Экономический рост в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Если же рассматривать понятие «конкуренция» с точки зрения экономики, то это такой тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, при котором каждый хочет превзойти других. Причем благодаря такому соревнованию остаются лишь лучшие фирмы, наиболее рентабельные и быстро принимающие правильные решения. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели, просто чтобы не остаться за бортом, стремятся избежать такого отбора. Так появляется рынок несовершенной конкуренции, то есть рынок, конкуренция на котором действует не в полную силу. Вот как раз этот аспект экономики, а если быть точнее микроэкономики, я и хочу детально рассмотреть в своей работе.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономический рост как показатель экономической системы 4
2.1.Сущность экономического роста………………………………………..…...5
2.2. Факторы экономического роста……………………….…………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
2. Основные виды рынков несовершенной
конкуренции 5
2.1. Монополия …………………………………………………………...5
2.2. Олигополия…………………………………………………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
3. Особенности положения рынков несовершенной
конкуренции в Республике Беларусь 24
Заключение 27
Список использованных источников………….……………

Файлы: 1 файл

курсовая эк.рост рб.docx

— 300.13 Кб (Скачать файл)

Вход в отрасль затруднен, главным образом из-за эффекта  масштаба, существующих патентов и  лицензий, расходов на рекламную деятельность. Продукция производится как стандартная (многие промышленные продукты), так  и дифференцированная (потребительские  товары). Но главное отличие олигополии от остальных моделей рынка –  тесная взаимосвязь между представителями  одной отрасли. Действия отдельной  фирмы непосредственно будут  сказываться на всех остальных участниках рынка и на отрасли в целом.

2.2.1  Формирование цен

Главная цель предпринимателя  – получение максимальной прибыли. Но в условиях олигополии политика ценообразования  и определения  объема выпускаемой продукции зависит  не только от реакции потребителей, но и от возможных ответных действий предприятий-конкурентов. Такая взаимозависимость. Существует множество типов олигополии по количеству участников (плотная  и разряженная олигополия), по характеру  производимой продукции (дифференцированная и стандартизированная), по прочности  барьеров, доминированная олигополия, дуополия. Такое разнообразие  не позволяет создать определенную структуру, а, следовательно, и определенную модель поведения на рынке. Именно по этим причинам существует множество моделей олигополии, но ни одну из них нельзя считать универсальной.

Различают модели кооперативного и некооперативного поведения. В  случае некооперативного поведения  каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Сюда включают модель Курно, модель Бертрана, модель ломаной кривой спроса. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы. Это модель картеля, модель ценового лидерства.

Рассмотрим сначала  некооперативные модели, а следом и кооперативные. [7]

Первая некооперативная  модель была предложена французским  экономистом Огюстеном Курно  в 1838 г. Модель Курно рассматривает  ситуацию дуополии, когда на рынке  конкурируют только две фирмы. Она  анализирует поведение фирмы, исходя из того, что каждая фирма принимает  объем продукции своего конкурента как неизменный факт и, уже согласуясь с таким условием, определяет собственный  размер выпуска. Это создает неустойчивую ситуацию: уровень производства, устанавливаемый  компанией исходя из сложившегося размера  производства конкурента, каждый раз  оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Такая  корректировка будет продолжаться до тех пор, пока каждая из фирм не начнет выпускать объем продукции, максимизирующий  ее прибыли при данном объеме производства конкурента. Именно к такой точке, точке под названием равновесие Курно, и стремятся фирмы.

В 1883 году французский  математик и экономист Жозеф  Бертран сформулировал еще одну модель поведения на олигополистическом рынке, которая показывает отношение  фирм олигополии в условиях ценовой  конкуренции. Эта модель схожа модели Курно, но к качестве неизменного  факта теперь используется не объем  производимой продукции, а цена, по которой этот товар будет реализован на рынке.

