Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

1. Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие
2 вопрос Фирма в переходной экономике России
3 вопрос Структура рынков:концетрация и рыночная власть
4. Барьеры входа и выхода
5. Дифференцированная продукция, то есть такая продукция, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения.

Файлы: 1 файл

ЭОР.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам  и студентам. Или, например, продажа  товара, мало отличающегося по своим  потребительским свойствам, по значительно  отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

 

9. Вертикальная  интеграция и вертикальные ограничения  на товарном рынке

 Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара. Однако и неинтегрированная фирма может заключать долгосрочные контракты со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной или максимальной цены перепродажи и т. д. Такие типы контрактов называются вертикальными ограничениями.

Основные вопросы, которые нам  предстоит проанализировать в связи  с вертикальной интеграцией и  вертикальными ограничениями, - каковы основные стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям, какие проблемы призваны решить вертикальные ограничения в отношениях между  производителями на разных этапах технологической  цепочки, а также между производителем и дистрибьютором, как вертикальная интеграция и вертикальные ограничения  воздействуют на рыночную структуру, какой  должна быть государственная политика в отношении вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция: за и против

Начнем с изложения соображений  против вертикальной интеграции (издержек вертикальной интеграции): они носят  гораздо более общий характер, нежели мотивы вертикальной интеграции, которые должны быть разобраны подробнее.

• Первым мотивом против вертикальной интеграции служит известная истина, согласно которой разделение труда  повышает его производительность. Отказ  от разделения труда и специализации  может снизить эффективность  производства и привести к росту  издержек на единицу продукции. Поэтому  может оказаться, что издержки самостоятельного производства для фирмы окажутся выше, нежели цена, по которой данный товар можно было бы купить на рынке.

• Второй мотив против вертикальной интеграции связан с усложнением  процесса управления вместе с увеличением  масштаба фирмы, следовательно, с ростом издержек на управление.

• Третий мотив против вертикальной интеграции состоит в том, что  слияние и/или 

 

поглощение - форма вертикальной интеграции - сопряжены со значительным объемом  расходов (как явных, так и неявных) на совершение такого рода сделки.

Три перечисленных мотива против вертикальной интеграции рассматривают ее влияние  на производственную эффективность  и экономическое положение вовлеченных  в этот процесс фирм.

• Наконец, четвертым мотивом против вертикальной интеграции служат создаваемые  ею барьеры входа на рынок и  монопольная власть фирм-продавцов. Вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции. На рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен из-за невозможности заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или из-за неблагоприятных условий этих контрактов. Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющее повысить монопольную власть.

Учитывая все названные издержки вертикальной интеграции, ее целесообразность должна быть обоснована серьезными соображениями. Стимулы вертикальной интеграции чрезвычайно  разнообразны: с одной стороны, они  могут быть вызваны особенностями  рыночного спроса и характеристиками производимого продукта, с другой - свойствами технологии производства.

• Вертикальная интеграция позволяет  снижать трансакционные издержки. Высокие  трансакционные издержки создаются  благодаря привлекательности оппортунистического  поведения со стороны контрагентов. Возможности снижения трансакционных издержек служат важными стимулами  вертикальной интеграции. Оливером Уильямсоном  были проанализированы по крайней мере два типа вертикальной интеграции, связанных с трансакционными издержками. Первый тип связан с собственно экономией на трансакционных издержках, возникающих при заключении контрактов. В данном случае выигрыш от вертикальной интеграции вполне определен и относительно невелик. Второй тип вертикальной интеграции связан с производством продуктов, спрос на которые в будущем полностью не определен. Контракт между поставщиком промежуточной и производителем конечной продукции оказывается неполным из-за невозможности предусмотреть все состояния будущего. Отсутствие вертикальной интеграции в таких случаях ставит под сомнение инвестиционные программы поставщика промежуточной продукции. Дополнительным стимулом вертикальной интеграции служит стремление избежать «риска безответственного поведения» со стороны одной из сторон, заключивших контракт. Это особенно актуально в случае неопределенности относительно технологии и издержек производства конечной продукции. Контракт, перекладывающий риск с поставщика промежуточной на изготовителя конечной продукции, лишает производителя на промежуточной стадии стимулов минимизировать затраты

Вертикальная интеграция для снижения трансакционных издержек особенно актуальна  в случае, когда фирма использует специализированные активы. Рынок специализированных активов не может быть конкурентным. Высокий риск, связанный с ограниченностью  спроса, создает барьеры входа  на рынок, поэтому предложение специализированного  оборудования, специализированного  труда, специализированных природных  ресурсов фактически монополизировано. Для фирмы-производителя трансакционные издержки, вызванные неопределенностью, весьма высоки, невозможность своевременной  поставки специализированных активов  влечет за собой опасность остановки  производства. Очевидно, что фирмы  предпочитают производить 

 

сложное специализированное оборудование в рамках вертикально интегрированной  структуры, заключать долгосрочные контракты с работниками, обладающими  специальными навыками, а также контракты  на право разработки и использования  уникальных природных ресурсов.

Высокие трансакционные издержки заставляют фирмы использовать методы вертикальной интеграции в случае существования  асимметричной информации о качестве поставляемого оборудования и промежуточной  продукции. Острота проблем, возникающих  в результате асимметричной информации о качестве, на рынке оборудования существенно выше, чем на рынках потребительских благ: более высокие  цены в сочетании с невозможностью определить характеристики оборудования не только до его использования, но и в течение длительного времени  с момента начала его использования  создают стимулы поставки некачественных товаров. Если вдобавок издержки, связанные  с проверкой качества оборудования (или мониторингом процесса его изготовления) высоки, стратегия вертикальной интеграции становится для фирмы предпочтительной по сравнению с приобретением  оборудования у самостоятельных  поставщиков.

• Мотивом вертикальной интеграции служит стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации». Проблема «двойной надбавки» возникает в случае, когда и рынок промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции. Рассмотрим общий случай - олигополию на рынках промежуточной и конечной продукции.

10. Государственная  отраслевая политика.

Цели и типы отраслевой политики.

Естественная монополия  и ее регулирование. Методы ценообразования  на продукцию естественных монополий. Регулирование доходности естественной монополии. Тендер.

Антимонопольная политика государства. «Закон по существу» против «правила разумности». Проблема выявления и контроля цен, препятствующих конкуренции.

2 Принципа отраслевой  политики:

 

-         экономическая эффективность,

-         оптимизация поведения экономических  агентов.

 

Основные направления  отраслевой политики.

 

1.     регулирование  естественных монополий

2.     антимонопольное  регулирование.

 

Естественная монополия  – крупная фирма производит товар  с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм.

Государственное регулирование  естественных монополий.

-Ценообразование на продукцию  естественных монополий (ценообразование  по предельным издержкам, социально  справедливая цена, ценообразование  по издержкам пиковой нагрузки).

-Ограничение доходности  фирмы-естественной монополии (установление максимальной границы нормы доходности).

-         Регулирование отношений собственности  на фирмы, действующие на рынке  естественной монополии.

 

Цели антимонопольной  политики

-         обеспечение эффективности производства  и распределения ресурсов в  экономике,

-         Предотвращение или ликвидация  нежелательных рыночных структур  и нежелательное поведение экономических  агентов.

-         Помощь одним группам экономических  агентов за счет других.

Отраслевая политика правительства  в данном случае должна преследовать более общие общественные интересы, к которым относятся:

– защита национальной промышленности;

– помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;

– развитие регионов;

– защита занятости;

– стимулирование фирм-лидеров;

– защита от иностранного капитала;

– развитие мелкого и среднего бизнеса;

– защита интересов потребителей;

– установление правил добросовестной конкуренции.

 

 

 


Информация о работе Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие