Экономика социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно в ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.) и сложной для его самостоятельного разрешения.

Содержание работы

1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения …. 3
2. Общественное здоровье населения как экономическая категория .. 7
3. Правовое обеспечение организации профессионально-технического и среднего специального образования в Республике Беларусь ………15
Литература …………………………………………………………...…………… 22

Файлы: 3 файла

Литература.docx

— 15.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

0 Содержание.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основная часть.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

 

1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.

 

Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно в ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.) и сложной для его самостоятельного разрешения.[1]

Оно основывается на принципах  адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Целями социального обслуживания являются:

 • оказание содействия  гражданам в преодолении трудных  жизненных ситуаций, которые они  не в состоянии разрешить при  помощи собственных средств и  имеющихся возможностей;

 • прогнозирование  и предупреждение возникающих  трудных жизненных ситуаций;

 • активизация собственных  усилий граждан и семей, создание  условий для самостоятельного  решения возникающих проблем. 

На областном, городском и районном уровнях службы Министерства труда  и социальной защиты организованы по линейной (бюрократической) структуре  – сверху вниз в соответствии с  содержательными направлениями  деятельности: это структуры служб  труда и занятости, миграционные службы, а также службы социальной защиты.

Сеть государственных учреждений социального обслуживания (рисунок 1), входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, упорядочена и централизована. Образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым, инвалидам, женщинам. В Минске и Гомеле сохранены Территориальные центры по социальному обслуживанию семьи и детей. В Минске — территориальный кризисный центр помощи женщинам. В системе государственных учреждений активно работают Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные школы-интернаты для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов. В Минске несколько лет функционирует Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства [2, с. 157].

 

 

Рисунок 1 – Сеть государственных учреждений социального обслуживаний населения

 

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

 • центры социального  обслуживания семей и различных  категорий населения, нуждающихся  в социальном обслуживании (детей,  молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий  граждан);

 • социально-реабилитационные  центры; специальные клиники для  безнадежно больных людей (хосписы);

 • социальные приюты;

 • психолого-педагогические  центры; центры (отделения) социальной  помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома – интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома – интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

 • геронтологические  центры;

 • организации социального  обслуживания, изготовляющие средства  реабилитации (протезно – ортопедические  изделия, инвалидную технику и  т. п.);

 • реабилитационно-трудовые  мастерские;

 • юридических и  физических лиц, в том числе  индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.

В деятельности социальных служб на местах выделяется два направления: специализированное и комплексное  оказание социальных услуг. Специализированные структуры осуществляют профилактическую работу, и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным направлениям: психолого-педагогической, экстренной помощи, консультирования, психологической помощи по телефону и др. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность: от возможной материальной помощи, медико-психологической помощи до простого человеческого общения и внимания.

Современный этап развития системы социальной защиты можно  охарактеризовать как период становления  новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения  качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой  характер, широкое применение выявительного  подхода при определении нуждаемости  граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

Выполняется ряд государственных  социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых  людей, ветеранов.

Мероприятия Комплексной  программы по совершенствованию  системы социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2015 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.

В соответствии с мероприятиями  Республиканской комплексной программы  социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2011 – 2015 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и принимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и социальной зашиты.

В ходе реализации названных  программ при определении нуждаемости  одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в социальной поддержке  применяется выявительный подход, что  позволяет обеспечить адресность предоставляемой  помощи.

К сожалению, в деятельности органов  социального обслуживания населения  имеют место серьезные проблемы: недоукомплектация кадрами, частая смена кадрового состава, низкий уровень оплаты их труда. Требует  укрепления материально-техническая база, обеспечение нормативно-методической литературой, специализированными печатными изданиями, специальными видео- и аудиоматериалами.

Изменить ситуацию к лучшему, как  этого требует время, возможно лишь при условии существенных перемен  в отношении к службам и  кадрам системы социальной защиты со стороны государственных органов  и общественных организаций, применения гибкой налоговой политики в отношении  спонсоров, помогающих населению, расширения пропаганды благородного труда и  положительного опыта работы социальных служб и общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общественное здоровье населения как экономическая категория.

 

По определению ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, когда функции всех органов и систем уравновешены с окружающей средой, отсутствуют какие- либо заболевания, болезненные состояния или физические дефекты».

Качество жизни предполагает необходимый уровень здоровья граждан, здоровый образ жизни. Здесь следует привести определение качества жизни, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума». Здоровье человека, по определению ВОЗ, формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни. Таким образом, ВОЗ рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет здоровье как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.

Здоровье следует рассматривать  как естественную, абсолютную и непреходящую жизненную ценность, занимающую самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности.

Здоровье граждан является одной  из наиболее важных составляющих национального богатства. В процессе охраны и укрепления здоровья населения расходуется часть валового внутреннего продукта, но при этом само здоровье является особым экономическим ресурсом, которое во многом определяет эффективность социально-экономического развития. Здоровье человека изучается на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин. В то же время здоровье человека как экономическая категория в настоящее время недостаточно разработана.

В трудах родоначальников экономической науки У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Кейнса содержатся положения о том, что здоровье представляет собой социально-рыночный ресурс общества, в разные периоды развития которого различались методологические подходы к исследованию данной категории, изучались разные аспекты здоровья в системе экономических категорий.

С точки зрения изучаемого аспекта  все подходы к исследованию данной проблемы можно подразделить на физиократический, демографический, трудосберегающий, воспроизводственный, ресурсный, психолого-экономический, экологический, социально-рыночный и институциональный.

Теоретические основы были заложены в работах физиократов. В частности, У. Петти в 1664 г. в книге «Слово мудрости» подсчитал выгодность здоровых работников. Предполагая, что каждый из них зарабатывает 69 фунтов стерлингов, ученый писал, что «гибель 100 тысяч людей от чумной эпидемии сверх обычного числа смертных случаев означает для королевства убыток почти в 7 млн фунтов стерлингов и что, следовательно, выгодно было бы израсходовать 70 тыс. фунтов стерлингов на предупреждение этой, в сто раз большей, потери» [3, с. 82]. Таким образом, У. Петти вывел объективную зависимость между здоровьем работников и эффективностью производства.

Взаимосвязь между здоровьем и  эффективностью производства обосновывал также А. Смит. Он писал, в частности, что «человек, который работает не спеша и потому способен работать постоянно, не только дольше сохранит свое здоровье, но в течение года выполнит большее количество работы». И продолжал, что не может подлежать сомнению, «чтобы люди вообще работали больше при скудном питании, подавленном настроении и частых болезнях, чем при обильном питании, бодром настроении и хорошем здоровье» [4, с. 149-150]. Исследуя факторы, влияющие на здоровье населения, А. Смит связывал годы болезней и усиленной смертности с периодами роста «дороговизны» (инфляционного взлета цен), что не могло «не вызывать уменьшения производительности труда». Он связывал здоровье человека с географической средой, расположением и качеством земли [4, c. 221], также показывал значение накопленных запасов, принадлежащих отдельным лицам или обществу, для сохранения здоровья работников и их семей в неблагоприятные для них сезоны времени.

А. Маршалл выделил здоровье и  «силу населения» (физическую, умственную и нравственную) в качестве основы производительности труда и материального богатства, источника всякого прогресса, разделения труда на мужской и женский, учитывая при этом влияние климатических условий и даже расовых свойств на эти процессы. Он писал также, что «плохо построенные дома с несовершенной канализацией вызывают болезни, которые и в легкой форме резко ослабляют жизненные силы человека; а жилищная теснота порождает нравственное уродство, которое сокращает численность населения и портит характер человека». А. Маршалл, как и А. Смит, подчеркивал, что «отдых столь же важен для развития энергичного населения, как и более материальные жизненные средства - пища, одежда и т.п. Чрезмерный труд в любой форме снижает жизненную энергию, а тревоги, заботы и чрезмерное умственное напряжение фатально ведут к подрыву телесных сил, сокращению плодовитости и ослаблению жизненной энергии нации» [5, c. 272]. Таким образом, этот выдающийся английский экономист конца XIX в. показал многофакторную зависимость здоровья нации от показателей и условий жизнедеятельности человека в экономической среде.

В дальнейшем, Дж. Кейнс в книге  «Общая теория занятости, процента и денег», говоря о склонности человека к инвестированию и предпринимательству, связывал последнюю с психологией здоровья. Он считал, что «большинство наших решений ... принимается под влиянием одной лишь жизнерадостности – этой спонтанно возникающей решимости действовать, а не сидеть, сложа руки, но отнюдь не в результате определения арифметической средней из тех или иных количественно измеренных выгод, взвешенных по вероятности каждой из них» [4, c. 261-262].

Информация о работе Экономика социально-культурной сферы