Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания. В 1988-1990 годах происходило внедрение в ряде регионов так называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Здравоохранение_проблемы и пути развития..docx

— 163.11 Кб (Скачать файл)

Введение

Понятие «здравоохранение»  означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.

Здравоохранение является важнейшей  отраслью для благополучного и успешного  развития любой страны. От состояния  системы здравоохранения зависит  здоровье граждан, а, следовательно, и  качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому  важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом  и уделять проблемам здравоохранения  все большее внимание.

Здравоохранение, являясь  сложной социально-экономической  системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального  принципа – сохранение и улучшение  здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи.

С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания. В 1988-1990 годах происходило  внедрение в ряде регионов так  называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной  деятельности. С 1991 года начался процесс  введения новой системы финансирования здравоохранения – системы обязательного  медицинского страхования, и был  дан старт развитию добровольного  медицинского страхования. Нужно заметить, что здравоохранение оказалось  единственной из отраслей социально-культурной сферы, где произошли реальные масштабные преобразования. Они сильно изменили организацию медицинского обслуживания.  Появились новые источники и  каналы финансирования, новые субъекты – фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские  организации, новые формы финансирования лечебно-профилактических учреждений. Новые введения потребовали новых  знаний. Поэтому реформа финансирования здравоохранения - новое направление экономических исследований в нашей стране – экономика здравоохранения.

 

Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного  здоровья

Система здравоохранения  становится органическим элементом  существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

Сегодня более 30 отраслей общественного  хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные  отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась отрасль, экономика здравоохранения. Возникновение данной отрасли обусловлено:

  • формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;
  • необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
  • особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
  • повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.

Цель экономики здравоохранения  — изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.


Объект исследований экономики  здравоохранения - экономические отношения  в сфере здравоохранения.

 

Основные  задачи экономики здравоохранения:

 

  • определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;
  • расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

—изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения;

—расчет и оценка экономической  эффективности лечебно диагностической  и профилактической работы учреждений здравоохранения;

  • оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);
  • экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;
  • разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
  • расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);
  • подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

 

Экономика здравоохранения, использует следующие методы, для  анализа экономических взаимоотношений  в здравоохранении:

  • математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;
  • балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
  • экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

 

Экономика здравоохранения  тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь  здравоохранения со всеми отраслями  народного хозяйства. Это взаимодействие, прежде всего, касается:

  • влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
  • влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства  через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и  инвалидности, увеличение средней продолжительности  жизни).

Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

  • определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым обеспечением;
  • экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

—финансовое обеспечение деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;

—экономическая оценка профессиональной деятельности

работников здравоохранения;

—отработка экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработки действенных форм пропаганды новых методов лечебно-профилактической деятельности.

Из выше сказанного следует, что экономика здравоохранения  — это отраслевая экономическая  наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с экономикой народного  хозяйства, формирование, распределение  и использование в здравоохранении  материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Целями развития здравоохранения являются:

  • прекращение убыли населения Российской Федерации;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • снижение общего коэффициента смертности;
  • снижение показателя младенческой смертности;
  • снижение показателя материнской смертности;
  • формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака и снижение потребление алкоголя на душу населения;
  • повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации

Задачами развития здравоохранения являются:

  • создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
  • переход на современную систему организации медицинской помощи;
  • конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
  • создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
  • улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
  • повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
  • развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
  • информатизация здравоохранения.

Всемирной организацией здравоохранения  определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют  состояние здравоохранения в  стране:

1) показатели, относящиеся  к политике в области здравоохранения; 

2) социальные и экономические  показатели;

3) показатели обеспеченности  медико-социальной помощью; 

4) показатели состояния  здоровья.

 

 

Проблемы здравоохранения.

Реформы в области здравоохранения  на всем протяжении истории современной  России связаны главным образом  с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности, где взять средства (источники  финансирования), в каких объемах  и как их наиболее рационально  использовать.

Впрочем, первый вопрос можно отнести  к разряду риторических. Казалось бы, на оказание медицинской помощи направляются средства, поступающие  на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской  организации, а также наличных средств, поступающих в кассу учреждения от пациентов за так называемые платные  услуги. Однако если вспомнить, что  и бюджеты различных уровней, и фонды медицинского страхования  формируются за счет соответствующих  налогов и страховых взносов (или  опять же целевых налогов), которые  платит налогоплательщик (он же пациент), то источник в конечном итоге оказывается  один.

Таким образом, на первый план выходит  вопрос не о том, где взять финансовые ресурсы, а о том, в каком объеме и каким образом можно их получить. С учетом закона воспроизводства  объем финансирования системы здравоохранения  должен обеспечить как минимум возмещение всех общественно необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской  помощи населению. В последнее время  мы все чаще говорим о бюджетировании, ориентированном на результат. Под  результатом, очевидно, следует понимать не только те или иные объемы медицинской  помощи оказанной согласно Программе  государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской  помощи, но и состояние здоровья населения.

Вопрос о том, сколько средств  следует тратить на здравоохранение, остается открытым. Безусловно, существуют различные подходы к определению  доли расходов на здравоохранение, в  том числе и с учетом готовности населения его финансировать. К  примеру, можно установить нормативы  минимальных расходов государства. Однако важен не только объем расходуемых  средств, но и сам механизм финансирования. В России речь идет о хроническом  недофинансировании и о необходимости  повысить расходы на здравоохранение, в то время как в развитых странах  предпринимаются попытки сдержать рост расходов на здравоохранение. Следовательно, Россия должна выбирать вариант повышения  эффективности оказания качественной медицинской помощи населению, а  не просто увеличения расходов на здравоохранение.

В РФ государственные расходы  на здравоохранение в доле ВВП (т. е. относительные расходы) составляют 3, 7%, что в 1, 8 раза ниже, чем в среднем  в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная  экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.) - 6, 6% ВВП.

Информация о работе Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного здоровья