г.

Источник: собственная разработка.

 

Темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) в январе-июле 2011 года составил 107 процентов к уровню января-июля 2011 г., при прогнозе на год 111-113 процентов. Для сравнения: в аналогичном периоде 2010 года прирост ВВП составил 0,4 процента, в январе-июне 2011 года – 6,6 процента.

Макроэкономическая ситуация в 2011 году по сравнению с 2010 годом характеризовалась снижением деловой и инвестиционной активности, замедлением темпов роста денежных доходов населения, ухудшением текущего счета платежного баланса, что в значительной мере обусловлено негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Основные макроэкономические параметры социально-экономического развития Республики Беларусь за 2011 год

Показатели

2011 год к 2010 году

2010год к 2009 году

прогноз

фактически

Валовой внутренний продукт

110-112

100,2

110,2

Продукция промышленности

110-112

97,2

111,5

Продукция сельского  хозяйства

108,5-109,5

101,3

108,6

Инвестиции в основной капитал

123-125

107,6

123,5

Производство потребительских  товаров - всего

112-113

99,9

113,2

в том числе:

     

Продовольственных

112-113

104,6

113,4

непродовольственных

111,5-112,5

94,3

113,4

Объем внешней торговли товарами и услугами -

     

Всего

116,2-117,7

70,2

135,5

в том числе:

     

Экспорт

117-118,5

67,1

133,9

Импорт

115,5-117

72,9

136,9

сальдо, млн. долларов США

-1 470

-5 548,3

-4 667,5

Реальные денежные доходы населения

114-115

102,9

111,8

Розничный товарооборот

116-117

103,0

119,2

Платные услуги населению

113-114

102,8

113,9

Производительность труда

107,8-108,1

99,6

108,0

Рентабельность реализованной  продукции, работ и услуг в  промышленности

14,5

9,9

15,9

Энергоемкость валового внутреннего продукта

-8

-5,0

-8,1

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (тыс. кв. метров)

6000

5 831,0

5 102,8

Численность занятых  в экономике (тыс. человек)

4 580-4 650

4 621,2

4 594,4


Источник: собственная разработка.

 

Реальный объем производства товаров и услуг в 2011 году сохранился на уровне 2010 года. Объем валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составил 136,8 трлн. рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2010 года на 0,2 процента (в 2010 году – на 10,2 процента). Замедление темпов роста ВВП по отношению к 2010 году было вызвано снижением темпов роста внешнего и внутреннего спроса. Объем розничного товарооборота в отчетном году по сравнению с 2010 годом увеличился (в сопоставимых ценах) на 3 процента (в 2010 году – на 19,2 процента). Реализация платных услуг населению увеличилась на 2,8 процента (в 2010 году – на 13,9 процента).

Индекс физического  объема производства продукции промышленности по набору товаров-представителей в январе-июле 2011 года к уровню соответствующего периода 2011 года составил 109,6 процента, при прогнозе на 2011 год 110-112 процентов. В январе-июле 2011 года к уровню января-июля предшествующего года индекс производства продукции промышленности составил 96,5 процента, в январе-июне 2011года – 108,8 процента.

Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в январе-июле 2011 года составил в целом по республике 20,4 процента. Наиболее высокие показатели достигнуты по Министерству промышленности (34,7 процента при уточненном прогнозе на 2011 г. 35 процентов), концернам "Белнефтехим" (соответственно 33,9 и 21 процент) и "Белбиофарм" (21,9 и 20 процентов).

Рисунок 3.4 Производство потребительских товаров в январе – июле 2011 г.

Источник: собственная разработка.

 

Энергоемкость ВВП в I полугодии 2011 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 3 процента при прогнозе снижения в 2011 г. на 8-10 процентов.

В I полугодии 2011 г. наблюдался рост стоимостных объемов внешнеторговых операций. Это обусловлено преимущественно повышением средних цен на экспортированные и импортированные товары. По сравнению с I полугодием 2011 г. средние цены экспорта возросли на 21,3 процента, импорта – на 13,1 процента. За счет их увеличения обеспечено 91,5 процента прироста стоимостного объема экспорта товаров и 96,1 процента импорта. При этом физический объем экспорта увеличился на 2 процента, импорта – на 0,5 процента. В I полугодии 2011 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 3510 млн. долларов. За I полугодие 2011 г. величина отрицательного сальдо составляла 3889,2 млн. долларов.

 

 

    1. Беларусь как часть мировой экономической системы

 

Важнейшими задачами обеспечения  устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества: 1) в области совершенствования государственности – формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; 2) в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека – физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям; 3) в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования; 4) в области экологии – снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния, восстановление нарушенного экологического равновесия; 5) в области развития культуры и нравственности – воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе.

Белорусская модель социально ориентированной  рыночной экономики в ее завершенном  виде – это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития являются: повышение уровня и качества жизни населения; борьба с бедностью; изменение структуры потребления и производства; охрана и укрепление здоровья; улучшение демографической ситуации; противодействие криминализации жизни общества.

Так, для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо: 1) создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания; 2) поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету; 3) совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения; 4) совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования; 5) снижение уровня малообеспеченности населения; 6) повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.

Основными целями бюджетно-налоговой  политики должно являться обеспечение  финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий  для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни  населения с учетом решения экологических  проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, а также на достижение следующих целей:

  • повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Информация о работе Экономический рост и его показатели