Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:51, реферат
С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания. В 1988-1990 годах происходило внедрение в ряде регионов так называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что даже небольшое увеличение финансирования здравоохранения в рамках проекта "Здоровье" позволило достичь заметных позитивных сдвигов как в ожидаемой продолжительности жизни, так и в снижении общего коэффициента смертности населения страны.
В РФ частные расходы (расходы
населения) на медицинскую помощь составляют
32% от общих расходов на здравоохранение.
Они выше, чем в развитых странах,
в которых они составляют в
среднем 27%. Эти расходы складываются
из личных расходов населения на платные
медицинские услуги, санаторно-курортные
услуги и т. п.. Большая доля расходов
населения на медицинские услуги
в РФ свидетельствует о
Расходы на лекарственные средства (без учета расходов на ЛС в стационарах) в России составляют 23% от совокупного объема средств на здравоохранение; в развитых странах - примерно столько же (21%). Однако в РФ в абсолютных величинах эти значения очень малы.
И это свидетельствует
о значительном государственном
недофинансировании расходов на ЛС, что
снижает доступность
Можно выделить ещё несколько глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет, среди них:
Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования.
Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей.
Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации.
Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения.
Так же существует низкая управляемость системы ОМС, из-за распада на множество фрагментов с построением каждым субъектом Российской Федерации собственной модели ОМС.
Сегодня престиж медицинской профессии
- врача, медицинской сестры, фельдшера,
научного работника, по оценкам самих
медицинских работников, один из самых
низких за всю историю здравоохранения
в нашей стране. Низкий престиж
профессии и слабая мотивация
к качественному труду
Так, в 2008 г. среднемесячная
номинальная заработная плата медицинских
работников составила 13 тыс. руб., что
в 1, 3 раза ниже, чем в среднем по
РФ, в 2, 5 раза ниже, чем в добывающих
отраслях промышленности, и в 1, 6 раза
- чем в государственном
Главные цели систем здравоохранения в России.
Главными целями систем здравоохранения в России являются: улучшение здоровья населения, ориентированность системы здравоохранения на нужды населения и достижение равенства в бремени расходов на медицинские услуги бедных и богатых категорий населения. Главные цели по улучшению здоровья населения РФ уже поставлены в правительственных документах: "Концепции демографического развития до 2025 г. " и "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. " Это:
Следует четко понимать, что всех этих целей невозможно достичь без удвоения государственного финансирования здравоохранения в сроки до 2014 г.
Влияние здравоохранения на экономическое
развитие страны. Прямой вклад от улучшения
здоровья населения в экономику
складывается из следующих составляющих:
1) снижение смертности трудоспособного
населения; 2) снижение числа дней нетрудоспособности
и 3) продление трудоспособного
Главные выводы:
1. Достижение целей,
2. Дополнительное финансирование
здравоохранения за счет
3. Для обеспечения доступности
медицинской помощи для
4. Разработать нормативы минимальной бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и нормативы ресурсной обеспеченности здравоохранения на всех уровнях.
5. Отработать механизм финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения и половозрастного состава.
6. Источниками увеличения государственных расходов на здравоохранение могут стать: введение прогрессивной шкалы налогообложения и страховых взносов (общепринятых в развитых странах), а также рост в 3-4 раза акцизов на алкоголь и табак; нормирование (в долях от ВРП или от консолидированного бюджета) отчислений регионов на здравоохранение.
7. Главными направлениями стратегии развития здравоохранения должны стать:
8. Увеличение финансирования и повышение эффективности здравоохранения позволят к 2020 г. дополнительно сохранить 5 млн. жизней российских граждан и обеспечить продление ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин минимум на 5 лет. Только в этом случае возможно поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин) - до минимального пенсионного возраста, принятого во всех развитых странах.
9. Рентабельность дополнительных вложений государственных средств в систему здравоохранения и охрану здоровья населения страны составляет 200%. Это значит, что 1 рубль, дополнительно вложенный государством на эти цели, может обеспечить рост ВВП на 3 рубля.
10. В условиях экономического кризиса увеличение финансирования здравоохранения будет способствовать поддержанию социальной и политической стабильности в стране.
Программы модернизации Здравоохранения в России.
Несмотря на мировой финансовый кризис, Россия сохраняет курс на повышение финансирования здравоохранения. В период с 2011 по 2012 год в бюджет за счет 2%-ного повышения тарифа на обязательное медицинское страхование поступит порядка 460 млрд. рублей. Эти средства будут инвестированы в модернизацию российского здравоохранения, которая будет направлена на улучшение организации и повышение эффективности системы здравоохранения и в конечном итоге — на улучшение качества и доступности медицинской помощи.
Инвестиции будут распределены по трем направлениям:
Региональные программы модернизации здравоохранения
Для того чтобы выделенные на модернизацию финансы работали эффективнее, будет реализовываться механизм региональных программ модернизации здравоохранения. В 2010 году каждый регион разрабатывал собственную программу развития здравоохранения с учетом медико-демографических показателей в рамках реализации Концепции демографической политики до 2025 года, структуры заболеваемости и смертности в регионе. Таким образом, инвестиции в здравоохранение будут направляться на конкретные задачи и соответствовать потребностям жителей в необходимой медпомощи с учетом региональных особенностей.
Безусловным приоритетом модернизации здравоохранения является снижение показателей по «лидерам» в структуре смертности и заболеваемости — тем, от которых напрямую зависит улучшение демографической ситуации, ожидаемой продолжительности жизни.
Качество оказания медицинской помощи во многом зависит от технического состояния зданий и сооружений. На настоящий момент 30% из них требуют капитального ремонта и реконструкции, 46,6% зданий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации. До 2013 года за счет региональных про грамм модернизации должны быть приведены в порядок медицинские учреждения субъектов Российской Федерации, что позволит оказывать медпомощь в соответствии с современными стандартами медицинской помощи.
Сложная ситуация отмечается и с медицинским оборудованием. Точечные поставки оборудования в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье» смогли обновить лишь четверть необходимого оборудования. На настоящий момент более 112 тыс. единиц медицинского оборудования нуждается в замене.
Дальнейшее развитие системы ОМС и реализация региональных программ модернизации здравоохранения невозможны без качественного улучшения оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.
Информация о работе Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного здоровья