Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является рентабельность предприятий и пути ее повышения.
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
определить содержание и значение рентабельности;
рассмотреть систему показателей рентабельности;
провести анализ рентабельности предприятия
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам, взятым из [2,с.65]:
, (2) ; , (3)
где R - рентабельность продукции, %;
П - валовая прибыль предприятия, р.;
С - полная
себестоимость реализованной
Ц - объем
реализованной продукции в
Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости (кроме убыточных предприятий).
1.2 Система показателей рентабельности
Рентабельность бывает следующих видов:
1. Общая рентабельность
, (4)
где R - уровень рентабельности, %;
Р - прибыль;
ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Об - среднегодовая
стоимость нормируемых
2. Фактическая общая
Уровень рентабельности зависит не
только от суммы прибыли, но и от
фондоемкости производства. На предприятиях,
объединения тяжелой
3. Расчетная рентабельность
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:
, (5)
где R - уровень рентабельности, %;
О - оптовая цена предприятия на изделия, р.;
С - полная себестоимость изделия, р.
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в
обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Показатели рентабельности продукции.
2. Показатели рентабельности продаж.
3. Показатели рентабельности активов (или доходов от инвестиций)
4. Показатели рентабельности акционерного, или собственного капитала
5. Прочие показатели рентабельности
1. Рентабельность продукции можно выразить двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С) [4,с.313]:
Рпрод = П / С*100 , (6)
Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка
затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции, т.е. окупаемость
издержек.
Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [4,с.314]:
Рв.к. = (ВК*УД в.к.) / (Сед*ОРнат)*100 , (7)
где, Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал; ВК – вложенный в
данное производство капитал; УД в.к.− уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом; Сед – себестоимость единицы продукции; ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.
2. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле [6,с.297]:
ROS = Пп / В*100 , (8)
где, ROS – рентабельность продаж, Пп − прибыль от продаж, В – выручка от продаж.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение себестоимости может означать и падение спроса на нее.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
3. Рентабельность активов (или доходов от инвестиций) [7,с.610]:
ROА = П / Аср*100 , (9)
где, ROА – рентабельность активов, П − прибыль предприятия, Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Этот показатель может встречаться под названием ROI – рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по балансовой и чистой прибыли.
Существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов (Коб.акт) и рентабельностью продаж,
которую можно представить в следующем виде [4,с.315]:
ROА = ROS*Коб.акт. = (П/В)*(В / Аср) = П / Аср , (10)
Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего учета).
Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:
Рисунок 1. Факторная модель рентабельности активов
Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле [10,с.423]:
Ро.а. = ЧП / А*100 , (11)
где, Ро.а. − рентабельность оборотных активов,
ЧП − чистая прибыль предприятия,
А −
средняя величина оборотных
Предприятие
может аналогичным образом
4. Рентабельность акционерного, или собственного капитала
Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, − собственных средств [7,с.423]:
ROЕ = ЧП / СКср*100 , (12)
где, ROЕ − рентабельность собственного (акционерного) капитала; ЧП − чистая прибыль предприятия; СКср − средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
Особенность этого показателя в том, что он:
На основе ROЕ предприятие
может прогнозировать темпы роста
своей прибыли. Прирост прибыли
в планируемом периоде
∆П = (ROЕ*Кр.п) / 100 , (13)
где, ∆П − прирост прибыли в планируемом году; Кр.п − коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.
Во взаимосвязи с ROЕ может быть использована знаменитая формула Дюпона [4,с.317]:
ROЕ = (ЧП / В) * (В / Аср) * (Аср / СКср) , (14)
Данная формула значительно
расширяет аналитические
продаж и существующие тенденции (оборачиваемость активов);
Вместе с расчетом ROЕ предприятиям следует рассчитать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.
Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом [5,с.105]:
Рп.к. = ЧП / ПКср*100 , (15)
где, Рп.к. − рентабельность перманентного капитала; ЧП − чистая прибыль предприятия; ПКср − средняя величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.
Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.
Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.
5. Прочие показатели рентабельности
К этой группе относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.
Одним из существенных показателей является показатель рентабельности инвестиций [3,с.184]:
Ринв = (Дф.в / ФВ)* 100 , (16)
где, Ринв – рентабельность инвестиций, Дф.в – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
1.3 Пути повышения рентабельности
Основными способами повышения рентабельности являются следующие:
- увеличение суммы прибыли от реализации продукции;
- снижение себестоимости
Способы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.
Резервы увеличения прибыли:
- увеличение объема реализации
продукции. Для этого можно
наладить выпуск нового
- снижение себестоимости
Повышение цен за счет:
- повышение качества;
- поиск более выгодных рынков сбыта;
- реализация в более
Источники снижения себестоимости промышленной продукции:
1. Увеличение объема
2. Снижение затрат на
Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:
Информация о работе Экономическое содержание рентабельности предприятия