Экономический рост и его показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов теорий и моделей экономического роста применительно к Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить основные модели и факторы экономического роста;
провести анализ модели экономического роста в Республике Беларусь;
рассмотреть систему моделирования экономического роста в Республике Беларусь на современном этапе развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 Проблема экономического роста в экономической литературе……………... 6
1.1 Понятие экономического роста, его типы и факторы……………….. 6
1.2 Государственное регулирование и проблемы темпов экономического роста 11
1.3 Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития… 15
2 Методология измерения экономического роста……………………………… 20
2.1 Измерение экономического роста…………………………………… 20
2.2 Моделирование экономического роста……………………………… 21
3 Экономический рост в Республике Беларусь…………………………… 26
3.1 Особенности экономического развития в Республике Беларусь в условиях глобализации……………………………………………………………. 26
3.2 Беларусь как часть мировой экономической системы……………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

index.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.

Важнейшими мерами бюджетно-налоговой  политики в области охраны природы  для обеспечения устойчивого  развития должны стать:

  • поиск новых методических подходов к построению экологических платежей с учетом мирового опыта, способных в существующих условиях обеспечить адекватную оценку природно-сырьевого потенциала и его эффективное использование;
  • пересмотр объектов и повышение ставок платежей за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов;
  • перераспределение поступлений, получаемых от ресурсных платежей, с частичным их зачислением в бюджетные фонды охраны окружающей среды;
  • ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности.

Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

  • снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения;
  • регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;
  • повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

  • укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
  • повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
  • формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
  • развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
  • расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

Национальная экономика  Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

Таким образом, для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального  дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения (иногда выделяют и рост дохода в расчете на одного занятого. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории. Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения. Обычно говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост.

В таблице ниже указаны  все показатели, характеризующие  экономический рост нашей страны.

Таблица 1. Макроэкономические показатели РБ.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Номинальный ВВП, млрд. белорусских руб.

65 067

79 267

97 165

128 829

138 679

151 622

169 456

Номинальный ВВП, млрд. долл. США

30,2

37,0

45,3

60,3.

49,1

49,8

54,0

ВВП на душу населения, тыс. долл. США

3 078

3 783

4 656

6 230

5 094

5 190

5 656

Реальный ВВП (изменение), %

9,4

10,0

8,6

10,0

(5,0)

1,5

2,0

Реальный ВВП на душу населения (изменение, %)

9,9

10,5

9,1

10,5

(4,6)

1,9

2,5

Реальный внутренний спрос (изменение), %

2,1

15,4

10,8

11,2

(4,1)

(1.2)

(0,9)

Реальные капиталовложения (изменение, %)

19,5

31,6

16,4

23,1

(13,0)

(3,0)

1,0

Валовые внутренние капиталовложения, % ВВП

26,5

33,5

35,9

38,6

36,2

34,5

33,0

Валовые внутренние накопления, % ВВП

28,0

29,6

29,2

30,2

27,1

28,0

29,3

Реальный экспорт (изменение, %)

(1.6)

8,2

5,6

3,1

(8,0)

1,5

4,0

Безработица (среднее количество получателей пособия), %

1,7

1,4

1,1

1,0

2,0

3,0

3,0

Прирост реального ВВП на душу населения,%

9,1

8,3

6,8

8,9

(2,1)

2,5

2,0

Индекс потребительских цен (изменение, %)

10,3

7,0

8,4

14,8

15,7

10,0

8,0

Внутренние кредиты частному сектору  и ГНО* (изменение), %

35,2

58,6

47,0

54,2

35,0

5,0

10,0

Внутренние кредиты частному сектору  и ГНО, % ВВП

20,8

27,0

32,4

37,7

47,3

45,4

44,7


Источник: собственная  разработка.

По данной таблице  можно сделать следующие выводы: номинальный ВВП ежегодно возрастает, причем ВВП на душу населения в 2009 году заметно снизился, а после постепенно возрастал. Все это отразилось на реальном ВВП и реальном ВВП на душу населения.

ППС (паритет покупательской способности)- это количество денежных единиц нашей страны, необходимое  для приобретения того или иного продукта (услуги) на рынке другой страны, который можно приобрести на 1 доллар на рынке США. В нашей стране этот показатель имеет перепады.

ИРЧП- это уровень жизни, измеряемый на базе РВВП на душу населения (ППС в долларах США). Он может быть либо максимально равным 1, либо минимальным-равны 0.

Также рассчитывается общественный ПТ. Он равен отношению ВВП к  численности занятых в экономике. Соответственно, в 2010 году этот показатель был равен 11,58, а в 2011 году- 14,76.

В 2012 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 527,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 1,5%. Индекс-дефлятор ВВП составил 174,9%.

