Экономическое содержание рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рентабельность предприятий и пути ее повышения.
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
определить содержание и значение рентабельности;
рассмотреть систему показателей рентабельности;
провести анализ рентабельности предприятия

Файлы: 1 файл

моя кур по рен.docx

— 81.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ маржинального дохода и точки безубыточности

Прибыль служит своеобразным ориентиром и определяющим критерием  в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому для успешного развития экономики любой организации важное значение имеет изучение соотношения «себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – объем реализации условно-постоянных затрат (коммерческих и управленческих расходов) – прибыль». Анализ взаимосвязи этих показателей, методика проведения которого базируется на категории маржинального дохода и деления производственных затрат на переменные и постоянные, широко применяется в странах с различными рыночными отношениями. Он позволяет менеджеру и бухгалтеру оценить эффективность функционирования производства, обосновать принятие управленческих решений по формированию финансовых результатов [9, с.129].

Для исследования комплекса  причинно-следственных взаимосвязей рассматривается  зависимость между изменениями  объема реализации, себестоимости проданных  товаров, работ, услуг, условно-постоянных затрат и прибыли от продаж. Прогнозируемость соотношения этих показателей зависит от точности определения факторной модели общих издержек, поэтому проводятся изучение и оценка совокупных издержек путем использования нескольких методов разделения затрат на составляющие по изменению их динамики в зависимости от объема реализации.

Цель анализа изучаемого соотношения – установить, что произойдет с прибылью, если определенный уровень производства изменится. Эта информация является весьма существенной, поскольку позволяет определить критические уровни производства, предсказать величину прибыли в плановом периоде, оценить запас финансовой устойчивости и другие показатели. Для проведения этого анализа необходимы ограничения по выпуску однородной продукции (работ, услуг) и отсутствие инфляции.

В заключение следует отметить, что хотя для построения модели исследуемых  связей методика анализа соотношения «затраты – объем производства – прибыль» упрощает реальные условия, с которыми сталкивается предприятие, так как модель является абстрактной и строится с учетом ряда предположений и ограничений, тем не менее такой анализ необходим для формирования прибыли за счет изменения величины переменных и постоянных затрат.

Для успешного анализа  зависимости «затраты – объем  производства – прибыль» необходимо разделение затрат на постоянные и  переменные затраты, и использовании  категории маржинальный доход [10, с.97].

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменяющемуся  объему и реализации продукции. Условно-постоянные затраты остаются неизменными в  рамках отчетного года.

Маржинальный доход предприятия  – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу  продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и  переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Бухгалтерский подход предполагает, что постоянные затраты остаются неизменными, а переменные затраты  находятся в прямой зависимости  от объема реализованной продукции  производства. Таким образом, зависимость себестоимости от реализации продукции выражается уравнением прямой линии [9, с.132]:

y = a + b*x , (19)

где, y – полная себестоимость  продукции, a – постоянные издержки, b – переменные издержки на единицу продукции, х – количество единиц продукции.

Для нахождения данного  уравнения применяется метод высшей и низшей точки объема реализации за период.

Для проведения маржинального анализа можно использовать аналитический и графический способы.

  1. По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Безубыточн6ость – это  такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это  выручка, которая необходима для  того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в  количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть, затраты после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для определения безубыточного  объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 2) [5, с.294].

 

Рисунок 2. Зависимость между  прибылью, объемом реализации продукции  и ее себестоимостью

 

По горизонтали показывается объем реализации продукции в  процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных  единицах (если выпускается один вид  продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации [4, с.98].

На рисунке 2 линия постоянных издержек проведена параллельно горизонтальной оси, а переменные издержки равны расстоянию между линиями совокупных и постоянных издержек. Маржинальный доход на графике равен расстоянию между линией выручки и линией переменных издержек. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия [5, с.295].

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия  − основополагающие показатели при  разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

  1. Аналитический способ проведения маржинального анализа, расчета точки безубыточного объем продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели, используя следующий алгоритм [5, с.255]:

Дм = Выручка  – Переменные издержки, (20)

где Дм - маржинальный доход

Ду = Маржинальный доход / Выручку, (21)

где Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке

 Определяем точку безубыточности в натуральных единицах измерения (Т), умножая количества единиц продукции в натуральных единицах измерения (К) на постоянные издержки (Н) и разделяя, полученное произведение, на маржинальный доход (Дм):

Т = (К * Н) / Дм, (22)

Определяем точку безубыточности в суммовом выражении (Т) как частное от деления постоянных затрат (Н) на удельный вес маржинального дохода в выручке (Ду):

Т = Н / Ду, (23)

 

Определим зону безопасности (ЗБ) (в %):

ЗБ = (В –  Т) / В *100 или ЗБ = (К – Т) / К *100, (24)

 

где, В – выручка от реализации, К – количество единиц продукции в натуральных единицах измерения, Т – порог рентабельности в суммавом и натуральном выражении  соответственно.

Определим точку безубыточности к максимально возможному объему реализации:

Т = Н / Дм *100, (24)

Если ставится задача определить объем реализации продукции для  получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

VРП = (А + П) / (р − b), (25)

где, VРП – объем реализации продукции, А – постоянные издержки, П- сумма прибыли, р − цена изделия, b – переменные издержки в единице продукции.

При подготовке и использовании  информации о безубыточности необходимо знание допущений, на основании которых эта информация подготовлена. Если эти допущения не учитывать, то можно сделать серьезные ошибки и неправильные выводы при анализе. Перечислим эти важные допущения [9, с.142]:

Приемлемый диапазон объемов  производства продукции. Необходимо помнить, что приведенные в этом разделе  формулы подходят только для тех  решений, которые принимаются в  пределах предсказуемого диапазона. Вне его постоянные и переменные затраты на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные в результате использования формул, которые находятся в неприемлемом диапазоне производства, будут неверны;

Единственное изделие  или постоянная структура продаж. При анализе безубыточности исходят  из того, что производится одно наименование изделий;

Прибыль рассчитывается по переменным издержкам. При анализе  допускают, что постоянные издержки, имевшие место в данный период, учитываются как расходы этого  периода. Поэтому используется расчет прибыли по переменным издержкам. Если прибыль рассчитывают исходя из полного  распределения издержек, то необходимо ввести допущение: объем производства равен объему реализации. В противном случае уровень неоплаченных товаров измениться и постоянные накладные расходы, учтенные за этот период, будут отличаться от фактических. При полном распределении затрат только тогда, когда объем производства продукции равен объему оплаты, сумма фактических постоянных накладных расходов будет равна сумме учтенных постоянных накладных расходов;

Совокупные издержки и  совокупный доход являются линейными  функциями объема производства. При  анализе считается, что переменные издержки на единицу продукции и  цена реализации постоянны. Очевидно, что это допущение действительно только в пределах приемлемого диапазона объемов производства, о котором говорилось ранее.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ показателей  рентабельности капитала

Масштаб величина доходов (прибыли) и капитала является главной целью  любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях. Абсолютная величина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в случае, если прибыль сопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом, можно получить сведения о том, окупились ли вложения каптала и увеличился ли он. Рентабельность, т.е. отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, является важнейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предприятия. Следует поэтому различать:

    • рентабельность собственного инвестируемого капитала;
    • рентабельность общего капитала, т.е. рентабельность всего инвестируемого капитала;
    • рентабельность заемного капитала.

Рентабельность собственного, рабочего и общего капитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли.

Во всех случаях прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) берется за вычетом налогов  от реализации.

В международной практике различают доход на чистую номинальную  стоимость (ЧНСА), имеющий два альтернативных варианта, основанных на различных  интерпретациях номинальной стоимости  активов. Существует чистая номинальная стоимость активов [4, с.143]:

ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости + Текущие  активы – Краткосрочные обязательства, (26)

или

ЧНСА = Основной капитал (Внеоборотные активы) + Оборотный  капитал (Оборотные активы – Краткосрочные обязательства) ,(27)

 

Затем рассчитываются коэффициенты ЧНСА [4, с.144]:

Доход = Реализация / ЧНСА, (28)

Коэффициенты ЧНСА определяют темп, с которым номинальная стоимость  активов превращается в доходы от продаж. Они показывают способность  активов создавать прибыль.

Таким образом, с каждым годом происходит наращивание темпов, с которыми номинальная стоимость  превращается в доходы от продаж и увеличивается способность активов создавать прибыль.

В качестве показателей  эффективности использования капитала, активов применяются коэффициенты, которые выражают следующие отношения [4, с.144]:

отношение реализации к  общему капиталу (Ки.и.к.р):

Ки.и.к.р = В * 100 / ОКср ,(29)

отношение реализации к  собственному капиталу (Кэ.и.с.к):

Кэ.и.с.к = В *100 / СКср ,(30)

отношение реализации к  рабочему капиталу (Ки.р.р):

Ки.р.р = В * 100 / РКср, (31)

отношение прибыли от реализации к общему капиталу (Ки.п.к.п):

Ки.п.к.п = Прп * 100 / Окср, (32)

отношение прибыли от реализации к собственному капиталу (Ки.с.к.п.р):

Ки.с.к.п.р = Прп * 100 / СКср ,(33)

отношение прибыли от реализации к рабочему капиталу (Ки.р.п.р):

Ки.р.п.р = Прп * 100 / РКср,(34)

отношение чистой прибыли  к общему капиталу (Ки.л.ч.п):

Ки.л.ч.п =ЧП * 100 / ОКср ,(35)

отношение чистой прибыли  к собственному капиталу (Ки.с.к.ч.п):

Ки.с.к.ч.п = ЧП * 100 / СКср, (36)

отношение чистой прибыли  к рабочему капиталу (Ки.р.п.ч):

Ки.р.п.ч = ЧП * 100 / РКср ,(37)

где, В –  выручка от реализации за вычетом  налогов из реализации, Прп –прибыль от реализации, ЧП – чистая прибыль, ОКср – средний общий капитал, СКср – средний собственный капитал, РКср – средний рабочий капитал.

Среднее значение капитала считается по средней арифметической, т.е. (сумма на начало + сумма на конец) / 2.

Таким образом, анализ рентабельности предприятия предполагает проведения анализа рентабельности продаж, рентабельности производственной деятельности и рентабельности капитала. Принятие управленческого  решения об объемах реализации продукции  поможет сделать анализ маржинального  дохода и точки безубыточного  объема продаж. Данный анализ предполагает определение порога рентабельности, при котором предприятие не получает прибыли от реализации продукции, но полностью покрывает затраты  производства. А также предприятие  получает информацию о зоне безопасности (зоне прибыли), т.е. запасе своей финансовой устойчивости.

Информация о работе Экономическое содержание рентабельности предприятия