Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:59, реферат
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ШВЕЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……….6
1.1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ «ШВЕДСКОЙ МОДЕЛИ» РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ …………………………………………………………6
2. СТРУКТУРА ШВЕДСКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………13
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………..13
2.2. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ «ШВЕДСКОЙ МОДЕЛИ» ЭКОНОМИКИ …………………………………………………………13
2.3. РАЗВИТИЕ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ………………….16
2.4. ОСОБЕННОСТИ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ……………………... 19
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ «ШВЕДСКОЙ МОДЕЛИ» ЭКОНОМИКИ………………………………………………………….22
3.1. ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….…………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….29
2.3. Развитие
и роль государственного
Важнейшая роль государственного
сектора в Швеции - аккумуляция
и перераспределение
Государственный сектор и государственная
собственность - разные понятия. Под государственной
собственностью принято считать предприятия,
принадлежащие государству полностью
или частично (смешанная собственность).
Удельный вес государственной собственности
в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру
государственного сектора, который можно
охарактеризовать как объем вмешательства
государства в экономическую жизнь, Швеция
занимает среди развитых стран первое
место.
Размер государственного сектора может измеряется в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45% в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная собственность
весьма ограничена и по закону разрешена
в сфере коммунальных услуг и
жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном
сконцентрированы в сырьевых отраслях:
горнодобывающей, черной металлургии,
а также в судостроении, коммунальных
услугах и в транспорте. В этих секторах
на национализированные или принадлежащие
государству предприятия приходится больше
половины всех товаров и услуг. Их основная
цель - расширение производства с достижением
прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался
убыточным расширением, особенно после
национализации коалиционным буржуазным
правительством в 1977 г. судостроительных
и металлургических частных компаний
и их дальнейшего слияния в результате
структурного кризиса в этих отраслях
с целью сохранения занятости. Правительство
активно субсидировало эти компании до
тех пор, пока возвратившиеся к власти
социал-демократы в 1982 г. не покончили
с политикой “кормления хромых уток”.
Государственная собственность принимает
форму либо акционерных компаний, либо
государственных предприятий. Последние,
имеют значительную свободу действий
в финансовых и кадровых вопросах. Решения
в области цен ими принимаются также самостоятельно.
Они должны покрывать издержки и приносить
прибыль на вложенный капитал.
Созданный в 1970 г. для
координации деятельности государственных
предприятий холдинг “
Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия государственного
управления предназначены для выполнения
особых целей и в некоторых
случаях по закону являются монополиями.
На почту и связь - две крупнейшие
государственные монополии - приходится
свыше 60% всех занятых на государственных
предприятиях. Другая важная сфера - транспорт.
Шведские государственные железные
дороги составляют 95% всех железных дорог
в Швеции и на них работают 33 тыс.
человек. Около половины производства
электроэнергии приходится на государственное
управление “Ваттенфалль”. В последние
годы оно также занялось исследованиями
в области как новых источников энергии
(солнце, ветер и вода), так и традиционных
(уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство решающее воздействие
на экономику страны посредством различных
экономических инструментов. Основной
из них - государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др.
Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской
системы социального
Финансирование
государственных расходов в Швеции
комплексное. Различные части
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование,
выплаченные государству, составили 340
млрд. крон, или 90% всех доходов центрального
правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы
составляют косвенные налоги, 15% - налоги
на социальное страхование. Для местных
властей основной источник финансирования
- подоходные налоги (60%). Государственные
трансферты комуннам в 1988 г. составили
67 млрд. крон, что составляет 25% доходов
коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями
коммунам с низкими налогами, компенсацией
потерь налогообложения, помощью и субсидиями
на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей
и трудящихся на социальное страхование
- основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит
в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих
половину всей сферы услуг, доля государства
- 92%, в том числе в здравоохранении - 92%,
в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном
страховании - 98,2%. В целом же по статистике
на государство приходится 49% занятых
в секторе услуг, а с учетом государственных
компаний - 56%.
Государственный сектор важен для повышения
эффективности экономики. Этому способствует,
например, хорошее качество и низкие издержки
на такие важные государственные услуги,
как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного
и государственного секторов: рост доходов
от первого используется через налоговые
и другие поступления в государственный
бюджет для увеличения прежде всего государственных
услуг населению, что в свою очередь способствует
большей эффективности экономики, где
основу составляет частный сектор.
2.4. Особенности
кооперативного движения.
Особенностью шведской
экономики является роль и значение
кооперативного движения в стране.
Оно распространено по всей стране
и занимает весьма сильные позиции.
Кооперативы способствовали превращению
Швеции из аграрной в промышленно развитую,
процветающую страну. Важную роль кооперативное
движение играет в сельском хозяйстве,
в промышленности, в розничной торговле,
жилищном строительстве и других сферах
деятельности.
Кооперативы делятся на производственные
и потребительские. Производственные
кооперативы с общим числом занятых около
50 тыс. чел доминируют в производстве молока
и мяса и занимают важное место в производстве
других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы
с числом занятых 70 тыс. человек, из которых
примерно половина приходится на два крупнейших,
играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике
кооперативное движение действует
в качестве “третьей силы”, или
“третьей альтернативы”, частной и
государственной собственности, основываясь
на принципах демократии и пользуясь
широкой народной поддержкой. В некоторых
областях - особенно среди потребительских
кооперативов - кооперация стала уравновешивающей
силой на рынке в интересах
простых людей, например в вопросах
ценообразования. В прошлом потребительские
кооперативы выдержали немало битв
с частными картелями. Эту роль они
играют и сейчас, хотя и в менее
драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5%
промышленного производства и всех, 7,5%
занятости в промышленности, 14% в розничной
торговле и 5% от числа всего работающего
населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств
тем или иным образом связаны с кооперативами.
На потребительские кооперативы приходится
20% продаж товаров повседневного спроса.
От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого
в Швеции, производится фермерами, входящими
в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля
равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится
к экономическому понятию, основывающемуся
на совместных действиях и взаимопомощи.
Кооперативное предприятие должно иметь
прямую связь с нуждами и экономическими
интересами его членов. Среди принципов
кооперативного движения: свобода членства
- никто не может быть исключен, кроме случаев
нарушения устава ; независимость от политических
партий и вероисповеданий; демократическое
управление - “один член - один голос”;
ограничение доходов на вложенный пай,
кооперативное общество - ассоциация людей,
а не капитала; накопление капитала на
развитие и экономическую самостоятельность;
просветительская деятельность; взаимодействие
кооперативов.
Кооперативное движение
возникло в Швеции во второй половине
XIX в. Но решающий прорыв произошел в
90-е годы прошлого века и следующие
за ним десятилетия вследствие промышленной
революции и возникновения
КФ - национальная организация
шведских самоуправляющихся обществ
потребительских кооперативов. Число
членов постепенно возросло, а число
обществ заметно сократилось
вследствие слияний; с 950 в 1920 г. до 138 в
1987г. Общества различаются по числу
членов от 306 тыс. до 67. Всего же в
потребительских кооперативах в
Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается
торговлей, производством, банковской,
издательской, туристической и
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.
3. Социально-экономические
аспекты развития «шведской
3.1. Экономика и уровень жизни.
Каждая социально-
В шведской модели социальная политика
способствует преобразованию общественных
отношений в духе социальной справедливости,
уравниванию доходов, сглаживанию классовых
неравенств и в итоге построению нового
общества демократического социализма
на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним
из наиболее высоких в мире и наивысшим
в Европе. Уровень жизни определяется
комплексом различных показателей. По
ВВП и потреблению на душу населения Швеция
занимает одно из первых мест в Европе.
По степени выравнивания доходов Швеция
опережает все остальные страны мира.
Отношение зарплаты женщин к зарплате
мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Согласно одной
из целей шведской модели - равенства,
доходы выравниваются весьма прогрессивной
системой подоходных налогов. Широкое
перераспределение через