Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:57, курсовая работа
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному
г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);
д) целеполающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
36) Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).
Продуктами духовного производства являются разделяемые членами общества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры. Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворяя различные духовные потребности людей.
Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.
В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.
37) Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся:
Печатные издания (пресса): газеты, журналы
Электронные СМИ: телевидение, радио.
С течением времени рассмотрение
СМИ как «информирующих» ушло
в прошлое: в зависимости от угла
рассмотрения используются эпитеты
«развлекающие» и даже «формирующие»
(общественное мнение). Развитие механизма
обратной связи, то есть наличие формальной
возможности влияния или
Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули, Р. Парк, У. Липпман и многие другие.
38) Сущность понятий
«прогресс» и «регресс».
Прогресс (произошло от лат. progressus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (произошло от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Относительность прогресса
Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
Противоречивость прогресса Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет
Развитие человеческого разума
совершенствование нравственности людей
Развитие производительных сил, включая самого человека
Прогресс науки и техники
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
39) Наука — сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
40) Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].
Основные функции (роли) религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Мировая религия[1] — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения)[2][3][4]:
буддизм
христианство
ислам.
41) Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры, что характерно .для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2.
Бедность значительной части
населения ведет к отстранению
ее от активного участия в
культурной жизни. У людей,
озабоченных материальными
3.
Требует внимания проблема
4.
Социокультурный организм
5. Как это ни парадоксально,
но современная культура
6. Несоответствие
уровня развития политической
и правовой культуры общества
требованиям жизни в
7. Осуществляется
ломка культурных стереотипов,
сформировавшихся еще в
42) Биологическая эволюция человека.
В определённом смысле человек является таким же животным, как и другие представители нашей фауны. Первые шаги к своему нынешнему, отличному от других животных состоянию, наши предки сделали около 4 млн лет назад. Останки Австралопитека, найденные археологами в Восточной Африке, свидетельствуют о его серьёзных отличиях от современных обезьян. Объём его мозга, строение кисти и прямохождение говорят нам, что это был возможный предок современных людей. Правда, австралопитек ещё не разговаривал, имел покатый лоб и сильно напоминал обезьяну. Но вскоре были обнаружены и орудия труда, которые он изготавливал. Это был всего лишь заострённый камень, однако данная находка позволила учёным назвать нашего предка «ЧЕЛОВЕКОМ УМЕЛЫМ». Пускай ему потребовалось 2,5 млн лет, чтобы создать современный компьютер или космический корабль, но решающий шаг к человеческому всемогуществу был сделан именно тогда. Животные не изготавливают настоящих орудий труда, потому что не умеют планировать свою деятельность и ставить отдалённые по времени цели – это свойство существа разумного.
Социальный фактор в эволюции человека.
Однако никогда на протяжении
этих миллионов лет человек не
был действительно в
Подлинное взаимодействие людей стало возможным только с появлением речи.
История показывает, что наиболее успешно развивается то общество, которое предоставляет своим членам известную творческую свободу и умеет использовать их потенциал, координировать их усилия, успешно решая при этом неизбежные внутренние проблемы. Гармонизация отношений между индивидом и обществом – залог нашего дальнейшего прогресса.
43) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны
Потребности лежат в основе
возникновения интересов и
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Существует несколько
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
44) Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.