Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:22, курсовая работа
Если же рассматривать понятие «конкуренция» с точки зрения экономики, то это такой тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, при котором каждый хочет превзойти других. Причем благодаря такому соревнованию остаются лишь лучшие фирмы, наиболее рентабельные и быстро принимающие правильные решения. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели, просто чтобы не остаться за бортом, стремятся избежать такого отбора. Так появляется рынок несовершенной конкуренции, то есть рынок, конкуренция на котором действует не в полную силу. Вот как раз этот аспект экономики, а если быть точнее микроэкономики, я и хочу детально рассмотреть в своей работе.
Введение 3
1.Экономический рост как показатель экономической системы 4
2.1.Сущность экономического роста………………………………………..…...5
2.2. Факторы экономического роста……………………….…………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
2. Основные виды рынков несовершенной
конкуренции 5
2.1. Монополия …………………………………………………………...5
2.2. Олигополия…………………………………………………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
3. Особенности положения рынков несовершенной
конкуренции в Республике Беларусь 24
Заключение 27
Список использованных источников………….……………
Вход в отрасль затруднен,
главным образом из-за эффекта
масштаба, существующих патентов и
лицензий, расходов на рекламную деятельность.
Продукция производится как стандартная
(многие промышленные продукты), так
и дифференцированная (потребительские
товары). Но главное отличие олигополии
от остальных моделей рынка –
тесная взаимосвязь между
Главная цель предпринимателя – получение максимальной прибыли. Но в условиях олигополии политика ценообразования и определения объема выпускаемой продукции зависит не только от реакции потребителей, но и от возможных ответных действий предприятий-конкурентов. Такая взаимозависимость. Существует множество типов олигополии по количеству участников (плотная и разряженная олигополия), по характеру производимой продукции (дифференцированная и стандартизированная), по прочности барьеров, доминированная олигополия, дуополия. Такое разнообразие не позволяет создать определенную структуру, а, следовательно, и определенную модель поведения на рынке. Именно по этим причинам существует множество моделей олигополии, но ни одну из них нельзя считать универсальной.
Различают модели кооперативного
и некооперативного поведения. В
случае некооперативного поведения
каждый продавец самостоятельно решает
проблему определения цены и объема
выпуска. Сюда включают модель Курно, модель
Бертрана, модель ломаной кривой спроса.
Кооперативное поведение
Рассмотрим сначала некооперативные модели, а следом и кооперативные. [7]
Первая некооперативная
модель была предложена французским
экономистом Огюстеном Курно
в 1838 г. Модель Курно рассматривает
ситуацию дуополии, когда на рынке
конкурируют только две фирмы. Она
анализирует поведение фирмы, исходя
из того, что каждая фирма принимает
объем продукции своего конкурента
как неизменный факт и, уже согласуясь
с таким условием, определяет собственный
размер выпуска. Это создает неустойчивую
ситуацию: уровень производства, устанавливаемый
компанией исходя из сложившегося размера
производства конкурента, каждый раз
оказывается таким, что заставляет
последнего пересмотреть его. Такая
корректировка будет
В 1883 году французский математик и экономист Жозеф Бертран сформулировал еще одну модель поведения на олигополистическом рынке, которая показывает отношение фирм олигополии в условиях ценовой конкуренции. Эта модель схожа модели Курно, но к качестве неизменного факта теперь используется не объем производимой продукции, а цена, по которой этот товар будет реализован на рынке.
Модель ломаной кривой
спроса была разработана в 1939 г. экономистом
Полем Свизи для объяснения жесткости
цен в условиях некооперативной
олигополии. Чтобы рассмотреть эту
модель в деталях нужно представить
отрасль, где действует три
P
P
Именно от реакции других фирм на изменение цены и зависит расположение и форма кривой спроса олигополиста.
Рисунок 2.2 – Ломаная кривая спроса
Примечание – Источник: составлено по [1, с.550]
D2
MR2
MR1
D1
Q
MC1
MC2
Р
О
О
D2
MR2
MR1
D1
Q
Игнорирование
изменения цен
Выравнивание
цен
Рисунок 2.2 – Ломаная кривая спроса
Примечание – Источник: составлено по [1, с.550]
P
На графике кривая спроса и кривая предельного дохода при ситуации выравнивания цен выглядят примерно как и . А при ситуации игнорирования цен кривая спроса будет более эластичной и приобретет вид , а кривая предельного дохода тоже станет более пологой ( ).
На самом же деле фирмы-олигополисты будут реагировать на разные смещения цен по-разному. Когда инициатор изменений будет повышать цену, ее конкуренты проигнорируют это изменение, так как их прибыли в данной ситуации увеличатся. Когда же фирма будет снижать цену, они последуют ее примеру, чтобы помешать тем самым переманить их потребителей. Исходя из этого, можно построить общую кривую спроса и предельных издержек фирмы. Отрезок кривой спроса, характеризующий ситуацию, когда «конкуренты игнорируют фирму», кажется подходящим для повышения цен, а отрезок кривой спроса, характеризующий ситуацию, когда «конкуренты следуют фирме», является более реалистичным для снижения цен. Это и есть ломаная кривая спроса, с которой имеет дело олигополист: кривая высокоэластична выше текущей цены, но намного менее эластична или вовсе неэластична ниже текущей цены. Из-за такого резкого различия в эластичности спроса происходит разрыв, который некоторые называют вертикальный отрезок, предельного дохода.
Таким образом, модель ломаной кривой спроса объясняет негибкость цен на рынке некооперативной олигополии. Ведь фирме в таком положении просто не выгодно изменять цену, так как при увеличении цены, фирма понесет убытки, а при снижении - продажи фирмы увеличатся в любом случае ненамного, кроме того, увеличение выпуска приведет к возрастанию издержек, которые могут перекрыть ту небольшую прибыль. Еще хуже, политика понижения цен может грозить началом «войны цен».
Однако, как уже говорилось, ни одна модель поведения олигополии не является универсальной. И кривая ломаной кривой спроса не является исключением, ведь она действительно не объясняет, как установилась первоначальная цена. А также в этой модели слишком преувеличена негибкость цен, особенно по направлению вверх. При определенных условиях, например, если поведение фирмы обусловлено тайным сговором, что чаще всего встречается на практике, цены могут подниматься часто и очень значительно.
Для понимания поведения фирм в условиях сговора создавались кооперативные модели. К ним можно отнести модель картеля и модель ценового лидерства.
Наиболее ярко выраженной
формой реализации кооперативного поведения
является картель, который предполагает
формальное письменное соглашение относительно
цены и объема продукции. Для того,
чтобы можно было поддерживать согласованную
цену, рынок должен быть разделен. Однако
картели в ряде стран запрещены
на уровне закона. По этой причине многие
предприниматели идут на тайный сговор.
Однако очень трудно создать и
сохранить такие соглашения главным
образом из-за различия в спросе
и издержках, относительно большого
числа фирм-участниц (поэтому сговор
возможен только в плотных олигополиях),
мошенничества большинства
Однако, часто встречаются ситуации, когда олигополисты координируют свое ценообразования, не вступая в тайный сговор. Этому способствует ценовое лидерство. То есть «господствующая фирма», обычно самая крупная или наиболее эффективная, устанавливает цену, а ее конкуренты автоматически следуют этому изменению.
Таким образом, модели поведения олигополий, хоть они и не идеальны, помогают наглядно представить и прочувствовать процесс принятия решений относительно цены и объема продукции в условии олигополии.
Разнообразие олигополий
не позволяет объективно судить об
эффективности на этом виде рынка. Сложно
оценить эффективность в той
олигополии, где сохраняется конкуренция
внутри отрасли, однако и этим формам
будут свойственны все
При наличии сговоров, ситуация приближается к таковой на рынке чистой монополии, то есть полной неэффективности и в области производства (цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции), и при распределении ресурсов (объем производства в условиях олигополии меньше оптимального). Многие даже считают, что олигополия менее желательна, чем чистая монополия, поскольку она не подвергается государственному регулированию.
Однако существуют оппоненты
такого мнения, сторонники точки зрения
Шумпетера - Гелбрейта, которые уверены,
что олигополия имеет определенные
преимущества перед чистой монополией.
Например, наличие стремления к введению
инноваций, ведь только крупные фирмы-олигополисты,
располагающие значительными
Так как экономические последствия олигополии довольно противоречивы, на данный момент не сложилось единой точки зрения об эффективности такой рыночной структуры, поскольку можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия функционирования данного вида рынка.
Рынок монополистической
конкуренции, как и олигополия, является
промежуточным между двумя
• Относительно большое количество фирм, каждая из которых обладает незначительной долей рынка. Вследствие чего фирмы не могут влиять на экономическое поведение друг друга.
• Сравнительно легкий вход и выход из отрасли.
Так и монополистические:
• производство дифференцированного товара.
Производство товара, немного отличающегося от товара конкурентов, стимулирует рост таких неценовых факторов, как качество продукта и дизайн, наличие сопутствующих товаров и услуг, место расположение продуктов, рекламная деятельность и др.. Также дифференциация товара дает возможность фирме влиять на цену своей продукции, правда только на узком сегменте рынка. [8]
Экономическая
прибыль
D1
ATC
MC
MR
E0
Q
P
Q1
P1
А
0
Рисунок 2.3.1 – Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях монополистической конкуренции
Примечание – Источник: составлено по [1, с.538]
Графически ситуацию максимизации прибыли можно представить так:
Фирма на рынке монополистической
конкуренции является отчасти монопольной,
значит, она стремится увеличить
свою прибыль или хотя бы уменьшить
убытки. Поэтому предприниматель
наращивает производство до тех пор,
пока доход на единицу продукции
превышает издержки, задействованные
на производство этой единицы. Изначально
разница между двумя
Аналогичная ситуация и
с минимизацией убытков. Иногда фирме
выгоднее понести убытки, чем закрыть
производство. Такая ситуация наблюдается,
когда грозящий убыток меньше, чем
постоянные издержки, которые фирма
должна выплачивать при любом
выпуске продукции, даже нулевом. В
таком случае логично, что предприниматель
захочет уменьшить свои убытки. Для
определения минимальных
Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь