Экономический рост в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Если же рассматривать понятие «конкуренция» с точки зрения экономики, то это такой тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, при котором каждый хочет превзойти других. Причем благодаря такому соревнованию остаются лишь лучшие фирмы, наиболее рентабельные и быстро принимающие правильные решения. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели, просто чтобы не остаться за бортом, стремятся избежать такого отбора. Так появляется рынок несовершенной конкуренции, то есть рынок, конкуренция на котором действует не в полную силу. Вот как раз этот аспект экономики, а если быть точнее микроэкономики, я и хочу детально рассмотреть в своей работе.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономический рост как показатель экономической системы 4
2.1.Сущность экономического роста………………………………………..…...5
2.2. Факторы экономического роста……………………….…………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
2. Основные виды рынков несовершенной
конкуренции 5
2.1. Монополия …………………………………………………………...5
2.2. Олигополия…………………………………………………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
3. Особенности положения рынков несовершенной
конкуренции в Республике Беларусь 24
Заключение 27
Список использованных источников………….……………

Файлы: 1 файл

курсовая эк.рост рб.docx

— 300.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра теоретической и институциональной  экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Экономический рост в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса

дневного отделения «Экономическая теория» 

 

 

 

Научный руководитель

Старший преподаватель, доцент

 

_______________Гарбузовой  Е. А 

«__» _________________2013 г.

 

 

 

_______________ Высоцкая З. Г.

«__» _________________2013 г.

 

 

 

 

Минск, 2013

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1.Экономический рост как показатель экономической системы 4

2.1.Сущность  экономического роста………………………………………..…...5

2.2. Факторы экономического роста……………………….…………………...16

2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20

2. Основные виды рынков несовершенной

конкуренции 5

2.1. Монополия …………………………………………………………...5

2.2. Олигополия…………………………………………………………...16

2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20

3. Особенности положения рынков несовершенной

конкуренции в Республике Беларусь 24

Заключение 27

Список  использованных источников………….…………………………..29

Введение

Тема данной курсовой работы – поведение фирмы в  условиях несовершенной конкуренции. Меня эта тема заинтересовала своей  наглядностью на практике, ведь сама по себе конкуренция – это то, с  чем мы сталкиваемся всегда: борьба, соревнование в какой-либо области. Сдача экзаменов в университете или получение лучшей оценки в  школе, спортивные эстафеты, конкурсы и т.д. – все это примеры  конкуренции.

Если же рассматривать  понятие «конкуренция» с точки  зрения экономики, то это такой тип  взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен и объемов  предложения товаров на рынке, при  котором каждый хочет превзойти  других. Причем благодаря такому соревнованию остаются лишь лучшие фирмы, наиболее рентабельные и быстро принимающие  правильные решения. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели, просто чтобы не остаться за бортом, стремятся  избежать такого отбора. Так появляется рынок несовершенной конкуренции, то есть рынок, конкуренция на котором  действует не в полную силу. Вот  как раз этот аспект экономики, а  если быть точнее микроэкономики, я  и хочу детально рассмотреть в  своей работе.

Сначала будут изложены научное объяснение понятия «несовершенная конкуренция», а также особенности  и отличия ее от совершенной конкуренции. Вслед за этим, будут рассмотрены  все составляющие ее структуры. А  именно монополия, так как это  наиболее яркое проявление несовершенной  конкуренции, затем олигополия, фирмы  которой обладают меньшей властью  на рынке, и, напоследок, монополистическая  конкуренция, ее фирмы могут оказывать  влияние только на отдельные части  рынка. 

Но прежде хочется  напомнить, что все рассматриваемые  рынки – это лишь базовые модели рыночных структур. Однако их изучение даёт основу для понимания поведения  фирм на реальных современных рынках. Список обозначений

1 Сущность понятия «Несовершенная конкуренция»

Большинство действующих  в настоящее время рынков –  это рынки несовершенной конкуренции. Что же обозначает понятие «рынок несовершенной конкуренции»? Существует множество определений, но суть их сводится к следующему.

Рынок несовершенной  конкуренции – это рынок, конкуренция  на котором действует не в полную силу, а предприятия могут оказывать  существенное влияние на цену производимой ими продукции. Значит, фирма является ценовым лидером и владеет  определенной властью на рынке или  на отдельных его участках.

Главной целью предпринимателя  является получение прибыли, ради этого  он пренебрегает даже неэффективностью распределения ресурсов, из-за которой  происходит недопроизводство товаров, и производительной неэффективностью, по причине которой товары на рынке  реализуются по завышенным ценам.

Отличительная черта  такого вида рынка – нисходящий характер кривой спроса. Что обозначает обратную зависимость между ценой  товара и прибылью фирмы: предприниматели  должны уменьшить цены, чтобы расширить  объем производства и тем самым  увеличить свои прибыли.

Поэтому предельный доход  становится меньше цены для каждого  уровня производства, кроме первого. На графике кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса.

На данном рынке производится неоднородный товар, поэтому в большинстве  случаев получает распространение  реклама. Однако в этом случае в самой  рекламе вредного для потребителя: она вызывает «привязанность» к  определенному товару, часто замалчивает  важную информацию или даже распространяет ложные сведения.

Существование несовершенно конкурентных рыночных структур объясняют  многочисленные барьеры, обеспечивающие несвободный вход в отрасль и  выход из нее:

    • эффект масштаба;
    • патенты, лицензии;
    • владение важным сырьем и контроль над ним;
    • особое ценообразование и применение других стратегических приемов (например, демпинговые цены);
    • исследование и внедрение новых разработок.

Также к признакам  рынка несовершенной конкуренции  можно отнести вмешательство  государства, которое пытается уменьшить  злоупотребления владельцем фирм, с  большой властью на рынке. Ведь на рынке, где господствует конкуренция, такое вмешательство не требуется.

2 Основные виды рынков несовершенной конкуренции

В настоящее время  случаи совершенной конкуренции  и абсолютной монополии представляют большую редкость. Большинство фирм находится где-то между этими  крайними случаями. К промежуточным  стадиям можно отнести монополистическую  конкуренцию и олигополию. А так  как конкуренция на данных рынках действует не в полную силу и предприятие  в состоянии в той или иной степени влиять на цену своей продукции, их принято относить к несовершенной  конкуренции. Таким образом, к рынку  несовершенной конкуренции относятся:

1) Монополия;

2) Олигополия;

3) Монополистическая конкуренция

Рассмотрим, как действуют  фирмы на этих рынках.

2.1  Монополия

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной  конкуренции. Это такой тип рынка, при котором существует только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, монополия  обеспечивает совокупный спрос всех потенциальных покупателей продукта в пределах данного рынка. Таким  образом, фирма как бы становится всей отраслью. Следовательно, она производит уникальный товар, не имеющий совершенных  заменителей, вне зависимости от того, является ли этот продукт однородным или дифференцированным. В таких  условиях перекрестная эластичность спроса по цене между продукцией монополиста  и другими продуктами нулевая  или даже отрицательна. Однако в  практике встречаются ситуации, когда  даже предприятие-монополист ощущает  своего рода конкуренцию, но это уже  конкуренция межотраслевая. Так  газовые плиты потребитель может  заменить электроэнергетическими, а  почта ощущает некоторое соперничество  со стороны телефонных компаний.

Еще одной важной для  монополии особенностью является совершенная  информированность. Полностью обслуживая потребителей, монополия может отслеживать, например, тенденцию изменения потребительских  вкусов или объема продаж. А без  знания кривой спроса на свою продукцию, то есть всех возможных соотношений  между ценами и его объемами, монополия  не смогла бы манипулировать в целях  максимизации прибыли объемом выпуска  или уровнем цены.

Но все «привилегии» абсолютной монополии основываются на отсутствии конкуренции. Поэтому  неудивительно, что эта структура  рынка защищена целой системой барьеров, которые другие фирмы преодолеть просто не могут либо же им это не выгодно. Все барьеры на рынке  абсолютной конкуренции делятся  на 3 группы:

• Экономические (эффект масштаба,  монопольное владение ресурсами, манипулирование ценами);

• Юридические (патент, лицензия)

• Естественные (природные монополии, технико-экономические монополии). [4]

Различают несколько  видов монополий:

1) Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

2) Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

3) Естественная монополия – отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция.

Существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой.

 Например, монополистом  может стать фирма, геологи  которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых  и которая купила права на  земельный участок, где располагается  это месторождение. Теперь никто  другой это месторождение использовать  не сможет: закон защищает права   собственника, даже если он оказался  в итоге монополистом (что не  исключает регулирующего вмешательства  государства в деятельность такого  монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры.

4) Монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя;

5) Двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

2.1.1   Определение цены и объема продукции

Фирма-монополист является единственным поставщиком товара в  своей отрасли, поэтому не испытывает никакой конкуренции. В таких  условиях он является полным обладателем  рыночной власти. И может устанавливать  любые цены на товар для достижения основной цели: получения экономической  прибыли и, сверх этого, присвоения излишка потребителя для дальнейшего  превращения его в прибыль  фирмы.

P

Q

Q

TR

D

MR

TR

Эластичный спрос

Неэластичный спрос

а) Кривая спроса, предельного  дохода

б) Кривая валового дохода

Рисунок 2.1.1 – Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы  в условии чистой монополии

Примечание – Источник: составлено по [1, с.514]

P


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде чем разбирать  процесс определения цены и объема товара, при котором прибыль монополиста  будет максимальной, нужно отметить, что кривая спроса на этом типе рынка  будет принимать вид нисходящей прямой. Это означает, что монополист обязан понижать цену производимого  товара, чтобы продать дополнительную его единицу.

Увеличивая объемы продаж в условиях монополии, фирма вынуждена  снижать цену не только на каждую следующую  единицу продукции, но и на все  предыдущие, которые ранее продавались  по более высокой цене. Поэтому  кривая предельного дохода расположена  под кривой спроса, как видно на графике.

  Поскольку предельный доход является изменением в валовом доходе, между этими двумя кривыми существует определенная зависимость. Пока предельный доход уменьшается, но все еще положителен, валовой доход растет убывающими темпами. Когда предельный доход равен нулю, валовой достигает своего максимума. А если валовой доход начал уменьшаться, значит, предельный приобрел отрицательную величину.

График кривой спроса на продукт проходит две области: эластичного и неэластичного  спроса. Спрос эластичен, когда между  ценой и валовым спросом существует обратная зависимость, в противном  случае, спрос неэластичен. Отсюда следует, что монополист будет всегда избегать неэластичного отрезка кривой спроса на его продукцию, так как его совокупная прибыль на этом отрезке уменьшается. Он будет выбирать ту или иную комбинацию цены и количества на эластичном участке кривой.

Теперь можно перейти  к анализу оптимального объема производства, то есть такого объема, который дает возможность получить максимальную прибыль. Для этого нужно рассмотреть  два подхода: по валовому доходу и  общим издержкам, а затем метод  уравнивания предельного дохода и предельных издержек.

 Метод определения оптимального объема производства по валовому доходу и общим издержкам

График (см. Рисунок 2.1.2 ) показывает, что при объемах производства от 0 до и от и более фирма-монополист несет убытки, так как в этих интервалах валовой доход ниже валовых издержек. Точки А и В называются точками безубыточности, при этих объемах производства и ценах фирма получает только нормальную прибыль. А в интервале от до монополист получает прибыль. Максимальная прибыль достигается, когда валовой доход больше общих издержек на максимально возможную величину (На графике это расстояние ).

TC

TR

P

Q

Q1

Q2

Q3

PTR

PTC

0

А

В

Рисунок 2.1.2 – Определение  объема производства по валовому доходу и общим издержкам

Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь