Введение
Понятие «здравоохранение» 
означает деятельность по сохранению, 
улучшению, обеспечению и укреплению 
здоровья различных групп населения. 
Основными законодательными актами 
закреплено право человека на охрану 
и укрепление здоровья.
Здравоохранение является важнейшей 
отраслью для благополучного и успешного 
развития любой страны. От состояния 
системы здравоохранения зависит 
здоровье граждан, а, следовательно, и 
качество рабочей силы, и производительность 
труда, и экономический рост. Поэтому 
важно не забывать о роли данной 
отрасли для страны в целом 
и уделять проблемам здравоохранения 
все большее внимание.
Здравоохранение, являясь 
сложной социально-экономической 
системой и специфической отраслью 
народного хозяйства, призвано обеспечить 
реализацию важнейшего социального 
принципа – сохранение и улучшение 
здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, 
специализированной лечебно-профилактической 
помощи.
С конца 80-х годов ХХ века 
предпринимаются попытки реформирования 
отечественной системы здравоохранения. 
Главным объектом нововведений является 
система финансирования медицинского 
обслуживания. В 1988-1990 годах происходило 
внедрение в ряде регионов так 
называемого нового механизма хозяйствования, 
менявшего порядок финансирования 
государственных лечебно-профилактических 
учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной 
деятельности. С 1991 года начался процесс 
введения новой системы финансирования 
здравоохранения – системы обязательного 
медицинского страхования, и был 
дан старт развитию добровольного 
медицинского страхования. Нужно заметить, 
что здравоохранение оказалось 
единственной из отраслей социально-культурной 
сферы, где произошли реальные масштабные 
преобразования. Они сильно изменили 
организацию медицинского обслуживания.  
Появились новые источники и 
каналы финансирования, новые субъекты 
– фонды обязательного медицинского 
страхования и страховые медицинские 
организации, новые формы финансирования 
лечебно-профилактических учреждений. 
Новые введения потребовали новых 
знаний. Поэтому реформа финансирования 
здравоохранения - новое направление экономических 
исследований в нашей стране – экономика 
здравоохранения. 
 
Экономика и управление 
здравоохранением как отрасль общественного 
здоровья
Система здравоохранения 
становится органическим элементом 
существующего экономического пространства. 
Одновременно здравоохранение становится 
отраслью, которая потребляет огромное 
количество материальных и трудовых ресурсов. 
Причем объемы потребления этих ресурсов 
увеличиваются достаточно высокими темпами.
Сегодня более 30 отраслей общественного 
хозяйства прямо или косвенно 
связаны со сферой здравоохранения. 
Это, к примеру, медицинская промышленность, 
капитальное строительство, фармацевтическая 
промышленность, приборостроение, специальные 
отрасли текстильной, пищевой промышленности, 
машиностроение, транспорт и др.
В процессе перехода России 
к рыночной экономике сформировалась 
отрасль, экономика здравоохранения. 
Возникновение данной отрасли обусловлено:
  - формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;
 
  - необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
 
  - особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
 
  - повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
 
Цель экономики здравоохранения 
— изучение экономических отношений, 
хозяйственных (производственных) контактов, 
складывающихся между людьми в процессе 
обеспечения медицинской деятельности.
Объект исследований экономики 
здравоохранения - экономические отношения 
в сфере здравоохранения.
 
Основные 
задачи экономики здравоохранения:
 
  - определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;
 
  - расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;
 
—изучение тенденций в изменении 
структуры здравоохранения;
—расчет и оценка экономической 
эффективности лечебно диагностической 
и профилактической работы учреждений 
здравоохранения;
  - оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);
 
  - экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;
 
  - разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
 
  - расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);
 
  - подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.
 
 
Экономика здравоохранения, 
использует следующие методы, для 
анализа экономических взаимоотношений 
в здравоохранении:
  - математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;
 
  - балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
 
  - экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.
 
 
Экономика здравоохранения 
тесно связана с экономикой страны 
в целом. Существует тесная взаимосвязь 
здравоохранения со всеми отраслями 
народного хозяйства. Это взаимодействие, 
прежде всего, касается:
  - влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
 
  - влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
 
Здравоохранение влияет на 
развитие экономики народного хозяйства 
через сохранение здоровья населения 
(снижение смертности, особенно в трудоспособном 
возрасте, младенческой и повозрастной 
смертности детей, заболеваемости и 
инвалидности, увеличение средней продолжительности 
жизни).
Важнейшие направления развития 
экономики здравоохранения:
  - определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым обеспечением;
 
  - экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;
 
—финансовое обеспечение деятельности 
ЛПУ с экономическим его обоснованием;
—экономическая оценка профессиональной 
деятельности
работников здравоохранения;
—отработка экономических 
методов хозяйствования с учетом особенностей 
здравоохранения;
—разработка системы менеджмента 
и маркетинга, включая отработки действенных 
форм пропаганды новых методов лечебно-профилактической 
деятельности.
Из выше сказанного следует, 
что экономика здравоохранения 
— это отраслевая экономическая 
наука, которая изучает взаимодействие 
здравоохранения с экономикой народного 
хозяйства, формирование, распределение 
и использование в здравоохранении 
материальных, трудовых и финансовых 
ресурсов.
Целями развития 
здравоохранения являются:
  - прекращение убыли населения Российской Федерации;
 
  - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
 
  - снижение общего коэффициента смертности;
 
  - снижение показателя младенческой смертности;
 
  - снижение показателя материнской смертности;
 
  - формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака и снижение потребление алкоголя на душу населения;
 
  - повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации
 
Задачами развития здравоохранения 
являются:
  - создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
 
  - переход на современную систему организации медицинской помощи;
 
  - конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
 
  - создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
 
  - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
 
  - повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
 
  - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
 
  - информатизация здравоохранения.
 
Всемирной организацией здравоохранения 
определены 4 категории обобщенных 
показателей, которые характеризуют 
состояние здравоохранения в 
стране: 
1) показатели, относящиеся 
к политике в области здравоохранения; 
2) социальные и экономические 
показатели; 
3) показатели обеспеченности 
медико-социальной помощью; 
4) показатели состояния 
здоровья.
 
 
Проблемы здравоохранения.
Реформы в области здравоохранения 
на всем протяжении истории современной 
России связаны главным образом 
с решением задачи его ресурсного 
обеспечения. Эта проблема является 
комплексной и требует ответа 
на целый ряд вопросов, в частности, 
где взять средства (источники 
финансирования), в каких объемах 
и как их наиболее рационально 
использовать.
Впрочем, первый вопрос можно отнести 
к разряду риторических. Казалось 
бы, на оказание медицинской помощи 
направляются средства, поступающие 
на расчетный счет медицинского учреждения 
по безналичному расчету из бюджета, 
Фонда обязательного медицинского 
страхования, страховой медицинской 
организации, а также наличных средств, 
поступающих в кассу учреждения 
от пациентов за так называемые платные 
услуги. Однако если вспомнить, что 
и бюджеты различных уровней, 
и фонды медицинского страхования 
формируются за счет соответствующих 
налогов и страховых взносов (или 
опять же целевых налогов), которые 
платит налогоплательщик (он же пациент), 
то источник в конечном итоге оказывается 
один. 
Таким образом, на первый план выходит 
вопрос не о том, где взять финансовые 
ресурсы, а о том, в каком объеме 
и каким образом можно их получить. 
С учетом закона воспроизводства 
объем финансирования системы здравоохранения 
должен обеспечить как минимум возмещение 
всех общественно необходимых затрат, 
связанных с оказанием медицинской 
помощи населению. В последнее время 
мы все чаще говорим о бюджетировании, 
ориентированном на результат. Под 
результатом, очевидно, следует понимать 
не только те или иные объемы медицинской 
помощи оказанной согласно Программе 
государственных гарантий оказания 
гражданам бесплатной медицинской 
помощи, но и состояние здоровья 
населения. 
Вопрос о том, сколько средств 
следует тратить на здравоохранение, 
остается открытым. Безусловно, существуют 
различные подходы к определению 
доли расходов на здравоохранение, в 
том числе и с учетом готовности 
населения его финансировать. К 
примеру, можно установить нормативы 
минимальных расходов государства. 
Однако важен не только объем расходуемых 
средств, но и сам механизм финансирования. 
В России речь идет о хроническом 
недофинансировании и о необходимости 
повысить расходы на здравоохранение, 
в то время как в развитых странах 
предпринимаются попытки сдержать 
рост расходов на здравоохранение. Следовательно, 
Россия должна выбирать вариант повышения 
эффективности оказания качественной 
медицинской помощи населению, а 
не просто увеличения расходов на здравоохранение.
В РФ государственные расходы 
на здравоохранение в доле ВВП (т. 
е. относительные расходы) составляют 
3, 7%, что в 1, 8 раза ниже, чем в среднем 
в странах ОЭСР (Организация экономического 
сотрудничества и развития — международная 
экономическая организация развитых 
стран, признающих принципы представительной 
демократии и свободной рыночной 
экономики.) - 6, 6% ВВП.