Экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.

Содержание работы

Введение...............................2
Глава 1 Управление развитием. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
Особенности управления развитием........................5
Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов. Современные тенденции социально-экономического
развития............8
Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
Макроэкономическое региональное развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий. Региональная промышленная политика......................22
Управление развитием социальной сферы регионов................26
Мониторинг социально-экономического развития региона..............30

Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

К-Р.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Управление  развитием социальной сферы региона  – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Выработка эффективных  мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.

Инструменты и  методы управления развитием социальной сферы региона

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы  регионов РФ осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.

Важнейшим методом  управления развитием социальной сферы  региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления.

Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594) утверждён "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация". В этом документе дано определение программы как "увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально- экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации".

Для того чтобы  программа управления развитием  социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля. Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.

В рассматриваемый  блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое  и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений

Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов.

Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных  налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенныхресурсов, по результативности их использования и др.)

3.Мониторинг  социально-экономического развития региона

Чаще всего  под термином региональный мониторинг понимается поступление свежей информации о поведении объектов наблюдения и контроль над ситуацией в целом.

Региональный  мониторинг выступает как специфический  инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях и являющийся основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.

Принципами регионального мониторинга являются:

· Комплексность  его проведения;

· Непрерывность  осуществления мониторинговых наблюдений;

· Сопоставимость данных;

· Достоверность  результатов наблюдения.

Объектами мониторинга  являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.

Предмет регионального  мониторинга составляют природные  процессы и явления, эволюция экономических, социальных и общественно политических процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие позитивных изменений, определяющих их факторов, а также динамика их потенциала.

В структуре  мониторинга выделяют два основных направления. Одно из них заключается в систематическом отслеживании текущих процессов: природных процессов и наблюдение за основными экономическими, социальными и общественно-политическими структурами общества. Другое направление – это отслеживание развития критических ситуаций, которые могут привести к обвальному изменению обстановки.

Принято выделять следующие комплексные направления регионального мониторинга:

1) Экологическое; 2) Экономическое; 3) Медико-биологическое; 4) Общественно-

политическое; 5) Социальное; 6) Научно-техническое.

К макропараметрам, имеющим значение для страны в  целом и её регионов, относятся:

· показатели, характеризующие  структурные сдвиги, необходимые  и достаточные для развития экономики рыночного типа. Ранее в нашей стране производство средств производства и производство предметов потребления соотносились как 2/3:1/3. Рыночная среда обычно характеризуется соотношением обратным, т.е. 1/3:2/3.

· для региональной политики приоритетной должна быть задача недопущения дифференциации в уровне развития территорий более чем на 20-50%;

· показатели, характеризующие  отраслевое разделение труда;

· состояние  научных исследований и опытно-конструкторских  разработок.

Если доля расходов на их проведение в течение 5-7 лет  не превышает 1% ВВП, то возникает опасность необратимого разрушения научно-технического потенциала страны. В РФ она составляла в 1991 г. 1,03%, в 1992 г. – 0,57%, в 1993 г. – 0,52%, в 1994 г.-0,47%;

· обобщающие данные о темпах экономического роста. По методике МОТ для многих развивающихся стран темпы экономического роста должны быть как минимум 6%;

· сведения о  качестве жизни населения страны. Для их оценки весьма удобными в работе являются показатели пороговых значений, которые сравнительно легко можно использовать для нужд управления субъектов Федерации.

Пороговые и  фактические значения показателей, характеризующих  жизнедеятельность населения

За последние  годы была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты были в частности, следующие постановления Правительства РФ:

· "Об организации  Всероссийского мониторинга социально  трудовой сферы"(18 июня 1994 года);

· "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (6.10.96)

· "О мониторинге  социально-экономического потенциала семей"(14.01.1994)

В результате создаются  условия для превращения мониторинга  в фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей стране.

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Процесс формирования  и становления регионального  и муниципального менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов и муниципальных образований. Отсюда основные задачи регионального и муниципального менеджмента на настоящий момент:

· обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;

· формирование условий и предпосылок перехода регионов и муниципальных образований к устойчивому развитию;

· выработка  и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.

2. Все более  значимое место в современном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.

3. В управлении  развитием региона целесообразно  использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

4. Динамика макроэкономических  региональных пропорций современной  России требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального государственного управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране. Реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия.

Первые семена эффективного управления развитием  территорий в нашей стране уже брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления. А они уже есть, и довольно многообещающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы 

 

Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.

 

 

 

Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление

 

ими.-М.,1997.

Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И.

 

 

Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 1998.

Иванченко

 

 

Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,1998.

Иноземцев В.Л.

 

 

За пределами  экономического общества: Постиндустриальные теории и

 

постэкономические тенденции в современном обществе.-М.:Academia – Наука,

 

1998.

Клоцвог Ф.Н. и  др. Новые тенденции межрегиональных  связей

 

 

российской  экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №2.

 

 

 

Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской

 

экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №4.

Конституция

 

 

Российской  Федерации.-М.,1993.

Концепция национальной безопасности

 

 

Российской  Федерации: Указ президента РФ// Российская газета.1997.26

 

декабря.

Концепция перехода Российской федерации к устойчивому

 

 

развитию// Российская газета.1996. 9 апреля.

Лазарев В.В.

 

 

Региональная  промышленная политика в условиях кризиса// Материалы

 

научно-практической конференции "Российское государство и государственная

 

служба на современном  этапе". – М.,1998.с.158-161.

Лазарев В.В.

 

 

Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация

 

–конверсия-рынок.1997.№2.с.3-5.

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство

 

 

и регионы: Теория и практика государственного регулирования

 

территориального  развития.- М.: УРСС, 1999.

Мацнев Д.А. и  др.

 

 

Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы

 

прогнозирования. 2000. №5.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы

 

 

менеджмента.-М.:Дело, 1993.

О государственном  прогнозировании и

 

 

программах  социально-экономического развития Российской Федерации:

 

Федеральный закон  №115 – ФЗ от 20 июля 1995 г.// Собрание законодательства

 

РФ.1995.№30.Ст.2871(1).

Общий и специальный  менеджмент:

Информация о работе Экономика России