Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:57, курсовая работа
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному
Общественные отношения (
Классовые отношения
Национальные отношения
Этнические отношения
Групповые отношения
Межличностные отношения
Правоотношения
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство — художественное освоение мира;
наука — система
знаний о закономерностях
право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
В узком смысле общество:
1) группа людей, объединившихся
для общения и совместного
выполнения какой-либо
2) конкретный этап в
4) Признаки общества (по Эдварду Шилзу)
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
оно не является частью более крупной системы;
браки заключаются между
представителями данного
оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
объединение имеет территорию,
которую считает своей
у общества есть собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше
средней продолжительности
его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.
5) Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.
Общая характеристика
Для традиционного общества, как правило, характерны:
традиционная экономика
преобладание аграрного уклада;
стабильность структуры;
сословная организация;
низкая мобильность;
высокая смертность;
низкая ожидаемая
Индустриальное общество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.
Индустриальное общество
— это общество, основанное на промышленности
с гибкими динамичными
Индустриальное общество
возникает в результате промышленной
революции. Происходит перераспределение
рабочей силы: занятость населения
в сфере сельского хозяйства
падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля
занятости населения в
Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП[1]. Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Австралия (69 % ВВП, 2003 год), Япония (67,7 % ВВП, 2001 год), Канада (70 % ВВП, 2004 год), Россия (58 % ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена[2].
6) В ходе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.
Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
Во-вторых, сложился довольно
многочисленный предпринимательский
слой, высшие представители которого
не только составляют существенную часть
высшего хозяйственно-
В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т. д.).
В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада Советского государства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г . он повысился до двенадцати, а в настоящее время — до двадцати пяти. Складывается противоречие, имеющее ярко выраженный социально-экономический характер, — между богатыми и бедными. Причем, данная проблема проявляется не только в мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге, — но и в провинции. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых групп социального риска, к которым относятся инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи.
В-пятых, несмотря на существенную
социальную полярность общества, начинает
формироваться средний класс, ядро
которого образуют высокопродуктивные,
инициативные и предприимчивые социальные
категории (предприниматели, менеджеры,
бизнесмены, фермеры, представители
научно-технической
В-шестых, наблюдается широкая маргинализация общества. Причем она обусловлена как массовым переходом из низших слоев общества в более высокие (так называемая восходящая мобильность), так и, наоборот, переходом из высших в низшие слои (нисходящая мобильность). Маргинальные слои формируются в большинстве случаев из бывших работников умственного труда (инженеров, работников научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро), беженцев из других республик СНГ, женщин в возрасте старше 55 лет и молодежи. Особую обеспокоенность вызывает процесс роста слоя маргиналов, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированные (от нем. Lumpen — лохмотья) слои (нищие, бомжи, бродяги).
В-седьмых, происходит нарастание социальных различий по территориям страны. Социальные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе, на селе, в различных регионах России.
В-восьмых, каждая социальная страта российского общества научилась жить своей внутренней жизнью, не обращая внимания на остальных.
Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлагаются различные теоретические схемы, объясняющие расслоение современного российского общества. Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная на базе данных, полученных в ходе исследований, которые проводились Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в середине 1990-х годов1
7) Движущими силами исторического процесса могут выступать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.
Взаимодействие субъектов и движущих сил истории обуславливается изменением объективных условий, в которых оно происходит.
Роль личности в истории достаточно велика, потому что она есть объект и субъект истории. От ее таланта и волевых качеств зависит очень многое, но, в конечном итоге, решающая роль в истории принадлежит на-родным массам, т. к. именно они являются главной производительной силой общества, без активной поддержки народных масс любые преобразования реформаторов обречены на провал.
В современной философии
отмечается, что важнейшим элементом
социальной структуры общества являются
классы. Классы выделяются на основании
экономического критерия и рассматриваются
как отражение разделения общественного
труда. Становление классов есть
объективный процесс, в основе которого
лежит различное отношение
В философии XX века проблемой структуры общества и социального неравенства занимались такие мыслители как П. Сорокин, В. Ленин, Л.Стросс, Э.Фром и другие.
8) Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.
Различают 4 сферы жизнедеятельности
общества, в каждую из которых входят
различные общественные институты
и возникают различные
Общественные отношения — это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.