Экономика муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Файлы: 1 файл

эконом муниц хозяйства.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В процессе формирования предпринимательских  структур в настоящее время можно  выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных  структур, отличающихся негибкостью  и слабой степенью приспособляемости  к изменяющимся условиям рынка, а  также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение  и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Между тем, осуществление предпринимательства  возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под  которой понимается общественная экономическая  ситуация, включающая в себя степень  экономической свободы, наличие (или  возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного  типа экономических связей, степень  доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность  использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать  новшества и идти на риск - предпринимательство  является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без  развития предпринимательства в  самых разнообразных ею видах  и формах. Естественно, что степень  цивилизованности и эффективности  предпринимательства находится  в прямой зависимости от характера  и структуры макросреды своего функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательство как форма социально-экономической активности играет незаменимую роль как в общественном развитии, так и в экономической динамике. При этом взаимодействия между предпринимательским сектором (под которым понимается совокупность предпринимателей как физических лиц, а также юридических лиц — предприятий, возглавляемых предпринимателя собственниками),экономикой в целом и обществом носят достаточно сложный характер. По существу, можно говорить об особой миссии предпринимательского сектора в экономике и обществе и о факторах, тормозящих или ускоряющих ее реализацию в конкретный период. Рассмотрим функциональные компоненты этой миссии и проблемы, с которыми связана реализация миссии предпринимательства в период становления и развития рыночной экономики России. Функции предпринимательства целесообразно изучать в экономическом и социальном аспектах раздельно. Если в первом случае речь идет об экономической эффективности предпринимательства как социально-экономического института и роли отдельных индивидов-предпринимателей в деятельности этого института, то во втором — о роли предпринимательства в социальном развитии общества. Рассмотрим сначала основные компоненты функциональной роли предпринимательства в экономике.

        1. Главная функция предпринимательства в экономике состоит в том, что предприниматели образуют своего рода «передовой от ряд» экономики: они сознательно принимают, а порой и провоцируют риск, возникающий в связи с созданием новой локальной экономической ситуации. Такую ситуацию создает сам предприниматель, приобретая и на свой страх и риск комбинируя и организуя ресурсы в расчете на получение в будущем дохода от реализации товара или оказания услуги. Успех предпринимателя, таким образом, зависит от его личной прозорливости и предприимчивости. Если обнаруживается неудовлетворенный спрос или хотя бы возможность его образования, то предприниматель, подобно репортеру ежедневной хроники, первым должен оказаться на месте этого социально-экономического «происшествия» и принять все меры к тому, чтобы этот спрос был создан, а затем и удовлетворен.       Поэтому предпринимательская деятельность позволяет постоянно снимать напряжение, возникающее из-за локальных дисбалансов спроса и предложения в экономике. Кратко эту часть миссии предпринимательства можно выразить следующим образом: предприниматель — разведчик будущего.

2. Предприниматель легче,  чем кто бы то ни было, улавливает  не только возникающий спрос,  но и появляющееся предложение,  в особенности — новые технологии, продукты, способы организации производства  и распределения продукции. Основная часть инновационной экономики в развитых странах мира базируется на предпринимательском секторе. Крупные корпорации, производящие массовую продукцию, как правило, не могут позволить себе реагировать на «слабые инновационные сигналы», перестраивать сложившуюся структуру производства. Одна из причин слабой восприимчивости к научно-техническому прогрессу централизованно управляемой экономики СССР — отсутствие в стране развитого предпринимательского сектора.

Эту функцию предпринимательства  кратко можно выразить так: предприниматель  — инновационный лидер.

        3. Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве массовой продукции, действуют, как правило, в рамках одного сектора рынка. Межсекторное пространство должно заполняться предпринимателями, которые могут оперативно сконцентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. При низком уровне развития предпринимательства в стране межсекторные промежутки либо останутся источниками дефицита, либо будут заполняться импортными товарами. Поэтому функционирование предпринимательства обеспечивает целостность экономики и противодействует ее фрагментаризации. Таким образом, предпринимательский сектор — структура, связывающая различные предметные секторы рынка.

        4. Крупные предприятия слабо приспособлены для производства товаров индивидуального и «мелкосерийного» спроса. Только мобильные предпринимательские фирмы могут в целом решить проблему освоения рынка индивидуальной продукции с учетом демографических, национальных, региональных, социокультурных и других особенностей потребителей. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить стабильное создание индивидуализированных благ и удовлетворение индивидуального спроса.

        5. Борьба с властью «олигархов» в России затруднена тем, что фактически «олигарх» ни от кого и ни от чего не зависит: ни от акционеров и работников его предприятий, ни от действий властных или силовых структур (за исключением самых одиозных случаев), ни даже от экономической конъюнктуры. На другом полюсе — полюсе наемного труда — работники частных предприятий и государственные служащие, которые зависят главным образом от непосредственного начальства, работодателя. И только предприниматель напрямую зависит от рынка, от потребителей, которых он не может заставить пользоваться его продукцией или услугами, а может только убедить. Поэтому именно через предпринимательство осуществляется подлинная экономическая демократия. Демократия в стране — это не только и не столько выборы разнообразных начальников и властей. Это прежде всего демократия в экономике — чуткое, честное и энергичное предпринимательство. Следовательно, предприниматель является носителем основ экономической демократии.

        6. Фирмы, руководимые предпринимателями, как правило, реализуют низкозатратные технологии, имеют возможность ввиду обозримых размеров производства сократить непроизводительные издержки. Предприниматели и их семьи добровольно берут на себя высокую нагрузку и готовы работать в тяжелых условиях, на что не согласились бы другие работники. Поэтому производительность труда в наиболее эффективных звеньях предпринимательского сектора может существенно превосходить этот показатель на наиболее эффективных крупных предприятиях. Предприниматель — потенциальный лидер в снижении затрат и повышении производительности труда.

        7. Финансирование предпринимательского сектора основано на собственных или приравненных к ним капиталах. Порой предприниматель, создавая свой бизнес, использует свои или семейные личные сбережения, деньги друзей и знакомых и непосредственно, минуя финансово-кредитных посредников, трансформирует их в инвестиции в сектор производства товаров и оказания услуг.

Тем самым предпринимательский сектор потенциально может стать источником взаимного доверия, которого так не хватает в нашей стране. Если же удастся достигнуть взаимного доверия в предпринимательском секторе, в конечном счете будет обеспечено и доверие между государством и населением. Предпринимательство — эффективный способ вовлечения личных сбережений в инвестиционный процесс и создания благоприятного делового климата. Предприниматели как самая мобильная и мотивированная часть экономических агентов хорошо зарекомендовали себя в качестве первопроходцев наиболее эффективных направлений внешнеэкономической деятельности. «Тропинки» на зарубежные рынки, проложенные в начале экономических реформ «челноками», по прошествии времени пытаются освоить крупные предприятия, хотя и с очевидно меньшим успехом. Предприниматель — лидер в освоении внешних рынков.

        8. Такие качества малых и многих средних предприятий, как гибкость, адаптивность и мобильность, остаются недостижимыми для крупных предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Предпринимательские предприятия в городе, фермерские хозяйства на селе должны послужить образцами рыночного поведения в экономике. Многие малые предприятия, которые функционируют как сателлиты крупных, смягчают агрессивность рыночной среды для масштабных предприятий, принимают на себя их рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и единство экономики. Вместе с тем совместное, а порой и конкурентное функционирование крупных и малых предприятий оказывает и обратное влияние — крупные предприятия более успешно осваивают рыночные способы поведения. «Экономическая физиономия» крупных предприятий приобретает предпринимательские, рыночные черты. Предпринимательские предприятия могут и должны стать образцами рыночного поведения для крупных компаний.

         9. Предпринимательство должно сыграть важную роль в решении задачи подъема российской науки. Ключевыми здесь являются два момента. Первый — коммерциализация НИОКР, придание рыночных качеств процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту роль могли бы выполнить специализированные малые предпринимательские предприятия. Второй момент — использование результатов НИОКР для нужд самих малых предприятий. Энергетически низкозатратные производственные технологии, эффективные маркетинговые решения, методы управления малыми и рассредоточенными коллективами и многое другое могло бы стать предметом сотрудничества предпринимательского сектора и исследовательских коллективов. Предпринимательский потенциал — средство и стимул возрождения российской науки. В итоге можно сделать вывод, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития предпринимательства. Следует ожидать, что в XXI в. «предпринимательская экономика» придет на смену «управленческой экономике».

 

1. Теоретические  основы предпринимательской деятельности

1.1 Сущность, функции  и роль предпринимательства

Предпринимательство - это  особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

     собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т.д.);

     наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

    индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

    государственного или муниципального служащего;

    менеджера (управляющий чужим предприятием);

    пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

    учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

   безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

    занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

  вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.) [9, с.13].

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

Оно характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена  профиля деятельности или основание  нового предприятия. Новая система  управления производством, качеством, внедрение новых методов организации  производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а  также с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника. И потребитель  и государство также относятся  к категории субъектов предпринимательской  активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.

Во взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя предприниматель  относится к категории активного  субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Информация о работе Экономика муниципального хозяйства