Модель ломаной кривой спроса была разработана в 1939 г. экономистом  Полем Свизи для объяснения жесткости  цен в условиях некооперативной  олигополии. Чтобы рассмотреть эту  модель в деталях нужно представить  отрасль, где действует три олигополиста, каждый из которых обладает ровно  третью рынка, производит столько товара, сколько и фирмы-конкуренты, и  продает его по равной цене. При  условии, когда один из них по каким-либо причинам решит изменить цену, есть два вероятных предположения  относительно ответных действий конкурентов. Первое - выравнивание цен. Оно предусматривает  полное следование олигополий любым  изменениям цен фирмы-агитатора. В  данной ситуации снижение цены не принесет фирме большого преимущества, так  как ее конкуренты также снизят цены. Получается, что все три фирмы  увеличили объем продаж за счет других отраслей, но никак не за счет друг друга. Если же первая фирма решит увеличить  цены, то продажи ее снизятся не намного, по причине выравнивания цен двух других фирм. Теперь отрасль теряет некоторое количество потребителей в пользу других отраслей, а не в  пользу отраслевых конкурентов. Другая возможная реакция – игнорирование  любого изменения цены. Если одна из фирм снизит цену, а ее конкуренты нет, то ее объемы продаж значительно возрастут  за счет двух других фирм, так как  она будет продавать схожий товар  по более низким ценам. Если же фирма  увеличит цену, то неизбежно потеряет часть своих потребителей, которые  перейдут в таком случае к конкурентам, так как теперь их товар дешевле. Однако благодаря дифференциации продукта ее продажи не упадут до нуля, поскольку найдутся покупатели, которые будут согласны заплатить более высокую цену за товар этой фирмы.

P


P


Именно от реакции  других фирм на изменение цены и  зависит расположение и форма  кривой спроса олигополиста.


Рисунок 2.2 – Ломаная кривая спроса


Примечание – Источник: составлено по [1, с.550]

 

D2


MR2

MR1

D1

Q

MC1

MC2

Р

О


О


D2


MR2

MR1

D1

Q

Игнорирование

изменения цен

Выравнивание 

цен


Рисунок 2.2 – Ломаная кривая спроса


Примечание – Источник: составлено по [1, с.550]

 


P


На графике  кривая спроса и кривая предельного  дохода при ситуации выравнивания цен  выглядят примерно как  и . А при ситуации игнорирования цен кривая спроса будет более эластичной и приобретет вид , а кривая предельного дохода тоже станет более пологой ( ).


На самом же деле фирмы-олигополисты будут реагировать на разные смещения цен по-разному. Когда инициатор  изменений будет повышать цену, ее конкуренты проигнорируют это изменение, так как их прибыли в данной ситуации увеличатся. Когда же фирма  будет снижать цену, они последуют  ее примеру, чтобы помешать тем самым  переманить их потребителей. Исходя из этого, можно построить общую  кривую спроса и предельных издержек фирмы. Отрезок кривой спроса, характеризующий ситуацию, когда «конкуренты игнорируют фирму», кажется подходящим для повышения цен, а отрезок кривой спроса, характеризующий ситуацию, когда «конкуренты следуют фирме», является более реалистичным для снижения цен. Это и есть ломаная кривая спроса, с которой имеет дело олигополист: кривая высокоэластична выше текущей цены, но намного менее эластична или вовсе неэластична ниже текущей цены. Из-за такого резкого различия в эластичности спроса происходит разрыв, который некоторые называют вертикальный отрезок, предельного дохода.

Таким образом, модель ломаной  кривой спроса объясняет негибкость цен на рынке некооперативной  олигополии. Ведь фирме в таком  положении просто не выгодно изменять цену, так как при увеличении цены, фирма понесет убытки, а при  снижении - продажи фирмы увеличатся в любом случае ненамного, кроме  того, увеличение выпуска приведет к возрастанию издержек, которые  могут перекрыть ту небольшую  прибыль. Еще хуже, политика понижения  цен может грозить началом  «войны цен».

Однако, как уже говорилось, ни одна модель поведения олигополии не является универсальной. И кривая ломаной кривой спроса не является исключением, ведь она действительно  не объясняет, как установилась первоначальная цена. А также в этой модели слишком  преувеличена негибкость цен, особенно по направлению вверх. При определенных условиях, например, если поведение  фирмы обусловлено тайным сговором, что чаще всего встречается на практике, цены могут подниматься  часто и очень значительно.

Для понимания поведения  фирм в условиях сговора создавались  кооперативные модели. К ним можно  отнести модель картеля и модель ценового лидерства.

Наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения  является картель, который предполагает формальное письменное соглашение относительно цены и объема продукции. Для того, чтобы можно было поддерживать согласованную  цену, рынок должен быть разделен. Однако картели в ряде стран запрещены  на уровне закона. По этой причине многие предприниматели идут на тайный сговор. Однако очень трудно создать и  сохранить такие соглашения главным  образом из-за различия в спросе и издержках, относительно большого числа фирм-участниц (поэтому сговор возможен только в плотных олигополиях), мошенничества большинства предпринимателей, возможности вхождения в отрасль  новых конкурентов и, конечно, антитрестовского законодательства. [3]

Однако, часто встречаются  ситуации, когда олигополисты координируют свое ценообразования, не вступая в  тайный сговор. Этому способствует ценовое лидерство. То есть «господствующая  фирма», обычно самая крупная или  наиболее эффективная, устанавливает  цену, а ее конкуренты автоматически  следуют этому изменению.

Таким образом, модели поведения  олигополий, хоть они и не идеальны, помогают наглядно представить и  прочувствовать процесс принятия решений  относительно цены и объема продукции  в условии олигополии.

2.2.2  Олигополия и экономические последствия

Разнообразие олигополий не позволяет объективно судить об эффективности на этом виде рынка. Сложно оценить эффективность в той  олигополии, где сохраняется конкуренция  внутри отрасли, однако и этим формам будут свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. А из-за значительной рыночной власти, которая  есть у олигополистов, эти недостатки будут выражены более ярко, чем  при монополистической конкуренции.

При наличии сговоров, ситуация приближается к таковой  на рынке чистой монополии, то есть полной неэффективности и в области  производства (цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной  конкуренции), и при распределении  ресурсов (объем производства в условиях олигополии меньше оптимального). Многие даже считают, что олигополия менее  желательна, чем чистая монополия, поскольку  она не подвергается государственному регулированию.

Однако существуют оппоненты  такого мнения, сторонники точки зрения Шумпетера - Гелбрейта, которые уверены, что олигополия имеет определенные преимущества перед чистой монополией. Например, наличие стремления к введению инноваций, ведь только крупные фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными  ресурсами и подстегиваемые конкуренцией, способны обеспечить научно-технический  прогресс. А следовательно, относительно высокое качество товаров, более  низкие цены, высокий уровень производства и занятости рабочей силы.

Так как экономические последствия олигополии довольно противоречивы, на данный момент не сложилось единой точки зрения об эффективности такой рыночной структуры, поскольку можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия функционирования данного вида рынка.

2.3  Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической  конкуренции, как и олигополия, является промежуточным между двумя крайностями: совершенной конкуренцией и абсолютной монополией. На этом виде рынка присутствуют как конкурентные черты:

• Относительно большое количество фирм, каждая из которых обладает незначительной долей рынка. Вследствие чего фирмы не могут влиять на экономическое поведение друг друга.

•  Сравнительно легкий вход и выход из отрасли.

Так и монополистические:

• производство дифференцированного товара.

Производство товара, немного отличающегося от товара конкурентов, стимулирует рост таких  неценовых факторов, как качество продукта и дизайн, наличие сопутствующих  товаров и услуг, место расположение продуктов, рекламная деятельность и др.. Также дифференциация товара дает возможность фирме влиять на цену своей продукции, правда только на узком сегменте рынка. [8]

     2.3.1 Максимизация прибыли и минимизация убытков на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Точка равновесия в долгосрочном периоде.

Экономическая

прибыль

D1

ATC

MC

MR

E0

 

Q

P

Q1

P1

А

0

Рисунок 2.3.1 – Максимизирующее  прибыль положение фирмы в  условиях монополистической конкуренции

Примечание – Источник: составлено по [1, с.538]

 

Графически ситуацию максимизации прибыли можно представить  так:

 

 

Фирма на рынке монополистической  конкуренции является отчасти монопольной, значит, она стремится увеличить  свою прибыль или хотя бы уменьшить  убытки. Поэтому предприниматель  наращивает производство до тех пор, пока доход на единицу продукции  превышает издержки, задействованные  на производство этой единицы. Изначально разница между двумя предельными  величинами увеличивается, но в связи  с законом убывающей отдачи, в  какой-то момент издержки начинают возрастать нарастающими темпами. Следовательно  существует такая единица, затраты  на которую будут превышать доход  от её реализации. Понятно, что эту  и все последующие единицы  продукта фирма производить не станет, так как она начнет уменьшать  свой совокупный доход. Прослеживается правило максимизации прибыли, по которому предельный доход должен равняться  предельным издержкам фирмы или  превышать их на минимально возможную  величину. В соответствии со своей  кривой спроса предприниматель определяет цену и объем продукции, при которых  получит максимальную прибыль. [9]

Аналогичная ситуация и  с минимизацией убытков. Иногда фирме  выгоднее понести убытки, чем закрыть  производство. Такая ситуация наблюдается, когда грозящий убыток меньше, чем  постоянные издержки, которые фирма  должна выплачивать при любом  выпуске продукции, даже нулевом. В  таком случае логично, что предприниматель  захочет уменьшить свои убытки. Для  определения минимальных убытков  используется то же правило, что и  при максимизации прибыли: предельный доход должен равняться предельным издержкам либо превышать его  на минимально возможную величину. Так узнается выгодный для выпуска  объем продукции. Соотнеся этот объем  с кривой спроса, получается цена, по которой будет продаваться этот товар на рынке. (см. Рисунок 2.3.2)

Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь