Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа
В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.
Введение...............................2
Глава 1 Управление развитием. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
Особенности управления развитием........................5
Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов. Современные тенденции социально-экономического
развития............8
Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
Макроэкономическое региональное развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий. Региональная промышленная политика......................22
Управление развитием социальной сферы регионов................26
Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33
Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).
Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.
Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.
Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.
Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.
Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления.
Специальным документом
(Постановление Правительства
Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля. Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.
В рассматриваемый
блок должны входить и такие элементы,
как информационно-
Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.
Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов.
Возможно предоставление
хозяйствующим субъектам
Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенныхресурсов, по результативности их использования и др.)
3.Мониторинг
социально-экономического разви
Чаще всего под термином региональный мониторинг понимается поступление свежей информации о поведении объектов наблюдения и контроль над ситуацией в целом.
Региональный мониторинг выступает как специфический инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях и являющийся основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.
Принципами регионального мониторинга являются:
· Комплексность его проведения;
· Непрерывность осуществления мониторинговых наблюдений;
· Сопоставимость данных;
· Достоверность результатов наблюдения.
Объектами мониторинга являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.
Предмет регионального мониторинга составляют природные процессы и явления, эволюция экономических, социальных и общественно политических процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие позитивных изменений, определяющих их факторов, а также динамика их потенциала.
В структуре мониторинга выделяют два основных направления. Одно из них заключается в систематическом отслеживании текущих процессов: природных процессов и наблюдение за основными экономическими, социальными и общественно-политическими структурами общества. Другое направление – это отслеживание развития критических ситуаций, которые могут привести к обвальному изменению обстановки.
Принято выделять следующие комплексные направления регионального мониторинга:
1) Экологическое; 2) Экономическое; 3) Медико-биологическое; 4) Общественно-
политическое; 5) Социальное; 6) Научно-техническое.
К макропараметрам, имеющим значение для страны в целом и её регионов, относятся:
· показатели, характеризующие структурные сдвиги, необходимые и достаточные для развития экономики рыночного типа. Ранее в нашей стране производство средств производства и производство предметов потребления соотносились как 2/3:1/3. Рыночная среда обычно характеризуется соотношением обратным, т.е. 1/3:2/3.
· для региональной политики приоритетной должна быть задача недопущения дифференциации в уровне развития территорий более чем на 20-50%;
· показатели, характеризующие отраслевое разделение труда;
· состояние научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Если доля расходов на их проведение в течение 5-7 лет не превышает 1% ВВП, то возникает опасность необратимого разрушения научно-технического потенциала страны. В РФ она составляла в 1991 г. 1,03%, в 1992 г. – 0,57%, в 1993 г. – 0,52%, в 1994 г.-0,47%;
· обобщающие данные о темпах экономического роста. По методике МОТ для многих развивающихся стран темпы экономического роста должны быть как минимум 6%;
· сведения о качестве жизни населения страны. Для их оценки весьма удобными в работе являются показатели пороговых значений, которые сравнительно легко можно использовать для нужд управления субъектов Федерации.
Пороговые и фактические значения показателей, характеризующих жизнедеятельность населения
За последние годы была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты были в частности, следующие постановления Правительства РФ:
· "Об организации Всероссийского мониторинга социально трудовой сферы"(18 июня 1994 года);
· "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (6.10.96)
· "О мониторинге социально-экономического потенциала семей"(14.01.1994)
В результате создаются
условия для превращения
Заключение.
Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей стране.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Процесс формирования и становления регионального и муниципального менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов и муниципальных образований. Отсюда основные задачи регионального и муниципального менеджмента на настоящий момент:
· обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;
· формирование условий и предпосылок перехода регионов и муниципальных образований к устойчивому развитию;
· выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.
2. Все более значимое место в современном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.
3. В управлении
развитием региона
4. Динамика макроэкономических
региональных пропорций
Первые семена эффективного управления развитием территорий в нашей стране уже брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления. А они уже есть, и довольно многообещающие.
Список литературы
Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.
Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление
ими.-М.,1997.
Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И.
Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 1998.
Иванченко
Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,1998.
Иноземцев В.Л.
За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и
постэкономические
тенденции в современном
1998.
Клоцвог Ф.Н. и
др. Новые тенденции
российской экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №2.
Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской
экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №4.
Конституция
Российской Федерации.-М.,1993.
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации: Указ президента РФ// Российская газета.1997.26
декабря.
Концепция перехода Российской федерации к устойчивому
развитию// Российская газета.1996. 9 апреля.
Лазарев В.В.
Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы
научно-практической конференции "Российское государство и государственная
служба на современном этапе". – М.,1998.с.158-161.
Лазарев В.В.
Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация
–конверсия-рынок.1997.№2.с.3-
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство
и регионы: Теория и практика государственного регулирования
территориального развития.- М.: УРСС, 1999.
Мацнев Д.А. и др.
Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы
прогнозирования. 2000. №5.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента.-М.:Дело, 1993.
О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской Федерации:
Федеральный закон №115 – ФЗ от 20 июля 1995 г.// Собрание законодательства
РФ.1995.№30.Ст.2871(1).
Общий и специальный менеджмент: