Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:38, реферат
1. Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие
2 вопрос Фирма в переходной экономике России
3 вопрос Структура рынков:концетрация и рыночная власть
4. Барьеры входа и выхода
5. Дифференцированная продукция, то есть такая продукция, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения.
1. Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие
Экономика любой страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.
Отраслевая, или компонентная
структура
Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:
· отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;
· отрасли непроизводственной сферы: жилищно-комунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;
· социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.
Для современной структуры
народного хозяйства
В условиях развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура - это совокупность материальных средств для обеспечения производственных и социально-бытовых потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т. д.; социальная - пассажирский транспорт, коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов. В действующей на сегодняшний день классификации промышленности выделены пять комплексных отраслей. Так, топливно-энергетический комплекс включает отрасли топливной и энергетической промышленности (угольную, нефтяную, газовую, сланцевую, торфяную, электроэнергетику). Научно-технический прогресс оказывает особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получают развитие такие отрасли, как электротехническая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. созданы новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности.
Промышленность подразделяется
на добывающую и обрабатывающую. Отрасли
обрабатывающей промышленности составляют
основу тяжелой индустрии. На их долю приходится
90% общего объема продукции промышленности.
По экономическому назначению продукции
вся промышленность делится надве большиегруппы:
Усиление интернационализации хозяйственной жизни - одна из главных черт сегодняшнего развития мирового хозяйства. В его основе лежит углубление международной специализации производства, с которой тесно связаны такие формы участия всех стран в мирохозяйственных связях как внешняя торговля товарами и услугами, международная миграция капитала и рабочей силы, интеграция.
Наряду с углублением традиционных видов международного разделения труда усиливаются предметное, подетальное, технологическое, организационно-управленческое разделение труда как на внутрифирменно-межстрановом, так и на межгосударственном уровнях. Все более переплетаются разного рода хозяйственные, финансовые, научные, технические и другие отношения в плане как межгосударственных договоров и соглашений, так и союзов, альянсов, стратегических объединений между корпорациями.
2 вопрос Фирма в переходной экономике России Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Первый фактор: такая экономика
она представляет собой межсистемное
образование. Поэтому сущность переходной
экономики представляет собой смесь,
сочетание административно-
Второй фактор: если для
командной и рыночной экономик свойственна
определенная целостность, устойчивость
развития, то переходная экономика
характеризуется
Третий фактор: переходная
экономика характеризуется
Четвёртый фактор: в переходной
экономике наблюдается
Задачи переходной экономики в России
Первая задача переходной
экономики – борьба с чертами
централизованно управляемой
Основные черты
1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.
6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
3 вопрос
Структура рынков:концетрация
и рыночная власть Концентрация - это степень
преобладания на рынке одного или нескольких
больших предприятий.
На основании данных о величине концентрации
в конкретном сегменте рынка можно принимать
решение о выходе на рынок, или об отказе
от этой идеи, или о дополнительных условиях,
выполнение которых может обеспечить
успех выхода на рынок. Эти условия определяются
рыночным поведением ведущих фирм. В соответствии
с характером рыночного поведения этих
фирм решения о выходе на данный сегмент
рынка или о продолжении работы на нем
должны соответственно корректироваться.
Простейшим показателем, измеряющим концентрацию
рынка, является коэффициент концентрации.
Он показывает процентное соотношение
объемов продаж для определенного числа
фирм с общим объемом продаж в данном сегменте
рынка. Наиболее широко используется так
называемый уровень концентрации четырех
крупных фирм, представляющих собой долю
рынка четырех крупнейших фирм. Недостатком
индекса концентрации является то, что
он не учитывает разницы между отраслями,
в которых одна фирма доминирует с теми,
в которых четыре или несколько крупных
фирм делят ее примерно поровну.
Такого недостатка лишен индекс Герфиндаля,
который увеличивается с увеличением
концентрации рынка.
Также для измерения концентрации рынка
используют коэффициент относительной
концентрации рынка, коэффициент энтропии,
индекс Линда, индекс Толла - Тайдмена
и др.
В последние годы российский рынок транспортных
услуг претерпел серьезные изменения.
В 1999 г. в Российской Федерации произошло
существенное (на 6,1%) увеличение числа
грузовых автомобилей, и впервые за последние
годы зафиксирован рост перевозок и грузооборота
(на 2,8 и 3,4% соответственно). Вместе с тем,
в связи со снижением уровня денежных
доходов населения (в 1999 г. - 84,9% по сравнению
с 1998 г.) пока не обеспечивается возможность
экономического роста на предприятиях
городского пассажирского транспорта.
Для дальнейшего эффективного развития
транспортных услуг необходима точная
информация о структуре рынка, его концентрированное™,
конкурентах. Владея этой информацией,
руководство предприятий сможет правильно
оценить сложившуюся ситуацию и реализовать
свою экономическую стратегию, что позволит
ему укрепить свои позиции на рынке.
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия
фирм, функционирующих в отрасли,
которые могут послужить
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
4. Барьеры входа и выхода
Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке (или просто продлевая ее пребывание на нем).
Давайте же попробуем разобраться, какие бывают входные и выходные барьеры.
Входные барьеры
Существует огромное количество входных барьеров. При желании можно придумывать их практически до бесконечности, ведь все зависит от каждого конкретного бизнеса. Мы рассмотрим общие проблемы.
1) Эффект масштаба
Данный эффект охватывает
сразу же достаточно много моментов.
Во-первых, это издержки, которые
у действующей компании с солидной
долей рынка будут заметно
меньше, чем у новичка. Во-вторых,
это объем инвестиций, который
придется вложить новой компании,
чтобы закрепиться на рынке. Чем
больше инвестиций понадобится, тем
меньше вероятность появления
2) Клиентская база
В некоторых видах бизнеса все взаимодействие с клиентами осуществляется посредством базы клиентов. Это вполне актуально, скажем, для b2b отрасли. Естественно, у новичка такой базы, скорее всего, нет. И это налагает на него определенные проблемы при старте.
3) Известный бренд
Наличие на рынке известного бренда, естественно, подрывает желание компании выходить на него. Тягаться по рекламным возможностям с ним будет очень сложно, да и понадобится немало времени на это. Так что наличие бренда у компании (или ситуации, когда сама компания является брендом) является серьезным конкурентным преимуществом.
4) Высокая стоимость смены поставщика
Вполне нормальная ситуация, когда на рынке появляется более выгодное предложение, но клиент существующей компании не собирается изменять ей по той простой причине, что издержки на смену поставщику окажутся слишком большими. Например, авиакомпании начисляют своим клиентам бесплатные мили, когда те летают на их самолетах. Это один из примеров высокой стоимости смены поставщика, ведь тогда все бесплатные мили будут утеряны. В мире CRM-систем это могут быть серьезные затраты на внедрение новой системы.
5) Проблемы с распределением товара
Возможна ситуация, в которой компания, действующая на рынке, сделает все, чтобы новички не получили доступ к дистрибьюторам. Добиться этого можно совершенно разными способами, начиная от заключения эксклюзивного соглашения с дистрибьюторами и заканчивая их поглощением.
6) Компоненты и сырье
Здесь дело обстоит примерно таким же образом, как и в предыдущем случае. Объяснять подробнее особого смысла не имеет.
7) Патенты
Наличие патентов может серьезно помочь компании, находящейся на рынке. Новые конкуренты вполне могут попасться на том, что будут использовать запатентованную технологию. Многие отрасли бизнеса, конечно, вряд ли могут похвастаться важностью для них патентов. Но вот в других ситуация совсем иная. Вплоть до того, что конкуренты не могут из-за патента появиться в принципе. Самой известной отраслью в этом плане является фармацевтика.
8) Возможность снижения цен
Если издержки позволяют, то компания вполне может снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует саму компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.
Информация о работе Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие