Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:38, реферат
1. Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие
2 вопрос Фирма в переходной экономике России
3 вопрос Структура рынков:концетрация и рыночная власть
4. Барьеры входа и выхода
5. Дифференцированная продукция, то есть такая продукция, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения.
Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.
9. Вертикальная
интеграция и вертикальные
Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара. Однако и неинтегрированная фирма может заключать долгосрочные контракты со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной или максимальной цены перепродажи и т. д. Такие типы контрактов называются вертикальными ограничениями.
Основные вопросы, которые нам предстоит проанализировать в связи с вертикальной интеграцией и вертикальными ограничениями, - каковы основные стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям, какие проблемы призваны решить вертикальные ограничения в отношениях между производителями на разных этапах технологической цепочки, а также между производителем и дистрибьютором, как вертикальная интеграция и вертикальные ограничения воздействуют на рыночную структуру, какой должна быть государственная политика в отношении вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция: за и против
Начнем с изложения
• Первым мотивом против вертикальной интеграции служит известная истина, согласно которой разделение труда повышает его производительность. Отказ от разделения труда и специализации может снизить эффективность производства и привести к росту издержек на единицу продукции. Поэтому может оказаться, что издержки самостоятельного производства для фирмы окажутся выше, нежели цена, по которой данный товар можно было бы купить на рынке.
• Второй мотив против вертикальной интеграции связан с усложнением процесса управления вместе с увеличением масштаба фирмы, следовательно, с ростом издержек на управление.
• Третий мотив против вертикальной интеграции состоит в том, что слияние и/или
поглощение - форма вертикальной интеграции - сопряжены со значительным объемом расходов (как явных, так и неявных) на совершение такого рода сделки.
Три перечисленных мотива против вертикальной
интеграции рассматривают ее влияние
на производственную эффективность
и экономическое положение
• Наконец, четвертым мотивом против вертикальной интеграции служат создаваемые ею барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм-продавцов. Вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции. На рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен из-за невозможности заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или из-за неблагоприятных условий этих контрактов. Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющее повысить монопольную власть.
Учитывая все названные
• Вертикальная интеграция позволяет
снижать трансакционные издержки. Высокие
трансакционные издержки создаются
благодаря привлекательности
Вертикальная интеграция для снижения
трансакционных издержек особенно актуальна
в случае, когда фирма использует
специализированные активы. Рынок специализированных
активов не может быть конкурентным.
Высокий риск, связанный с ограниченностью
спроса, создает барьеры входа
на рынок, поэтому предложение
сложное специализированное оборудование в рамках вертикально интегрированной структуры, заключать долгосрочные контракты с работниками, обладающими специальными навыками, а также контракты на право разработки и использования уникальных природных ресурсов.
Высокие трансакционные издержки заставляют
фирмы использовать методы вертикальной
интеграции в случае существования
асимметричной информации о качестве
поставляемого оборудования и промежуточной
продукции. Острота проблем, возникающих
в результате асимметричной информации
о качестве, на рынке оборудования
существенно выше, чем на рынках
потребительских благ: более высокие
цены в сочетании с невозможностью
определить характеристики оборудования
не только до его использования, но
и в течение длительного
• Мотивом вертикальной интеграции служит стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации». Проблема «двойной надбавки» возникает в случае, когда и рынок промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции. Рассмотрим общий случай - олигополию на рынках промежуточной и конечной продукции.
10. Государственная отраслевая политика.
Цели и типы отраслевой политики.
Естественная монополия и ее регулирование. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий. Регулирование доходности естественной монополии. Тендер.
Антимонопольная политика государства. «Закон по существу» против «правила разумности». Проблема выявления и контроля цен, препятствующих конкуренции.
2 Принципа отраслевой политики:
- экономическая эффективность,
-
оптимизация поведения
Основные направления отраслевой политики.
1. регулирование естественных монополий
2. антимонопольное регулирование.
Естественная монополия – крупная фирма производит товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм.
Государственное регулирование естественных монополий.
-Ценообразование на продукцию
естественных монополий (
-Ограничение доходности фирмы-естественной монополии (установление максимальной границы нормы доходности).
-
Регулирование отношений
Цели антимонопольной политики
-
обеспечение эффективности
-
Предотвращение или ликвидация
нежелательных рыночных
-
Помощь одним группам
Отраслевая политика правительства в данном случае должна преследовать более общие общественные интересы, к которым относятся:
– защита национальной промышленности;
– помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
– развитие регионов;
– защита занятости;
– стимулирование фирм-лидеров;
– защита от иностранного капитала;
– развитие мелкого и среднего бизнеса;
– защита интересов потребителей;
– установление правил добросовестной конкуренции.
Информация о работе Экономика отраслевых рынков: возникновение, развитие