Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:22, курсовая работа
Если же рассматривать понятие «конкуренция» с точки зрения экономики, то это такой тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, при котором каждый хочет превзойти других. Причем благодаря такому соревнованию остаются лишь лучшие фирмы, наиболее рентабельные и быстро принимающие правильные решения. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели, просто чтобы не остаться за бортом, стремятся избежать такого отбора. Так появляется рынок несовершенной конкуренции, то есть рынок, конкуренция на котором действует не в полную силу. Вот как раз этот аспект экономики, а если быть точнее микроэкономики, я и хочу детально рассмотреть в своей работе.
Введение 3
1.Экономический рост как показатель экономической системы 4
2.1.Сущность экономического роста………………………………………..…...5
2.2. Факторы экономического роста……………………….…………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
2. Основные виды рынков несовершенной
конкуренции 5
2.1. Монополия …………………………………………………………...5
2.2. Олигополия…………………………………………………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
3. Особенности положения рынков несовершенной
конкуренции в Республике Беларусь 24
Заключение 27
Список использованных источников………….……………
Но получать прибыль
или минимизировать издержки
фирма может только в
Возможность получения прибыли привлекает в отрасль другие фирмы. Новые конкуренты станут производить продукцию, по своим параметрам схожую с товарами давно существующей фирмы. Часть потребителей неизбежно станут покупать продукцию новичка, уменьшая тем самым кривую спроса знакомой фирмы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль не исчезнет.
Убытки
Q
MR=MC
MR
D2
ATC
MC
Рисунок 2.3.2 – Минимизирующее убытки положение фирмы в условиях монополистической конкуренции
Примечание – Источник: составлено по [1, с.538]
Убытки же заставляют часть фирм покидать отрасль, уменьшая конкуренцию и увеличивая кривую спроса, оставшихся фирм, пока не восстановится нормальная прибыль. В результате такого движения на рынке устанавливается цена, покрывающая только средние общие издержки, и достигается эффект долгосрочного равновесия. Однако, нужно заметить, что в реальности фирма на монополистически конкурентных рынках может получать экономическую прибыль даже в течение продолжительного периода. Так как в жизни, после проведения удачной дифференциацию продукта, руководство фирмы сразу же начинает думать над тем, как эту дифференциацию усилить или видоизменить. Другими словами, пока фирмы-конкуренты пытаются воспроизвести завоевавший успех товар или создать продукт со схожими параметрами, фирма стремится еще больше усовершенствовать свою продукцию.
Общие прибыли фирмы
Прибыли по отдельным
товарам
Время (t)
Рисунок 2.3.4 – Динамика прибыли по отдельным продуктам и фирме в целом
Примечание – Источник: составлено по [2, с.335]
Подобная дифференциация
детально анализируется с помощью
концепции цикла жизни
Концепция цикла
жизни продукта показывает, что
фирмы должны постоянно
Рынок монополистической
конкуренции является неэффективным
ни с точки зрения производства,
ни относительно распределения ресурсов.
Так цена на данном рынке превышает
минимальные средние общие
Чтобы хоть как-то компенсировать издержки неэффективности, фирма будет видоизменять, или дифференцировать, продукцию. Понятно, что чем больше отклонение используемых мощностей, объемов выпуска и цен от наиболее эффективных, тем выше дифференциация товара. Такая зависимость получила название «теорема избыточной мощности». Теорема дает понять, почему же общество, в конечном счете, принимает неэффективность монополистической конкуренции. Оно просто таким образом расплачивается за разнообразие товаров.
Республике Беларусь
Как говорилось выше, примеры чистой несовершенной конкуренции в основном нельзя привести, но все-таки я попыталась рассмотреть несколько производств и фирм в Республике Беларусь, чтобы показать, как теория работает на практике. Для простоты понимания, я приведу примеры рынков потребительских товаров и услуг.
И первый рынок, который я хочу проанализировать, будет рынок монополии. Пример я привела самый наглядный - компания «Белтелеком», которая является ведущим оператором Республики Беларусь по предоставлению услуг электросвязи. Это предприятие имеет разветвленную сеть телекоммуникаций на территории страны, сеть магистральных волоконно-оптических линий связи с выходом на сопредельные государства. Предоставляет более 60 видов услуг электросвязи, в том числе через сеть пунктов коллективного пользования "Белтелеком". Только РУП «Белтелеком» обладает монопольным правом выхода из белорусской информационной сети в мировую. Поэтому все остальные белорусские провайдеры вынуждены покупать у «Белтелекома» доступ к интернету и конкурировать с ним, предоставляя услуги конечным потребителям. Например, такие как «Атлант»телеком. К концу 2011 года количество абонентов «Белтелекома» составило примерно 1,5 миллиона человек, из которых 1 миллион 40 тысяч — пользователи интернет-оператора Byfly и еще 424 тысячи — абоненты интерактивного телевидения ZALA. Компания содержит филиалы по всей Беларуси. [12]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания «Белтелеком» является почти монополистом в нашей стране в плане оснащения электросвязью, но в 2008 году государство было намерено отказаться от своей монополии в области международной электросвязи. Что привело бы к либерализации рынка услуг международной, а также междугородной связей, то есть государство снизило или отменило бы барьеры для вхождения конкурентов на рынок, поощряло бы малый бизнес, а также облегчило таможенные ограничения и поступления новых импортных товаров. Вследствие чего все это сделало бы рынки более свободными.
10 октября 2008 года закон о демонополизации был одобрен нижней палатой, а 22 октября — верхней палатой белорусского парламента. Несмотря на принятие закона обеими палатами парламента, Президент Республики Беларусь не подписал одобренную парламентом редакцию закона. Таким образом, демонополизация «Белтелекома» была отложена на неопределённый срок.
Примеров олигополии, как самого более распространенного виды рынка, можно привести много. В данном случае я приведу пример для одного из вида олигополии – дуополии, то есть ситуация, когда на рынке работает только два производителя или продавца данной продукции.
Итак, например в РБ два завода производящих телевизоры – Витязь и Горизонт, они действуют во всем подражая друг другу.
ОАО «Витязь» — один из
крупнейших белорусских производителей
телевизоров. Предприятие является
единственным на территории СНГ работающим
в системе полного цикла
Холдинг "Горизонт", головное предприятие ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт» - крупнейший в Беларуси и один из крупнейших в странах СНГ производитель потребительской электроники и бытовой техники.
По количеству участников эту олигополию можно называть плотной из-за небольшого состава. По характеру производимой продукции продукт достаточно стандартизированный.
Эту олигополию можно отнести к модели некооперативного поведения, а точнее отнести её ближе к модели Курно: каждая фирма принимает объем своего конкурента как неизменный факт.
Известна следующая статистика [11]:
1. По спонтанным знаниям и предпочтениям Витязь уступает Горизонту 21%- 22%. Но оба бренда теряют более 40% на предпочтениях. Т.е. знают их на 40% потребителей больше, чем предпочитают. Это может быть для обеих компаний достаточно тревожным фактом.
В этих условиях могут быть ошибочными рекламные действия:
Что характерно для олигополии.
2. По факторам возраста можно сказать, что поколение после 45 лучше знает и больше предпочитает Горизонт. Здесь Витязь "проигрывает" 20-30% покупателей. Зато на более молодом поколении Витязю удается сократить разрыв до 13%. Самой близкой по предпочтениям Горизонта и Витязя группой является самый активный покупатель телевизоров - возрастная группа 25-34 лет.
3. По влиянию доходов
Витязь и Горизонт, как отечественные марки, теряют популярность с ростом доходов. В этой ситуации для обоих отечественных производителей важно четко определить адекватную стратегию. Если Горизонт и Витязь сохраняют позиционирование на сегменты потребителей со средним и низким достатком, то это влечет за собой соответствующие маркетинговые шаги: реклама, проведение ценовой политики, разработка новых стратегий.
Исходя из статистики,
Горизонт и Витязь снижают степень
предпочтения среди социально активных
слоев населения и потребителей
с более высокой покупательской
способностью, но немаловажное преимущество
отечественных телевизоров —
невысокая стоимость их ремонта.
Вернуть к жизни TV зарубежных производителей
стоит в среднем 40—60 тысяч рублей
без учета стоимости деталей,
а белорусскую телетехнику
Примером для
Ещё одно предприятие «Савушкин продукт» (г. Брест) славится своей качественной продукцией, которая уже хорошо известна российскому покупателю, а также экспортируется в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину, Молдову и другие зарубежные страны.
Рынок молочной продукции можно отнести к монополистической конкуренции по характерным признакам:
- достаточно большое количество крупных фирм (около 10 и выше), а также их брендов.
- нет серьезных барьеров для входа на рынок.
- относительно дифференцированный товар
В этой работе рассматривались
несовершенная конкуренция и
проблема формирования поведения фирмы
на рынке несовершенной
Рынок несовершенной
конкуренции – это рынок, на котором
производители продукции
Разделяют 3 формы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Данные модели рынков различны между собой по числу фирм в одной отрасли, типу производимого продукта, уровню контроля над ценами, прочности барьеров для вступления в отрасль. Еще отличать их можно по распространенности на рынке неценовой конкуренции.
На рынке чистой монополии
действует один продавец, который
производит уникальный товар. У такого
товара близких заменителей нет,
и не может быть, поскольку вход
в отрасль заблокирован разнообразными
барьерами: экономическими, юридическими
и естественными. Монополист обладает
неограниченной властью на рынке
и, как следствие, значительным контролем
над ценами, он также может использовать
политику ценовой дискриминации. Что
касается неценовой конкуренции, она
главным образом представлена рекламой
и прочими связями с
На олигополистическом
рынке сталкиваются несколько предприятий,
которые могут производить как
стандартизированный, так и дифференцированный
продукты. Барьеры, препятствующие входу
в отрасль, значительны, хоть и
не такие непреодолимые, как и
в случае монополии. Власть над ценами
ограничена взаимозависимостью между
фирмами, однако в случае сговора, олигополия
приобретает возможности
В отрасли монополистически конкурентного рынка действует относительно большое количество фирм, хотя все-таки меньшее, чем в случае совершенной конкуренции. Производится только дифференцированный продукт, поэтому большое внимание уделяется рекламе, брендам, торговым маркам. Условия вхождения в отрасль относительно легкие. Что касается контроля над ценами, на этом виде рынке он присутствует только на узких сегментах рынка.
Также я привела примеры реальных рынков различных видов несовершенной конкуренции.
Ни производительная
эффективность, ни эффективность распределения
ресурсов на рынках несовершенной конкуренции
не соблюдается, хоть и в различной
степени. Если на рынке монополистической
конкуренции экономическая
Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь