Экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.

Содержание работы

Введение...............................2
Глава 1 Управление развитием. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
Особенности управления развитием........................5
Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов. Современные тенденции социально-экономического
развития............8
Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
Макроэкономическое региональное развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий. Региональная промышленная политика......................22
Управление развитием социальной сферы регионов................26
Мониторинг социально-экономического развития региона..............30

Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

К-Р.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

План

 

 

 Стр.

 

Введение...............................2

 

Глава 1 Управление развитием

Региональное развитие: цели,

 

 

критерии и факторы.................3

Особенности управления

 

 

развитием........................5

Факторы развития городов  и

 

 

регионов.......................7

 

 

Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов

 

Современные тенденции  социально-экономического

 

 

развития............8

Социально-экономическая  устойчивость

 

 

развития регионов...........11

Макроэкономическое  региональное

 

 

развитие современной России............14

 

 

Глава 3 Методы управления развитием территорий

 

Региональная  промышленная политика......................22

 

 

 

Управление  развитием социальной сферы регионов................26

 

 

 

Мониторинг  социально-экономического развития региона..............30

 

 

Заключение...............................32

 

Список литературы...........................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные  особенности в управлении развитием регионов.

2.Рассмотреть  основные тенденции социально-экономического  развития регионов.

3.Проанализировать  перспективы социально-экономического  развития регионов.

4.Обосновать  особо эффективные варианты управления  развитием регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

 

1.1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы

 

Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование.

Развитие - это  изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Основной, интегральной целью социально-экономического развития региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:

• повышение  доходов, улучшение здоровья населения  и повышение уровня его

образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени  личной свободы людей, в том числе  их экономической свободы.

Последние две  составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политической практике.

В качестве конкретных целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель здоровье людей.

Соответственно  целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.

Стандартным, наиболее традиционным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

Международные организации оценивают степень  развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках "Программы развития" ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. Для расчета используются три показателя экономического развития:

• ожидаемая  продолжительность жизни при рождении;

• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого  населения и средняя продолжительность обучения);

• величина душевого дохода с учетом покупательной способности  валюты и снижения предельной полезности дохода.

Индекс развития человека можно с успехом использовать для оценки развития регионов. Наряду с этим и другими крупномасштабными показателями можно использовать более частные показатели развития региона. Среди них:

• национальный доход на душу населения;

• уровень потребления отдельных материальных благ;

• степень дифференциации доходов;

• продолжительность  жизни;

• уровень физического  здоровья;

• уровень образования;

• степень счастья  населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные  цели и соответствующие им критерии экономического развития региона. Среди долгосрочных целей обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению.

Достижение  краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к развитию, сколько к функционированию, в то время как долгосрочные цели имеют непосредственное отношение к развитию. В связи с этим целесообразно рассматривать задачи по достижению устойчивого функционирования и устойчивого развития региона.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей  или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития, и созданию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

• привлечение  новых видов бизнеса;

• расширение существующего  бизнеса;

• развитие малого бизнеса;

• развитие промышленности;

• развитие сферы  услуг;

• повышение  уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный продукт ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе. В первую очередь это темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. Устойчивая динамика количественных показателей экономического роста - один из показателей устойчивого развития.

В целом на уровне региона можно рассматривать  в качестве наиболее адекватных следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

• ВНП или  ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

• средний уровень  доходов населения и степень  их дифференциации;

• продолжительность  жизни, уровень физического и  психического здоровья людей;

• уровень образования;

• уровень потребления  материальных благ и услуг (продуктов  питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество предоставляемых медицинских услуг);

• состояние  окружающей среды;

• равенство  возможностей людей, развитие малого бизнеса;

• обогащение культурной жизни людей.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, снабжение продуктами питания, контроль их качества, соблюдение прав потребителей на розничном рынке.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая  трудно измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона.

 

1. 2. Особенности управления развитием.

 

Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направлено на достижение некоторой цели или системы целей. Положительная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, деградации.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Термин "развитие" часто употребляется в следующих  сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие России (или другой страны). Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики уже давно стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любой страны, любого региона, города или района.

Управление  развитием любого объекта выделяется в относительно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так, например, по своему содержанию различаются:

• управление функционированием  фирмы и управление развитием  фирмы;

• управление функционированием  университета и управление развитием университета;

• управление функционированием  региона и управление развитием региона.

Более того, в  рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление функционированием и развитием:

• в рамках фирмы - управление функционированием производства (диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками, технологический контроль и пр.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий);

• в рамках вуза - управление функционированием учебного процесса (расписание, управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации преподавателей, внедрение новых технических средств обучения);

• в рамках региона  или города - управление функционированием  региональных и городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты населения, налоговых служб региона и управление развитием региона (привлечение новых видов бизнеса, развитие телекоммуникаций, поддержка малого бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие региональных финансовых учреждений и пр.).

Информация о работе Экономика России