Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания. В 1988-1990 годах происходило внедрение в ряде регионов так называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Здравоохранение_проблемы и пути развития..docx

— 163.11 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что даже небольшое увеличение финансирования здравоохранения в рамках проекта "Здоровье" позволило достичь заметных позитивных сдвигов как в ожидаемой продолжительности жизни, так и в снижении общего коэффициента смертности населения страны.

В РФ частные расходы (расходы  населения) на медицинскую помощь составляют 32% от общих расходов на здравоохранение. Они выше, чем в развитых странах, в которых они составляют в  среднем 27%. Эти расходы складываются из личных расходов населения на платные  медицинские услуги, санаторно-курортные  услуги и т. п.. Большая доля расходов населения на медицинские услуги в РФ свидетельствует о недофинансировании здравоохранения из государственных  источников.

Расходы на лекарственные  средства (без учета расходов на ЛС в стационарах) в России составляют 23% от совокупного объема средств  на здравоохранение; в развитых странах - примерно столько же (21%). Однако в  РФ в абсолютных величинах эти  значения очень малы.

И это свидетельствует  о значительном государственном  недофинансировании расходов на ЛС, что  снижает доступность современных  ЛС для населения, увеличивает нагрузку на стационарное лечение и повышает финансовое бремя расходов населения  на лекарства.

Можно выделить ещё несколько глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет, среди них:

  • Недостатки в распределении имеющихся средств. В основу реформирования экономической модели отечественного здравоохранения был заложен переход от преимущественно централизованной одноканальной системы финансирования к децентрализованной многоканальной. В результате значительно возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений, что объясняется затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием. Следовательно, нужно не только увеличить объем ассигнований на здравоохранение, но и сократить количество финансовых потоков в этой системе.
  • Незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования:

Существующая система  обязательного  медицинского страхования (ОМС)  имеет  целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования.

Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых  платежей.

Эта проблема порождена прежде всего  невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов  на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации.

Сложившаяся модель ОМС не оказала  существенного влияния на эффективность  использования ресурсов здравоохранения.

Так же существует низкая управляемость  системы ОМС, из-за распада на множество фрагментов с построением каждым субъектом Российской Федерации собственной модели ОМС.

  • Существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи: значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения по регионам. Разница между регионами с наибольшими расходами  на  душу  населения.
  • Отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов;
  • Проблема кадров и материально-технических ресурсов системы здравоохранения и эффективность их использования. Имеющиеся   ресурсы  используются   неэффективно,   это   приводит     к   недостаточной обеспеченности   материальными   ресурсами,   техникой   и   приборами.  

Сегодня престиж медицинской профессии - врача, медицинской сестры, фельдшера, научного работника, по оценкам самих  медицинских работников, один из самых  низких за всю историю здравоохранения  в нашей стране. Низкий престиж  профессии и слабая мотивация  к качественному труду медицинских  работников обусловлены крайне низкой заработной платой, которая не компенсирует им высокую ответственность, тяжелый  и небезопасный труд.

Так, в 2008 г. среднемесячная номинальная заработная плата медицинских  работников составила 13 тыс. руб., что  в 1, 3 раза ниже, чем в среднем по РФ, в 2, 5 раза ниже, чем в добывающих отраслях промышленности, и в 1, 6 раза - чем в государственном управлении. В Советском Союзе заработная плата медицинских работников была близка к средней зарплате по стране. Сегодня заработная плата врачей в странах ЕС, например в Германии, в 3-5 раз превышает заработную плату  рабочих и в 2 раза – служащих.

 

 

 

Главные цели систем здравоохранения в России.

Главными целями систем здравоохранения  в России являются: улучшение здоровья населения, ориентированность системы здравоохранения на нужды населения и достижение равенства в бремени расходов на медицинские услуги бедных и богатых категорий населения. Главные цели по улучшению здоровья населения РФ уже поставлены в правительственных документах: "Концепции демографического развития до 2025 г. " и "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. " Это:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 67, 9 до 73 лет.
  • снижение общего коэффициента смертности с 14, 6 до 11, 0. Согласно рекомендациям ВОЗ, дополнительно необходимо поставить следующие цели:
  • снижение коэффициента младенческой смертности с 9, 4 до 5, 0.
  • повышение удовлетворенности населения медицинской помощью с 31% до 80%.
  • увеличение доли государственных расходов в общих расходах на здравоохранение с 68% до 80%.

Следует четко понимать, что всех этих целей невозможно достичь без  удвоения государственного финансирования здравоохранения в сроки до 2014 г.

Влияние здравоохранения на экономическое  развитие страны. Прямой вклад от улучшения  здоровья населения в экономику  складывается из следующих составляющих: 1) снижение смертности трудоспособного  населения; 2) снижение числа дней нетрудоспособности и 3) продление трудоспособного возраста населения.

Главные выводы:

1. Достижение целей, поставленных  президентом и правительством  РФ, по улучшению здоровья населения  (увеличение ожидаемой продолжительности  жизни до 73 лет и снижение общего  коэффициента смертности до 11, 0 к  2020 г.) возможно только при увеличении  государственного финансирования  здравоохранения в 2, 3 раза по отношению к 2009 году.

2. Дополнительное финансирование  здравоохранения за счет федерального  бюджета в среднем на 10%. в рамках ПНП "Здоровье" позволило сохранить 500 тыс. жизней наших граждан, увеличить ожидаемую продолжительность жизни на 2, 2 года и повысить рождаемость на 16%. Это показывает эффективность увеличения государственного финансирования здравоохранения при условии жесткого контроля со стороны первых лиц государства.

3. Для обеспечения доступности  медицинской помощи для большинства  населения РФ (65% граждан имеют  доходы менее 15 тыс. руб. на  душу) доля государственных (солидарных) расходов должна составлять не  менее 80% от общих расходов  на здравоохранение.

4. Разработать нормативы минимальной бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и нормативы ресурсной обеспеченности здравоохранения на всех уровнях.

5. Отработать механизм финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения и половозрастного состава.

6. Источниками увеличения государственных расходов на здравоохранение могут стать: введение прогрессивной шкалы налогообложения и страховых взносов (общепринятых в развитых странах), а также рост в 3-4 раза акцизов на алкоголь и табак; нормирование (в долях от ВРП или от консолидированного бюджета) отчислений регионов на здравоохранение.

7. Главными направлениями стратегии развития здравоохранения должны стать:

  • эффективное и справедливое распределение ресурсов здравоохранения между субъектами РФ путем установления одного плательщика в лице ОМС и централизации большей доли средств в федеральном фонде ОМС;
  • повышение заработной платы медицинских работников в 2 раза и повышение уровня их квалификации;
  • адаптация существующей (советской) системы организации медицинской помощи к современным условиям, приоритет развития амбулаторно-поликлинической службы и лекарственного обеспечения населения, восстановление производственной и школьной медицины;
  • повышение эффективности управления, в том числе внедрение рыночных инструментов управления, расширение автономии государственных и муниципальных ЛПУ (при условии сохранения субсидиарной ответственности собственника). Усиление ответственности и публичной отчетности руководителей за реализацию целей и задач Стратегии;
  • межведомственные программы по охране здоровья населения.

8. Увеличение финансирования и повышение эффективности здравоохранения позволят к 2020 г. дополнительно сохранить 5 млн. жизней российских граждан и обеспечить продление ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин минимум на 5 лет. Только в этом случае возможно поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин) - до минимального пенсионного возраста, принятого во всех развитых странах.

9. Рентабельность дополнительных вложений государственных средств в систему здравоохранения и охрану здоровья населения страны составляет 200%. Это значит, что 1 рубль, дополнительно вложенный государством на эти цели, может обеспечить рост ВВП на 3 рубля.

10. В условиях экономического кризиса увеличение финансирования здравоохранения будет способствовать поддержанию социальной и политической стабильности в стране.

 

 

Программы модернизации Здравоохранения в России.

 

Несмотря на мировой финансовый кризис, Россия сохраняет курс на повышение финансирования здравоохранения. В период с 2011 по 2012 год в бюджет за счет 2%-ного повышения тарифа на обязательное медицинское страхование поступит порядка 460 млрд. рублей. Эти средства будут инвестированы в модернизацию российского  здравоохранения, которая будет направлена на улучшение организации и повышение эффективности системы здравоохранения и в конечном итоге — на улучшение качества и доступности медицинской помощи.

Инвестиции будут  распределены по трем направлениям:

 

  • Модернизация материально-технической базы лечебных учреждений (приобретение оборудования, капитальный ремонт и т.д.) —300 млрд. рублей;
  • Информатизация: создание единой информационной базы, электронных медицинских карт — 24 млрд. рублей;
  • Обеспечение стандартов медицинской помощи, которые позволят установить единые стандарты лечения на территории всей России, что повысит качество и эффективность лечения; а так же повышение доступности амбулаторной медицинской помощи —136 млрд. рублей.

 

 

Региональные программы модернизации здравоохранения

 

Для того чтобы выделенные на модернизацию финансы работали эффективнее, будет реализовываться механизм региональных программ модернизации здравоохранения. В 2010 году каждый регион разрабатывал собственную программу развития здравоохранения с учетом медико-демографических показателей в рамках реализации Концепции демографической политики до 2025 года, структуры заболеваемости и смертности в регионе. Таким образом, инвестиции в здравоохранение будут направляться на конкретные задачи и соответствовать потребностям жителей в необходимой медпомощи с учетом региональных особенностей.

Безусловным приоритетом модернизации здравоохранения является снижение показателей по «лидерам» в структуре смертности и заболеваемости — тем, от которых  напрямую зависит улучшение демографической ситуации, ожидаемой продолжительности жизни.

Качество оказания медицинской помощи во многом зависит от технического состояния зданий и сооружений. На настоящий момент 30% из них требуют капитального ремонта и реконструкции, 46,6% зданий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации. До 2013 года за счет региональных про грамм модернизации должны быть приведены в порядок медицинские учреждения субъектов Российской Федерации, что позволит оказывать медпомощь в соответствии с современными стандартами медицинской помощи.

Сложная ситуация отмечается и с медицинским оборудованием. Точечные поставки оборудования в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье» смогли обновить лишь четверть необходимого оборудования. На настоящий момент более 112 тыс. единиц медицинского оборудования нуждается в замене.

Дальнейшее развитие системы ОМС и реализация региональных программ модернизации здравоохранения невозможны без качественного улучшения оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.

Информация о работе Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного здоровья