Экономическое учение физиократов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить взгляды физиократов.
Основными задачами настоящей работы являются:
1. Выяснить взгляды основателя школы Ф.Кенэ;
2. Определить, какой вклад внесли в развитие идей Кенэ его последователи, в том числе и Тюрго (хотя он и не считал себя таковым);
3. Сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.

Файлы: 1 файл

экономическое учение физиократов.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Кенэ собирался обложить чистый продукт единым налогом, в  основном он обращался к просвещенному  интересу власть имущих, обещая им рост доходности земель и укрепление земельной  аристократии. По этой причине школа  физиократов в первые годы своего существования  имела немалый успех. Ей покровительствовали герцоги и маркизы, иностранные монархи проявляли к ней интерес. И в то же время ее высоко ценили философы-просветители, в частности Дидро. Физиократам сначала удалось привлечь симпатии как наиболее мыслящих представителей аристократии, так и растущей буржуазии. С начала 60-х годов XVIII века кроме версальского «антресольного клуба», куда допускались только избранные, открылся своего рода публичный центр физиократии в доме маркиза Мирабо в Париже. Здесь ученики Кенэ занимались пропагандой и популяризацией идей мэтра, вербовали новых сторонников. В ядро секты физиократов входили молодой Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер и еще несколько человек, лично близких к Кенэ. Особое место занимал Тюрго, отчасти примыкавший к физиократам, но слишком крупный и самостоятельный мыслитель, чтобы быть только рупором Кенэ.

Конечно, единство и взаимопомощь учеников Кенэ, их безусловная  преданность учителю не могут  не вызывать уважения. Но это же постепенно становилось слабостью школы. Вся ее деятельность сводилась к изложению и повторению мыслей и даже фраз Кенэ. Его идеи все более застывали в виде жестких догм на «вторниках»Мирабо, свежая мысль и дискуссия все более вытеснялись как бы ритуальными обрядами. Физиократическая теория превращалась в своего рода религию, особняк Мирабо – в ее храм, а «вторники» - в богослужения.

Секта в смысле группы единомышленников превращалась в секту в том отрицательном смысле, какой мы вкладываем в это слово теперь: в группу слепых приверженцев жестких догм, отгораживающих их от всех инакомыслящих. Дюпон, ведавший печатными органами физиократов, «редактировал» все, что попадало в его руки, в физиократическом духе. Такому развитию дел способствовали некоторые черты характера самого Кенэ. Д.И.Розенберг в своей «Истории политической экономии» замечает: «В отличие от Вильяма Петти, с которым Кенэ делит честь именоваться творцом политической экономии, Кенэ был человеком непоколебимых принципов, но с большой наклонностью к догматизму и доктринерству». С годами такая наклонность увеличивалась, да и поклонение секты этому способствовало. Считая истины новой науки «очевидными», Кенэ становился нетерпим к другим мнениям, а секта во много раз усиливала эту нетерпимость. Кенэ был убежден в универсальной применимости своего учения независимо от условий места и времени.

Когда Кенэ умер в декабре 1774 года, физиократы не могли никем его заменить. К тому же они уже переживали упадок. Правление Тюрго в 1774-1776 годах оживило их надежды и деятельность, но тем сильнее был удар,нанесенный его отставкой.  В 1776 году выходит в свет «Богатство народов» А.Смита. французские экономисты следующего поколения – Сисмонди, Сэй – больше опирались на Смита, чем на физиократов.

Коренная причина  распада физиократической школы и уменьшения популярности идей Кенэ в 70-х и 80-х годах XVIII века состоит в том, что потерпели неудачу ее попытки подготовить классовый компромисс между дворянством и буржуазией. Королевская власть оказалась неспособной играть роль арбитра и примирителя между обоими классами. Утратив покровительство двора, последователи Кенэ стали подвергаться нападкам феодальной реакции. В то же время им было не по пути с левым, демократическим направлением в просветительстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Агапова И.И. История экономических учений: учеб.пособие для вузов \ И.И.Агапова. – М. : Экономистъ, 2005. – 285с.
  2. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М. ; Политиздат, 1987.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе \ М.Блауг; пер. с англ. – 4-е изд. – М., «Дело Лтд», 1994. – 720 с.
  4. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений : Пер. с фр. М.:Экономик, 1995.
  5. История мировой экономики: учебник для вузов \ под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671с.
  6. История экономических учений: учеб.пособие \ под.ред. В.Автономова [и др.] – М. : ИНФА-М, 2001. -784с.
  7. История экономических учений: учебник \ под.ред. Бартенева С.А. – М. : Юрист, 2002.
  8. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М. : Соцэкгиз, 1960.
  9. Курс экономической теории : учебник \ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. – 5-е доп. и перераб.изд. – Киров : «АСА», 2006. – 832с.
  10. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М. : Дело, Вита-пресс, 1996.
  11. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М. : Соцэкгиз, 1961.
  12. Экономическая теория (политэкномия) : учебник \ под общ.ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М. : Инфа-М, 2004. – 640с.
  13. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907).
  14.   Ядгаров Я.Г. История экономических учений : учебник \ Я.Г.Ядгаров. – М. : ИНФА-М, 2006. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Франсуа Кенэ (1694-1774)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анн Робер Жак  Тюрго (1727-1781)


Информация о работе Экономическое учение физиократов