Введение
Понятие «здравоохранение»
означает деятельность по сохранению,
улучшению, обеспечению и укреплению
здоровья различных групп населения.
Основными законодательными актами
закреплено право человека на охрану
и укрепление здоровья.
Здравоохранение является важнейшей
отраслью для благополучного и успешного
развития любой страны. От состояния
системы здравоохранения зависит
здоровье граждан, а, следовательно, и
качество рабочей силы, и производительность
труда, и экономический рост. Поэтому
важно не забывать о роли данной
отрасли для страны в целом
и уделять проблемам здравоохранения
все большее внимание.
Здравоохранение, являясь
сложной социально-экономической
системой и специфической отраслью
народного хозяйства, призвано обеспечить
реализацию важнейшего социального
принципа – сохранение и улучшение
здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной,
специализированной лечебно-профилактической
помощи.
С конца 80-х годов ХХ века
предпринимаются попытки реформирования
отечественной системы здравоохранения.
Главным объектом нововведений является
система финансирования медицинского
обслуживания. В 1988-1990 годах происходило
внедрение в ряде регионов так
называемого нового механизма хозяйствования,
менявшего порядок финансирования
государственных лечебно-профилактических
учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной
деятельности. С 1991 года начался процесс
введения новой системы финансирования
здравоохранения – системы обязательного
медицинского страхования, и был
дан старт развитию добровольного
медицинского страхования. Нужно заметить,
что здравоохранение оказалось
единственной из отраслей социально-культурной
сферы, где произошли реальные масштабные
преобразования. Они сильно изменили
организацию медицинского обслуживания.
Появились новые источники и
каналы финансирования, новые субъекты
– фонды обязательного медицинского
страхования и страховые медицинские
организации, новые формы финансирования
лечебно-профилактических учреждений.
Новые введения потребовали новых
знаний. Поэтому реформа финансирования
здравоохранения - новое направление экономических
исследований в нашей стране – экономика
здравоохранения.
Экономика и управление
здравоохранением как отрасль общественного
здоровья
Система здравоохранения
становится органическим элементом
существующего экономического пространства.
Одновременно здравоохранение становится
отраслью, которая потребляет огромное
количество материальных и трудовых ресурсов.
Причем объемы потребления этих ресурсов
увеличиваются достаточно высокими темпами.
Сегодня более 30 отраслей общественного
хозяйства прямо или косвенно
связаны со сферой здравоохранения.
Это, к примеру, медицинская промышленность,
капитальное строительство, фармацевтическая
промышленность, приборостроение, специальные
отрасли текстильной, пищевой промышленности,
машиностроение, транспорт и др.
В процессе перехода России
к рыночной экономике сформировалась
отрасль, экономика здравоохранения.
Возникновение данной отрасли обусловлено:
- формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;
- необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
- особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
- повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
Цель экономики здравоохранения
— изучение экономических отношений,
хозяйственных (производственных) контактов,
складывающихся между людьми в процессе
обеспечения медицинской деятельности.
Объект исследований экономики
здравоохранения - экономические отношения
в сфере здравоохранения.
Основные
задачи экономики здравоохранения:
- определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;
- расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;
—изучение тенденций в изменении
структуры здравоохранения;
—расчет и оценка экономической
эффективности лечебно диагностической
и профилактической работы учреждений
здравоохранения;
- оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);
- экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;
- разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
- расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);
- подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.
Экономика здравоохранения,
использует следующие методы, для
анализа экономических взаимоотношений
в здравоохранении:
- математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;
- балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
- экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.
Экономика здравоохранения
тесно связана с экономикой страны
в целом. Существует тесная взаимосвязь
здравоохранения со всеми отраслями
народного хозяйства. Это взаимодействие,
прежде всего, касается:
- влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
- влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
Здравоохранение влияет на
развитие экономики народного хозяйства
через сохранение здоровья населения
(снижение смертности, особенно в трудоспособном
возрасте, младенческой и повозрастной
смертности детей, заболеваемости и
инвалидности, увеличение средней продолжительности
жизни).
Важнейшие направления развития
экономики здравоохранения:
- определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым обеспечением;
- экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;
—финансовое обеспечение деятельности
ЛПУ с экономическим его обоснованием;
—экономическая оценка профессиональной
деятельности
работников здравоохранения;
—отработка экономических
методов хозяйствования с учетом особенностей
здравоохранения;
—разработка системы менеджмента
и маркетинга, включая отработки действенных
форм пропаганды новых методов лечебно-профилактической
деятельности.
Из выше сказанного следует,
что экономика здравоохранения
— это отраслевая экономическая
наука, которая изучает взаимодействие
здравоохранения с экономикой народного
хозяйства, формирование, распределение
и использование в здравоохранении
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов.
Целями развития
здравоохранения являются:
- прекращение убыли населения Российской Федерации;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- снижение общего коэффициента смертности;
- снижение показателя младенческой смертности;
- снижение показателя материнской смертности;
- формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака и снижение потребление алкоголя на душу населения;
- повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации
Задачами развития здравоохранения
являются:
- создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
- переход на современную систему организации медицинской помощи;
- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
- улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
- информатизация здравоохранения.
Всемирной организацией здравоохранения
определены 4 категории обобщенных
показателей, которые характеризуют
состояние здравоохранения в
стране:
1) показатели, относящиеся
к политике в области здравоохранения;
2) социальные и экономические
показатели;
3) показатели обеспеченности
медико-социальной помощью;
4) показатели состояния
здоровья.
Проблемы здравоохранения.
Реформы в области здравоохранения
на всем протяжении истории современной
России связаны главным образом
с решением задачи его ресурсного
обеспечения. Эта проблема является
комплексной и требует ответа
на целый ряд вопросов, в частности,
где взять средства (источники
финансирования), в каких объемах
и как их наиболее рационально
использовать.
Впрочем, первый вопрос можно отнести
к разряду риторических. Казалось
бы, на оказание медицинской помощи
направляются средства, поступающие
на расчетный счет медицинского учреждения
по безналичному расчету из бюджета,
Фонда обязательного медицинского
страхования, страховой медицинской
организации, а также наличных средств,
поступающих в кассу учреждения
от пациентов за так называемые платные
услуги. Однако если вспомнить, что
и бюджеты различных уровней,
и фонды медицинского страхования
формируются за счет соответствующих
налогов и страховых взносов (или
опять же целевых налогов), которые
платит налогоплательщик (он же пациент),
то источник в конечном итоге оказывается
один.
Таким образом, на первый план выходит
вопрос не о том, где взять финансовые
ресурсы, а о том, в каком объеме
и каким образом можно их получить.
С учетом закона воспроизводства
объем финансирования системы здравоохранения
должен обеспечить как минимум возмещение
всех общественно необходимых затрат,
связанных с оказанием медицинской
помощи населению. В последнее время
мы все чаще говорим о бюджетировании,
ориентированном на результат. Под
результатом, очевидно, следует понимать
не только те или иные объемы медицинской
помощи оказанной согласно Программе
государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской
помощи, но и состояние здоровья
населения.
Вопрос о том, сколько средств
следует тратить на здравоохранение,
остается открытым. Безусловно, существуют
различные подходы к определению
доли расходов на здравоохранение, в
том числе и с учетом готовности
населения его финансировать. К
примеру, можно установить нормативы
минимальных расходов государства.
Однако важен не только объем расходуемых
средств, но и сам механизм финансирования.
В России речь идет о хроническом
недофинансировании и о необходимости
повысить расходы на здравоохранение,
в то время как в развитых странах
предпринимаются попытки сдержать
рост расходов на здравоохранение. Следовательно,
Россия должна выбирать вариант повышения
эффективности оказания качественной
медицинской помощи населению, а
не просто увеличения расходов на здравоохранение.
В РФ государственные расходы
на здравоохранение в доле ВВП (т.
е. относительные расходы) составляют
3, 7%, что в 1, 8 раза ниже, чем в среднем
в странах ОЭСР (Организация экономического
сотрудничества и развития — международная
экономическая организация развитых
стран, признающих принципы представительной
демократии и свободной рыночной
экономики.) - 6, 6% ВВП.