Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа
В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.
Введение...............................2
Глава 1 Управление развитием. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
Особенности управления развитием........................5
Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов. Современные тенденции социально-экономического
развития............8
Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
Макроэкономическое региональное развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий. Региональная промышленная политика......................22
Управление развитием социальной сферы регионов................26
Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33
связей снижает его внутренний конечный продукт более чем на 0,9%.
Вставить таблицу 2
Рассмотрим стратегическое планирование развития регионов России в условиях ослабления хозяйственных связей между ними. Из таблицы 2 видно, что для всех российских регионов выполняется условие:
О < k < 1 .
Это означает, что выбор стратегических целей экономического развития для любого региона России будет происходить в диапазоне между двумя предельными альтернативными стратегиями:
• региональной автаркии, которая исходит из замкнутого регионального развития без внешних связей (k=0),
• регионального фритредерства, которое предполагает максимальную открытость региона (k= 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен как с внешним рынком, так и с российскими регионами.
Выбор объективно
обусловлен реально существующими различия
Проблема "запад-восток"
в экономике современной
Для оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов этого выбора при планировании развития каждого из 11 макроэкономических регионов России используются соответствующие экономико-математические модели, устанавливающие величину объема продукции каждой и отрасли и внутреннего продукта региона при различных стратегических установках.
1.Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. Величина общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравнивается в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза ввоза продукции по каждой из 18 отраслей также равно нулю.
Формализованная запись экономико-математической модели теперь примет вид:
, i=1.18, Ymax,
Неизвестные величины:.
2.Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритрейдерства применима в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближнем зарубежьем, но и с остальными регионами России. Следовательно, суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнение примет вид:
i=1.18,
- сальдо вывоза-ввоза отрасли i конкретного региона;
- индекс пересчёта
внутренних цен во
Моделирование поведения российских регионов в соответствии со сформулированными выше стратегиями дало результаты, приведённые в таблице 3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями исходного состояния регионов в составе целостного экономического пространства России.
Вставить таблицу 3
Из таблицы 3 следует, что с позиции стратегического планирования реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них самостоятельно не пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегию регионального фритредерства привлекательной для решения задач стратегического планирования развития ряда регионов России — в первую очередь для Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии в них даже несколько увеличивается внутренний продукт, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии.
Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом общественном продукте, что следует из приводимых данных. Различия в экономическом положении запада и востока России, о которых свидетельствуют данные таблицы 4, обусловлены существенно различными темпами спада производства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях российской промышленности.
Различия в тенденциях развития запада и востока России сохранятся и в обозримом будущем. Об этом свидетельствует прогноз развития российской экономики на период до 2000 г., разработанный в разрезе 11 регионов в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Таблица4
Прогноз был разработан в двух вариантах: I вариант -продолжающаяся топливно-сырьевая ориентация экономики России; II вариант - комплексное развитие России, при котором опережающими темпами растут отрасли инвестиционного комплекса.
Таблица 5
В соответствии с этими прогнозами в 2000 г. доля запада России в ее ВВП составит по I варианту 40%, а по II варианту - около 45%, а доля востока России по I варианту 60%, по II варианту около 55%. Это говорит о качественных изменениях в экономике России, и прежде всего о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.
Задачи федерального и регионального управления в современных условиях Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить этот процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она обеспечит целостность экономического пространства России в современных условиях.
В основу анализа этой системы легли результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российской экономики.
Обеспечение существования регионов-доноров. Уровень донорства регионов изменился, начиная с 1987 г. следующим образом: Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве регионов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %
Таблица 6
Из табл. 6 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-доноров возросло с 3 до 5, причем все они принадлежат ресурсо-производящему востоку России. В течение 1990-1995 гг. уровень донорства этих регионов непрерывно увеличивался.
Важнейшими регионами-донорами в экономике России являются Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в объеме ресурсов, поступающих от доноров, в 1990 1995 гг. превышала 85%. До 2000 г. вне зависимости от вариантов прогноза Западно-Сибирский регион останется важнейшим экономическим донором в России.
2. Обеспечение
существования регионов-
Динамика их уровня реципиентности отражена в табл. 7.
Доля отрицательною сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления регионов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %
Из данных табл. 7 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-реципиентов уменьшилось с 8 до 6 и останется таким до 2000 г. Пять из оставшихся шести регионов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990-1995 гг. уровень реципиентности большинства регионов-реципиентов заметно снизился (они лишились значительной экономической поддержки со стороны) и только у двух из них - Центрального и Северо-Западного существенно возрос (у первого в 2,4, у второго в 1,5 раза).
Как следует
из расчетов Института
3. Обеспечение
перераспределения ресурсов
Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые - на востоке, вторые - в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России.
Это же подтверждают следующие интегральные оценки.
Структура использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, %
Таблица 8
Из данных табл. 8 видно, как за 1990—1995 гг. принципиально изменился характер использования ресурсов, полученных от российских регионов-доноров. В предреформенный период более 60% этих ресурсов использовалось на поддержку регионов-реципиентов России. В настоящее время 2/3 ресурсов, отдаваемых регионами-донорами, уходит в страны дальнего зарубежья, и лишь 1/3 их идет на поддержку российских регионов. В условиях сохранения до 2000 г. курса на преимущественно топливно-сырьевую ориентацию развития экономики России (I вариант прогноза) в структуре использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, не произойдет существенных изменений. Еще более снизится доля ресурсов, направляемых на поддержку нуждающихся российских регионов-реципиентов, и одновременно увеличится доля ресурсов, вывозимых в дальнее зарубежье. При комплексном развитии экономики России (II вариант прогноза) к 2000 г. за счет резкого снижения доли ресурсов, вывозимых в качестве донорской помощи дальнему зарубежью, может быть заметно увеличена часть ресурсов, направляемых на поддержку российских регионов. Одновременно появляется возможность восстановить донорскую помощь странам СНГ, хотя и в существенно меньших размерах, чем она направлялась в адрес бывших союзных республик в дореформенном 1990 г.
Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования функций федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российского экономического пространства:
• дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;
• использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (см. табл. 4);
• обеспечение
большей равномерности в
Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.
3. 1. Региональная промышленная политика
Промышленная политика - это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.
Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обуславливается общей ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.
Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.
Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регулирования.
Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной экономической системы. Единой универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.
В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение:
· макроэкономической и политической стабильности;
· экспортной ориентации промышленности;
· эффективного развития человеческих ресурсов.
Основным критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.
Роль промышленной политики на рубеже второго и третьего тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:
· изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это требует выработки адекватной национальной и региональной экономической стратегии. Её реализация обеспечивается посредством макроэкономического регулирования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка;
· возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с высоким потенциалом проста;