Государство регулирует экономический рост преимущественно  методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство осуществляет чрезмерный контроль над экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима - именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции Беларуси с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Так, генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2003. – 440с.
    2. Большаков, С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002. – 210с.
    3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.
    4. Герценов, А.Н. Национальная экономика Беларуси: история и современность // ЭКО. 2011. №6. – 92с.
    5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472с.
    6. Иохин, В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 512с.
    7. Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 432с.
    8. Корбут, Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. // Белорусский экономический журнал. – 2011. - №6. – 104с.
    9. Красниковой, Е.В. Макроэкономика. Учебное пособие. М:ТЕИС, 2003. 254 с.
    10. Лахин, Ю.В. Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /– Мн., Светоч, 2003 - 372 с.
    11. Овсийчук, М.Ф., Сидельников Л.Б. Экономика управления. – Мн, БГУ, 2003 - 364 с.
    12. Омянов, И.В. Социально-экономическое развитие.//Белорусский рынок - №8, 2011 - С. 83 с.
    13. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник – 3-е изд./. М.:ИНФРА-М, 2001 – 393 с.
    14. Ракуть, Б.А. Рыночная экономика: Учебник. – Мн., Светоч, 2000 - 427 с.
    15. Рахонова, Л.Д. Экономический рост и социальная политика // Человек и труд. – 2011. – № 7. - 98 с.
    16. Салих, П.В. Рыночная экономика – М.: Эконом, 2006 – 329 с.
    17. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ,2004. – 289с.
    18. Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 280с.
    19. Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –Мн.: Экоперспектива, 2002г. –637с.

 

 

 

Приложение А

 

Показатели

2008

2009

2010

2011

прогноз по программе

факт

прогноз по программе

факт

прогноз по программе

факт

прогноз по программе

факт

Валовой внутренний продукт

107

-

109

110

108

-

109

108,6

108

-

109

110,2

108

-

109

100,2

Продукция промышленности

107

-

108

111,4

107,5

-

108,5

108,7

108

-

109

111,5

107,5

-

108,5

97,2

Продукция сельского  хозяйства

106

-

108

106

106

-

107,5

104,4

106

-

108

108,6

106

-

107,5

101,3

Инвестиции в основной капитал

113

-

114

132,2

114,5

-

117

116,2

115

-

117

123,5

115

-

117

108,6

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций

   

5

2,5

10

-

11

2,8

11

-

13

2,5

13

-

15

4,7

Производство потребительских  товаров 

108

-

109

111,5

108,5

-

109,5

108,7

109

-

110

113,2

108,5

-

109,5

99,9

в том числе:

                               

продовольственных

109

-

110

111,5

108,5

-

109,5

104,7

109

-

110

113,4

108,5

-

109,5

104,6

непродовольственных

108

-

109

112

108,5

-

109,5

112,5

109

-

110

113,4

108,5

-

109,5

94,3

Объем внешней торговли товарами и услугами – всего

108

-

109

127,7

108,8

-

109,8

126,2

109

-

110

135,5

108,8

-

109,8

70,1

в том числе:

                               

экспорт

109

-

110

122,3

109

-

110

124,2

109

-

110

133,9

109

-

110

67

импорт

108

-

109

133,2

108,5

-

109,5

128

109

-

110

136,9

108,5

-

109,5

72,9

сальдо (млн. долл.)

400

-

500

-1531,5

500

-

600

-2822,4

600

-

700

854

700

-

800

-5551

Реальные денежные доходы населения

107

-

109

117,8

108

-

109

113,2

108

-

109

111,8

109

-

110

102,9

Реальная заработная плата

108

-

109

117,3

108,5

-

109,5

110

109

-

110

109

109

-

110

99,6

Розничный товарооборот

109

-

111

117,4

109,5

-

110,5

114,8

110

-

111

119,2

109,5

-

110,5

103

Платные услуги населению

108

-

109

111,2

109

-

110

111,5

109

-

110

113,9

109

-

110

102,8

Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта

6

-

7

4,3

6

-

7

7,9

6

-

7

8,4

6

-

7

5,0

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования

                               

млн. кв. метров

3,7

-

4,2

4,088

4,2

-

4,7

4,665

4,7

-

5,2

5,103

5,2

-

5,7

5,849

Среднегодовая численность постоянного населения

               

тыс. человек

9733

9732,5

9690

9702,1

9649

9681

9608

9667

город

               

тыс. человек

7065

7066,9

7072

7091,4

7080

7128

7088

7166

село

               

тыс. человек

2668

2665,6

2618

2610,7

2569

2553

2520

2501

Трудовые ресурсы

               

тыс. человек, в среднегодовом  исчислении

6225

6227,9

6220,5

6241,4

6204

6252

6173

6238

Занято в экономике 

                               

тыс. человек

4330

-

4377

4401,9

4375

-

4448

4476,6

4460

-

4535

4594

4580

-

4650

4621

в том числе:

                               

сфера производства товаров 

                               

тыс. человек

1990

-

1997

2041,9

1995

-

2001

2072,5

2020

-

2030

2129

2050

-

2060

2154

сфера услуг

                               

тыс. человек

2340

-

2381

2360

2380

-

2447

2404,1

2440

-

2505

2465

2530

-

2590

2496

Дефицит (-), профицит (+) республиканского бюджета, в % к ВВП

-1,5

+1,5

-1,5

+0,3

-1,5

+0,7

-1,5

+0,4

Информация о работе Экономический рост и его показатели