Экономическое содержание рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рентабельность предприятий и пути ее повышения.
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
определить содержание и значение рентабельности;
рассмотреть систему показателей рентабельности;
провести анализ рентабельности предприятия

Файлы: 1 файл

моя кур по рен.docx

— 81.19 Кб (Скачать файл)

Рентабельность продукции в  двух ее разновидностях исчисляется по формулам, взятым из [2,с.65]:

 

  ,  (2)       ;      ,   (3)

 

где R - рентабельность продукции, %;

П - валовая  прибыль предприятия, р.;

С - полная себестоимость реализованной продукции, р.;

Ц - объем  реализованной продукции в соответствующих  ценах, р.

Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим  ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости (кроме убыточных предприятий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Система  показателей рентабельности

Рентабельность бывает следующих  видов:

1. Общая рентабельность объединений,  предприятий определяется отношением  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных производственных  фондов и нормируемых оборотных  средств и рассчитывается по  формуле:

  ,  (4)

где R - уровень  рентабельности, %;

Р - прибыль;

ОФ - среднегодовая  стоимость основных производственных фондов;

Об - среднегодовая  стоимость нормируемых оборотных  средств.

2. Фактическая общая рентабельность  определяется отношением балансовой  прибыли к фактической среднегодовой  стоимости производственных основных  фондов и нормируемых оборотных  средств, не проакредитованных  банком. Фактические остатки нормируемых  оборотных средств устанавливаются  исходя из их остатка по  балансу за вычетом задолженности  поставщикам по акцептованным  платежным требованиям, срок оплаты  которых не наступил, и поставщикам  по не отфактурованным поставкам,  а также износа малоценных  и быстроизнашивающихся предметов  и резерва на возмещение плановых  потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению  к производственным фондам ниже, чем  в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли  и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

3. Расчетная рентабельность представляет  собой отношение балансовой прибыли  за вычетом платы за производственные  фонды, фиксированных платежей, процентов  за банковский кредит, прибыли  целевого назначения (прибыль от  реализации товаров широкого  потребления, новых товаров бытовой  химии и т. п.), а также прибыли,  полученной по причинам, не зависящим  от деятельности объединения,  предприятия, к среднегодовой  стоимости основных производственных  фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы  по плате) и нормируемых оборотных  средств.

При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли  к полной себестоимости реализованной  продукции. Расчет рентабельности отдельных  видов продукции производится по формуле:

               ,  (5)  

где R - уровень  рентабельности, %;

О - оптовая  цена предприятия на изделия, р.;

С - полная себестоимость изделия, р.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли  к себестоимости за вычетом стоимости  использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий.

Использование показателя нормативной  расчетной рентабельности в

обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом  в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными  их колебаниями в себестоимости  отдельных видов изделий и  широкими возможностями технологической  замены используемого сырья, материалов.

Показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

1. Показатели рентабельности продукции.

2. Показатели рентабельности продаж.

3. Показатели рентабельности активов (или доходов от инвестиций)

4. Показатели рентабельности акционерного, или собственного капитала

5. Прочие показатели рентабельности

1. Рентабельность продукции можно выразить двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С) [4,с.313]:

Рпрод = П / С*100 , (6)

Роль этого показателя состоит в том, что с его  помощью дается оценка

затрат предприятия  на единицу выпускаемой продукции, т.е. окупаемость

издержек.

Второй способ расчета  показателя уровня рентабельности продукции  – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [4,с.314]:

Рв.к. = (ВК*УД в.к.) / (Сед*ОРнат)*100 , (7)

где, Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал; ВК – вложенный  в

данное производство капитал; УД в.к.− уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный  инвестиционным проектом; Сед – себестоимость единицы продукции; ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.

2. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле [6,с.297]:

ROS = Пп / В*100 , (8)

где, ROS – рентабельность продаж, Пп − прибыль от продаж, В – выручка от продаж.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции. Рост данного  показателя является следствием роста  цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а  также более быстрым ростом цен  чем затрат. Этот показатель может  служить ориентиром в оценке конкурентоспособности  продукции, так как снижение себестоимости  может означать и падение спроса на нее.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом  чистой прибыли.

3. Рентабельность активов (или доходов от инвестиций) [7,с.610]:

ROА = П / Аср*100 , (9)

где, ROА – рентабельность активов, П − прибыль предприятия, Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может  встречаться под названием ROI – рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по балансовой и чистой прибыли.

Существует взаимосвязь  между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов (Коб.акт) и рентабельностью  продаж,

которую можно  представить в следующем виде [4,с.315]:

ROА = ROS*Коб.акт. = (П/В)*(В  / Аср) = П / Аср , (10)

Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с  каждого рубля средств, вложенных  в активы зависит от скорости оборачиваемости  средств и доли чистой прибыли  в выручке от объема реализации и  средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано  как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так  и субъективными (неумелым управлением  запасами товарно-материальных ценностей  и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего  учета).

Связь между тремя ключевыми  индикаторами представлена в следующей  схеме:

Рисунок 1. Факторная модель рентабельности активов

 

Обычно при анализе  рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, так как  их влияние на этот показатель значительно  зависит от состояния и организации  оборотных средств. Расчет ведется  по следующей формуле [10,с.423]:

Ро.а. = ЧП / А*100 , (11)

где, Ро.а. −  рентабельность оборотных активов,

ЧП − чистая прибыль предприятия,

 А −  средняя величина оборотных активов.

Предприятие может аналогичным образом рассчитывать рентабельность внеоборотных активов.

4. Рентабельность акционерного, или собственного капитала

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, − собственных средств [7,с.423]:

ROЕ = ЧП / СКср*100 , (12)

где, ROЕ − рентабельность собственного (акционерного) капитала; ЧП − чистая прибыль предприятия; СКср − средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он:

    • показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль;
    • степень риска предприятия, отражающую рост ROЕ.

На основе ROЕ предприятие  может прогнозировать темпы роста  своей прибыли. Прирост прибыли  в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета [4,с.316]:

∆П = (ROЕ*Кр.п) / 100 , (13)

где, ∆П − прирост прибыли  в планируемом году; Кр.п −  коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROЕ  может быть использована знаменитая формула Дюпона [4,с.317]:

ROЕ = (ЧП / В) * (В / Аср) * (Аср / СКср) , (14)

Данная формула значительно  расширяет аналитические возможности  предприятия, в результате чего оно  имеет возможность определить:

    • динамику чистой прибыли в выручке от продаж (рентабельность продаж);
    • эффективность использования активов на основе выручки от

продаж  и существующие тенденции (оборачиваемость  активов);

    • структуру капитала предприятия на основе той доли, которая составляют в активах собственные средства;
    • влияние вышеперечисленных факторов на ROЕ.

Вместе с расчетом ROЕ  предприятиям следует рассчитать рентабельность так называемого перманентного  капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного  капитала устанавливается следующим образом [5,с.105]:

Рп.к. = ЧП / ПКср*100 , (15)

где, Рп.к. − рентабельность перманентного капитала; ЧП − чистая прибыль предприятия; ПКср − средняя  величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.

Долгосрочный кредит практически  используется для формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению  собственных средств. Тем самым  он как бы косвенно увеличивает собственные  средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств  предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие  на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как  долгосрочных и краткосрочных в  целом, так и отдельно краткосрочных  пассивов.

5. Прочие показатели рентабельности

К этой группе относятся  все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.

Одним из существенных показателей  является показатель рентабельности инвестиций [3,с.184]:

Ринв = (Дф.в / ФВ)* 100 , (16)

где, Ринв – рентабельность инвестиций, Дф.в – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Пути повышения рентабельности

Основными способами повышения  рентабельности являются следующие:

- увеличение суммы прибыли от  реализации продукции;

- снижение себестоимости товарной  продукции.

Способы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.

Резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема реализации  продукции. Для этого можно  наладить выпуск нового изделия,  что планируется сделать на  предприятии.

- снижение себестоимости продукции.

Повышение цен за счет:

- повышение качества;

- поиск более выгодных рынков  сбыта;

- реализация в более оптимальные  сроки.

Источники снижения себестоимости  промышленной продукции:

1. Увеличение объема производства  за счет более полного использования  производственных мощностей предприятия.

2. Снижение затрат на производство  за счет увеличения уровня  производительности труда, экономного  использования сырья, материалов, топлива, оборудования и т.д.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических  явлений и процессов. Это прежде всего:

Информация о работе Экономическое содержание рентабельности предприятия