Экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному

Файлы: 1 файл

общество.docx

— 192.69 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в  которых может и должен действовать  человек. Культура регулирует поведение  человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она  содержит систему предписаний и  запретов. Нарушение этих предписаний  и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом  и поддерживаются силой общественного  мнения и различных форм институционного  предупреждения.

29) НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

        собирательное  понятие, не имеющее четко опр.  границ и включающее культурные  пласты разных эпох от глубокой  древности до настоящего времени.  Формирование и функционирование  феномена Н.к. в этнич. сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики — проявления Н.к. В наше время ее общая особенность — в непрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смысл образующую функцию[1][стиль!]. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности[стиль!][источник не указан 37 дней]. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного

Массовая культура или поп-культура, масс культура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и pop-music, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство, в том числе и biennale и т. п.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими  жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

30) Мораль, нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

В морали заключается общечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов  и принципов. В ней находят  отражение общепринятые нормативы  поведения и оценки человеческих поступков.

Мораль – основа человеческого  общения.

Внешние требования морали: этикет, правила общения и поведения.

Внутренние требования морали – нравственная культура личности.

По способу своего существования  мораль – это система норм, принципов  и ценностей, которыми руководствуются  люди в своем поведении.

Моральные нормы представляют собой определенные правила или  образцы поведения. Одновременно они  характеризуются системой оценки, с  помощью которой человеческие действия определяются как хорошие или  плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые.

С помощью моральных норм и ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряет их, либо не одобряет, порицает.

Основными оценочными категориями  морали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

Добро и зло – фундаментальные нравственные качества, в их альтернативе оцениваются все остальные нравственные качества.

Добро – это то, что является важным и значимым для жизни человека и общества, что позволяет ему жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства.

Зло – это такие поступки, слова и мысли, которые являются деструктивными (разрушительными), а не созидательными.

Однако, недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни. Итогом позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения.

В морали большую роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее  человеку самому контролировать, мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию  поведения в обществе без повседневного  внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством личного  достоинства.

Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его  поведения общественным мнением, принять  ее и скорректировать свое поведение  на будущее.

Нормы морали отличаются от других средств социальной регуляции  — права, традиции, обычая — тем, что они предполагают свободу  выбора, основаны преимущественно на внутренних санкциях, вроде стыда, угрызений  совести, сознания собственного долга.

Часто ситуации, в которые  попадает человек, ставят перед ним  сложные проблемы выбора между добром и реальной выгодой, самосохранением  и нравственным поступком, между  ни к чему ни обязывающей бездеятельностью и ответственностью за свой поступок. Решая эти проблемы, человек обязательно взвешивает «за» и «против», оценивает должное и сущее, возможное и действительное.

В основе морального выбора лежит личная ответственность человека, как за свою непосредственную деятельность, так и за общие интересы человечества.

31)    Мировоззрение (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Виды:

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения  определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного  восприятия мира. Мифология имеет  отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой  характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное

Религиозное мировоззрение  основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в  мире и жизни людей.

Философское

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[3], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[4], теория[5] или наука[6]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[3][7].

Научное

Научная составляющая мировоззрения  – совокупность моделей, отображающих объекты, существование и характеристики которых установлены и доказаны научным методом

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.

В отличие от внушения, убеждение  основано на осмысленном принятии человеком  каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1]. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др[2].

32)   Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.[1]

Материальное производство основывается на применении техники  и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного  роста потребностей человека. Антропогенный  фактор однако способствует тому, что материальное производство приводит к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Поэтому объёмы и формы производственной деятельности необходимо контролировать.[2]

Отделение отраслей материального  производства от других видов деятельности осуществлялось (в социалистических странах) для определения объёма совокупного общественного продукта и национального дохода. Состав данных отраслей обычно включает промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и др. (издательское дело, киностудии, предприятия звукозаписи, проектные организации, заготовка металлолома и утильсырья, заготовка дикорастущих растений, плодов, грибов, семян, трав и их первичная обработка, охотничье хозяйство). Кроме того, к материальному производству относится такая научная деятельность, результаты которой непосредственно воплощаются в материальных благах.[3]

33) 1. Искусство:

специфическая форма общественного  сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение  действительности в художественных образах;

практическая деятельность человека, направленная на освоение и  создание эстетических ценностей;

высокая степень мастерства.

 Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.

Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

 Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.

Функции искусства:

общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);

художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);

воспитательная (формирует  личность, чувства и мыс­ли людей);

эстетическая (формирует  эстетические вкусы и по­требности человека);

утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);

предвосхищения (предвосхищает  будущее);

внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

гедонистическая (доставляет людям удовольствие);

познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны  жиз­ни, которые труднодоступны науке).

34)    Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

    Абсолютно свободным  человек быть не может. Нельзя  жить в обществе и быть абсолютно  свободным от него. Свобода каждого  члена общества ограничена уровнем  развития и характером общества, в котором он живет. Но главными  ограничителями его свободы являются  не внешние обстоятельства.

  Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

35)     Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Основные функции культуры:

а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);

б) функция трансляции социального  опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);

в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);

Информация о работе Экономика России