Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:08, контрольная работа
Самоотверженным трудом отличились новолялинцы сразу после гражданской войны: уже в 1922 г. вступил в строй действующих целлюлозный завод. В 1925—1926 гг. в Новой Ляле работало 4 деревообрабатывающих предприятия (лесопильный, деревообделочный, целлюлозный заводы, бумажная фабрика), где было занято более 800 рабочих. Силовая электростанция снабжала их энергией. В годы первых пятилеток эти предприятия были основательно реконструированы и значительно расширены. Одновременно развернулось строительство новых заводов.
Далее авторы доклада описывают три фазы процессов модернизации Китая на ближайшие 50 лет: «В первой фазе данного процесса приоритетным направлением развития должна стать индустриальная экономика, а экономика знаний станет сопровождающим элементом. К тому моменту, когда будет завершена первичная модернизация, уже будут заложены материальные и информационные основы для проведения вторичной. Во второй фазе необходимо уделять одинаково пристальное внимание и индустриальной экономике, и экономике, основанной на знаниях. Когда первичная модернизация окончательно завершится, у экономики знаний будет хорошая база, и вторичная модернизация шагнет из начальной стадии к стадии развития. Основным направлением развития в третьей фазе будут экономика и общество, основанные на знаниях. Когда экономика знаний восторжествует над материальной, а общество знаний окончательно сформируется, вторичная модернизация перейдет из стадии развития в стадию расцвета. К этому времени Китай в целом осуществит вторичную модернизацию и достигнет уровня среднеразвитых стран мира».
Данные аналитические выкладки
соответствуют пониманию, выработанному
аналитическими структурами КПРФ. Так
директор Центра исследования политической
культуры России (ЦИПКР), депутат Государственной
Думы от фракции КПРФ, член комитета по
науке, доктор исторических наук Сергей
Иванович Васильцов в интервью официальному
сайту ЦК КПРФ (kprf.ru) отмечает: «Мы живём
в эпоху информационного общества. Моё
поколение улыбалось, когда нам говорили:
вот, настанет время, когда наука будет
главной производительной силой. Вот,
сейчас оно как раз настало! Оглянемся
по сторонам: Япония поднялась с колен
после войны благодаря прорыву в научной
области. Серьёзная наука приносит колоссальную
прибыль! Я уж не говорю про оборону, про
интеллектуальное развитие, про основу
для качественного образования» (http://kprf.ru/party-live/
О все возрастающей роли экономики знаний (постиндустриальных технологий) в контексте экономике индустриальной говорит и секретарь по агитационно-пропагандистской работе Санкт-Петербургского горкома КПРФ, член Правления Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» Вячеслав Иванович Бороденчик: «...для представления о том, каким будет социализм XXI века нам надо вообще представлять себе, каким будет XXI век, хотя бы в ближайшей перспективе. Возьмем простой пример с 3d-принтерами, которые сегодня активно покупает молодежь, и которые стоят примерно 20000 рублей. Вы знаете суть данного изобретения: из первоначально пластиковых, а теперь уже и железных, заготовок такой "принтер" делает их полноценные копии от безделушек до пистолета. Говоря простым языком: ты сидишь за компьютером, набираешь проект вещи и получаешь ее тут же. Это доступно каждому дома, и это один из знаковых векторов того, к чему идет общество потребления при нынешних технических возможностях. Но возникает проблема: какой порошок засыпать в 3d-принтер? Ведь качество данного порошка в промышленном масштабе зависит от находящихся в распоряжении того или иного государства природных ресурсов. И от владения ресурсами будет зависеть сила государств, которые, наверно, все-таки сохраняться» («Ленинградские коммунисты на партийном семинаре дискутировали на тему «Социализм XXI века. Будет ли он советским?»
К сожалению, несмотря на свой колоссальный потенциал и великий опыт, Россия последние 25 лет все дальше уходит и от «экономики знаний», и от индустриальной экономики, в то время как согласно китайским ученым уже в 2001 году «процессы первичной модернизации охватили все 34 региона Китая. Говоря более конкретно, два региона (Гонконг и Тайвань) полностью реализовали первичную модернизацию, а четыре (Макао, Шанхай, Тяньцзинь и Пекин) вплотную приблизились к ее завершению.. Таким образом, в общей сложности в шести регионах уровень модернизации выше среднего уровня в мире. В остальных 28 регионах от одного до пяти индикаторов сосуществуют стандартам первичной модернизации». Согласно прогнозам Китайского центра исследования модернизации к 2020 году уже девять регионов Китая полностью завершат первичную модернизацию. Кроме того, к 2001 году три региона Китая активно проводили вторичную модернизацию (Пекин находился в подготовительной стадии, Тайвань в начальной, а Гонконг — в зрелой), а шесть других регионов демонстрировали готовность к ней. (Отметим жесткую государственную политику Китая, настаивающего на том, что Тайвань — его провинция, и неуклонно проводящего соответствующую политику).
Важно подчеркнуть, что в период с 2001 по 2013 годы процессы регионального развития Китая проходили согласно прогнозам из доклада профессора ХэЧуанци. Если в восьмидесятых годах прошлого века Китай экспортировал в основном продукцию легкой и текстильной промышленности, а в девяностых к ней добавились различного рода техника (от автомобилей до пылесосов), то уже в начале XXI столетия КНР совершила прорыв в плане экспорта высокотехнологичной продукции: портативных компьютеров, мобильных телефонов, жидкокристаллических дисплеев, интегральных схем и т.д.
Упомянутый выше профессор А. Байчоров приводит следующие цифры: «По данным министерства коммерции КНР, внешнеполитический оборот в 2006 г. 1760,69 млрд. долларов; экспорт - 969, 08 млрд. - рост на 27% по сравнению с предыдущим годом, и импорт - 791.6 млрд. - рост на 20%. Положительное сальдо торгового баланса КНР достигло 177.5 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 74%...».
Умелая экспортно-импортная торговая политика Китая позволила ему накопить самые большие в мире резервы иностранной валюты, большую часть которых руководство КНР держит в американских ценных бумагах. Такая ситуация создает систему взаимной зависимости Пекина и Вашингтона, и требует от каждого из центров силы дополнительных маневров в борьбе за мировое влияние, включая маневры в области «мягкой силы». Для национального возрождения Китаю требуются союзники и, прежде всего, Россия.
Россия и Китай. Точки соприкосновения.
В начале 2012 года в русскоязычной электронной версии органа ЦК КПК - газеты «ЖэньминьЖибао» - была опубликована статья научного сотрудника Центра стратегических исследований Китая Пекинского Университета Дай Сюя под заголовком «Китаю и России следует создать Евразийский альянс»
В статье, в частности, говорится: «...сближение Китая и России – это неизбежный результат стратегического давления США, а также выбор, которые стороны сделали в целях собственного выживания. В противовес комплексной силе стран, Китай и Россия по отдельности значительно отстают от США, и лишь только вместе обладают мощной силой. В экономическом аспекте КНР и РФ взаимно дополняют друг друга, страны могут избежать энергетическую блокировку и рыночные ограничения со стороны США. <...> Важно то, что КНР и РФ являются самыми прочными политическими образованиями на евразийском континенте, обладают исторически длительной цивилизацией и совершенной промышленной и сельскохозяйственной базой. Взаимодействие между Китаем и Россией не только будет способствовать продвижению безопасности и развитию двух государств, но и может привлечь внимание других стран на территории Евразии, в том числе Ирана и Пакистана, чтобы нарушить стратегические планы США в регионе. <...> Взаимодействие Китая и России предоставило базовую гарантию для поддержания мира на планете в 21 веке. Латинская Америка представляет собой внешнюю силу Евразийского сообщества, Африка – дружественная сила, в Азии также много сторонников. З. Бжезинский в свое время говорил, что сплоченность Евразии – это страшный сон для США. По его мнению, соединение политических сил в Евразии приведет к тому, что Соединенные Штаты не смогут доминировать в мире. Китаю и России следует идти рука об руку и придерживаться единых позиций по большому спектру вопросов».
Пекин действительно предлагает Москве объединить усилия по противодействию гегемонистическим устремлениям США и по выстраиванию евразийского пространства, включая европейскую территорию.
При этом сотрудничество России и Китая предполагается вести по целому ряду направлений, в том числе в религиозно-культурном направлении. Так в 2013 году состоялся визит Патриарха РПЦ Кирилла в КНР, в ходе которого Кирилл сделал несколько знаковых заявлений. Как пишет портал РНЛ, во время посещения Китая Патриах, в частности, заявил следующее: «Мой визит стал возможен в результате положительного развития в китайском обществе. Он осуществляется по приглашению и при поддержке государственных властей Китая, что свидетельствует о понимании государственной властью страны значения религиозного фактора в жизни собственного народа, а также в развитии отношений между Россией и Китайской Народной Республикой». Отвечая на вопрос о возможных перспективах восстановления церковной жизни в Китае, Святейший Патриарх напомнил, что был подписан План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, предусматривающий, в частности, развитие взаимодействия между Государственным управлением КНР по делам религий и Советом по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации»
Если вернуться к экономической сфере, то следует признать, что экономика России во многом отстает от экономики Китая, но КНР это не смущает. Как пишет Дай Сюй в названной выше статье «Жень Жибао»: «Безопасность превыше временных экономических интересов, кооперация – это выбор с самой низкой себестоимостью».
На наш взгляд рассматриваемую тему удачно раскрывает статья А. Виноградова «Европа и Россия в глобальном противостоянии США и Китая» (Журнал «Однако», октябрь-ноябрь 2013 года). Автор статьи пишет: «...попытаться кратко сформулировать отношение нынешнего китайского руководства к РФ, то Россия рассматривается Пекином как:
Также Виноградов отмечает, что Китай заинтересован в России как в торговом партнере с учетом того, что США могут в любой момент блокировать торговлю КНР с ЕС и Японией.
Видя опасность усиления России как союзника Китая, США и брюссельская евробюрократия пытаются всеми силами противодействовать восстановлению лидерских позиций России в постсоветском пространстве.
Украинский «Евромайдан» это ясно показал, равно как и то, что консолидированные действия России и Китая позволяют в существенной степени ослабить давление атлантистов на Украину (равно как и на Молдавию, страны Прибалтики и т. д.).
Надо отметить, что у Китая есть много рычагов влияния на государства Евросоюза. К концу 2011 года ЕС вложил 73.3 млрд. долларов прямых инвестиций в обрабатывающую промышленность, финансы, логистику и другие области китайской экономики, в то время как сумма прямых инвестиций китайских предприятий в Европу достигла 4.28 млрд. долларов, что почти в два раза больше, чем в 2010 году (данные зам. министра коммерции КНР ЧжунШань). А самое главное, Китай является держателем еврооблигаций на сумму 650 млрд. евро!
Однако отношения ЕС и Китая складываются не очень гладко. Брюссель все равно следует в фарватере США, что проявляется, например, в ограничениях на поставки в Китай высоких технологий.
Все это, во-первых, дает альянсу России и Китая возможность воздействовать на ЕС, а во-вторых (по порядку, но не по значению) способствует дальнейшему сближению Пекина и Москвы.
Вместе Китай и Россия могут выстроить особые отношения с Германией без посредничества Брюсселя, а блок Москва-Пекин-Берлин неизбежно привлечет к себе Францию и Италию, а также включит в свою орбиту наиболее бедные государства ЕС, такие как Венгрия (в этой связи не вызывает удивление кредитование мадьяров Россией), Греция, Португалия, Испания. Кстати, именно в этих странах китайцы ведут активную инвестиционную политику, скупают промышленные предприятия, предоставляют займы, вкладывают средства в транспортно-транзитную инфраструктуру.
Конечно, в интересах России и Китая не обходится и без противоречий. Так мы весьма ревностно относимся к сотрудничеству с Китаем ближайшего союзника России — Белоруссии.
Однако улаживание спорных вопросов может в будущем способствовать созданию стратегического альянса Москва-Минск-Пекин, способного оказывать активное влияние на процессы, протекающие на Украине, в Молдавии, в странах Прибалтики.
А.Виноградов в статье, о которой мы говорили выше, пишет: «...Состоявшийся в столице Польши так называемый саммит «Китая и стран Восточной Европы», по сути, положил начало новому формату в отношениях КНР со странами ЕС <...> Выступая на Торгово-экономическом форуме, организованном в рамках саммита, перед премьер-министрами стран-участников, Вэнь Цзябао сообщил, что китайская сторона вместе со странами Центральной и Восточной Европы намерена приложить усилия, чтобы сделать рынок более открытым и увеличить двусторонний товарооборот до 100 млрд. долларов в 2015 году. Китай предложил также создать консультативный комитет экспертов по вопросам строительства транспортной сети, создания Союза Китая и стран Центральной и Восточной Европы по содействию туризму, и сообщил о намерении учредить секретариат сотрудничества Китая и стран Центральной и Восточной Европы...».
Отметим, что при любом положении вещей геостратегическое положение России требует от Китая учитывать интересы нашей страны во взаимоотношениях с Европой. Это означает, что России и Китаю придется вести очень серьезный переговорный процесс по созданию транспортно-транзитного коридора по линии Китай-Центральная Азия-Россия-Европа.
Перспективы российско-китайского сотрудничества с центрально азиатскими государствами
Сотрудничество России и Китая с государствами Центральной Азии во многом замыкается на определенные международные структуры. Речь идет о ШОС, ОДКБ, Евразийском и Таможенном Союзах (из всех этих образований наиболее влиятельными являются ШОС и Таможенный Союз). В сборнике «Международные отношения в Центральной Азии» (Москва, Аспект Пресс, 2011 г.) под редакцией доктора политических наук, профессора А. Богатурова следующим образом описывается стратегия китайской дипломатии в регионе: «Новой чертой ситуации в начале 2000х годов стало заметное усиление присутствия Китая, который стремился стать второй, после России, политической и военной силой региона. Важнейшей стратегической целью КНР было ограничение возможностей западных держав в расширении своих военно-стратегических позиций в Центральной Азии. Регион объективно выглядел стратегическим «тылом» КНР <...> Регион также стал приобретать для КНР большое экономическое значение, поскольку быстрый рост китайской экономики в 1990х годах сопровождался возрастанием потребления в Китае энергоносителей. <...> Курс на расширение влияния Китай строил осмотрительно. Дипломатия КНР стремилась избежать конкуренции с Россией, которую рассматривала не столько как соперника, сколько как партнера в деле предупреждения усиления позиций Запада...».
Информация о работе Экономическое развитие современной России