Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:57, контрольная работа
Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, т.е. в определении такого абсолютного размера оплаты труда, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим. Это особенно актуально в конце 90-х годов, когда почти все вопросы оплаты труда сводятся в основном к возможности обеспечения достойного уровня жизни.
Понятие заработной платы, ее функции (стр. 3)
Номинальная и реальная заработная плата (стр.6)
Понятие организации заработной платы, ее принципов и составных элементов (стр.6)
Государственное регулирование заработной платы (стр.8)
Роль рынка труда в регулировании заработной платы (стр.10)
Регулирование заработной платы в системе социального партнерства (стр. 10)
Опыт регулирования заработной платы в разных странах (стр. 13)
тарифное нормирование труда - система тарифных нормативов или тарифная система, складывающаяся из тарифных ставок, тарифных сеток, тарифно-квалификационных справочников, должностных окладов для служащих, доплат и надбавок к тарифной заработной плате;
формы и системы оплаты труда - способы использования норм труда и тарифной системы для расчета заработной платы с учетом особенностей их труда.
Государственное регулирование заработной платы – это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.
Для регулирования заработной
платы государство использует меры
директивного (прямого) и индикативного
(косвенного) регулирования заработной
платы.
Директивное воздействие государства
включает:
1. Установление минимального размера
оплаты труда (МРОТ);
2. Установление максимального и минимального
размера надбавки к заработной плате;
3. Установление порядка индексации заработной
плате;
4. Определение порядка оплаты труда работников
федеральных государственных учреждений,
работников государственных учреждений
субъектов РФ и муниципальных образований.
Индикативное воздействие государства
включает:
1. Контроль инфляции, эмиссии денежных
средств и валютного курса;
2. Установление ставок налогообложения
для физических и юридических лиц;
3. Разработка тарифно-квалификационных
справочников для конкретных видов деятельности.
Государство имеет право прямо регулировать
заработную плату только на предприятиях
и в учреждениях, которые к нему относятся,
в остальных случаях, государство оказывает
индикативное воздействие. В частном секторе
заработная плата определяется на рыночной
основе, в зависимости от производительности
труда и соотношения между спросом и ее
предложением на рабочую силу.
Минимальный размер оплаты труда
Важным, а главное, действенным методом
государственного регулирования заработной
платы является законодательное установление
минимального размера заработной платы,
которая обеспечивает минимальную, но
достаточную, величину потребления товаров
и услуг и служит базой установления оплаты
труда наименее квалифицированного работника.
Размер минимальной заработной платы
зависит от уровня благосостояния общества
и проводимой социальной политики.
Минимальный размер оплаты труда (МТРО)
— устанавливаемый федеральным законом
(ФЗ) размер месячной заработной платы
за труд неквалифицированного работника,
полностью отработавшего норму рабочего
времени при выполнении простых работ
в нормальных условиях.
В соответствии с трудовым кодексом Российской
Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный
размер оплаты груда устанавливается
на всей территории Российской Федерации
законом и не может быть ниже размера прожиточного
минимума трудоспособного человека. В
качестве прожиточного минимума принимается
стоимость минимально необходимого набора
продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих
нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих
условия поддержания активного физического
состояния в кризисные моменты экономики.
Порядок и сроки изменения минимальной
заработной платы до размера прожиточного
минимума, а также механизм изменения,
гарантирующий выплату минимальной заработной
платы в определенном размере, устанавливаются
федеральным законом.
Немало важное значение в подвижности рынка труда имеет развитость его
инфраструктуры, призванной своевременно обеспечить полной и достоверной
информацией о наличии свободных рабочих мест и структуре имеющей не занятой
рабочей силы. Речь идет о биржах труда, бюро по трудоустройству, от
организации работы, которых зависит быстрота и четкость функционирования рынка труда. Однако не следует упрощать и ограничивать рынок труда биржей труда и другими институтами по устройству. В связи со спецификой рынка труда, с высокой степенью его зарегулированности, торг начинается гораздо раньше на
всех уровнях отношений найма. Во-первых, на уровне генеральных и отраслевых
соглашений между профсоюзами промышленников и предпринимателей с участием
производства. Во-вторых, на уровне предприятий, осуществляющих наем
работников с участием или без участия профсоюзов. В-третьих, на уровне
непосредственно рабочих мест, где осуществляется перезаключение соглашений
по найму в связи с повышением квалификации, профессиональной переподготовки,
продвижением по служебной лестнице. Поэтому биржа труда – важное
инфраструктурное звено рынка труда, но всего лишь один из институтов системы
отношений найма.
В целом функционирование рынка труда схематично можно представить в виде
потоков движения рабочей силы.
|
1– пополнение
рынка труда; 2 –получившие работу;
3 – потерпевшие неудачу в
трудовую деятельность; 8 – покинувшие рынок труда.
Динамика заработной платы оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Зависимость последних от цены труда может быть выражена таким образом, что объектом спроса и предложения теперь выступает количество труда, которое зависит от его цены, заработной платы.
Еще одним звеном
в механизме регулирования вели
Основным содержанием
отраслевых (межотраслевых) тариф-ных соглашений, заключае
Таким образом, в реальной жизни возникают некоторые огра ничения, которые должны учитываться в процессе переговоров о ве личине заработной платы с учетом доплат, надбавок, премий. Графически подобные ограничения показаны на рис. 15.5. Если на шкале заработной платы точкой А обозначить величину прожи-точного минимума наемного работника с учетом затрат на содержа ние семьи, а точкой Б — предельную величину затрат на среднюю заработную плату одного работника, после превышения которой издержки производства превысят рыночную цену товаров, выпуска-емых фирмой, то между этими точками образуется интервал, пред-ставляющий собой рамки для соглашения при переговорах о прием-лемом для обеих сторон уровне заработной платы одного наемного работника. О 1000 2000 3000 4000 5000 6000 Заработная плата, руб. в месяц Рис. 15.5. Ограничение величины заработной платы при коллективных переговорах Указанные рамки для соглашения являются объективной ос новой переговорного процесса о минимальной, средней и максималь ной величинах заработной платы при заключении тарифных согла шений. Важно только дать экономическое обоснование как величины прожиточного минимума, так и величины предельных издержек производства при выпуске определенных товаров и производстве определенных услуг. Причем однозначно величина минимальной заработной платы с учетом доплат, надбавок и премий должна быть равна величине прожиточного минимума работника и неработаю щих членов его семьи. Это и будет объективным экономическим критерием при согласовании размеров заработной платы в процессе ведения переговоров и заключения тарифных соглашений.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в рыночных экономиках является установление минимума заработной платы (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении соглашений и коллективных договоров. В этих документах также оговариваются величины доплат, дифференциация заработной платы в зависимости от уровня квалификации и т.д. Причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение.
В документах МОТ сформулировала цель установления государством размера минимальной заработной платы - обеспечить "гарантированный минимальный уровень жизни". В большинстве стран нижний уровень вознаграждения всем работающим определяется законодательством.
История становления института минимальной заработной платы восходит к концу ХIХ в. Первые законы о минимуме заработной платы появились в Австралии (1894 г.) и Новой Зеландии (1896 г.).
По типу регулирования минимальной заработной платы экономически развитые страны можно разделить на две группы. К первой относятся Франция, Нидерланды, Португалия, Испания и Люксембург, где минимальная заработная плата устанавливается законодательно, а также Бельгия и Греция, где минимум заработной платы определяется соглашениями. Во вторую группу входят страны, в которых минимальная заработная плата утверждается либо отраслевыми соглашениями (ФРГ, Италия, Дания), либо специальными органами (комитетами по заработной плате в Великобритании).
Типичным примером государственного
регулирования минимальной
Своеобразен механизм пересмотра минимальной заработной платы в Японии. Национальный минимальный размер оплаты труда устанавливается правительством. Если министр труда совместно с начальниками префектурных бюро трудовых конфликтов сочтет необходимым повысить минимальную заработную плату низкооплачиваемым работникам (к которым относятся рабочие с почасовой оплатой труда, люди молодого и пенсионного возрастов, неквалифицированные рабочие), то ее размер пересматривается совещательными органами. В их состав входят представители государства и префектур. Основанием для увеличения размера минимальной заработной платы является также обращение работодателей и профсоюзов 2/3 предприятий региона в бюро норм труда префектуры с просьбой о повышении минимальной заработной платы до уровня, достигнутого на этих предприятиях, рабочим остальных предприятий. Региональный минимум заработной платы пересматривается один раз в год.
В США государство вообще не несет никаких обязательств по регулярному пересмотру минимума заработной платы, осуществляя его сугубо по своему усмотрению.
Первым общенациональным правовым актом о труде в США было законодательство о справедливом труде, принятое в 1938 г. В нем содержались положения о введении минимума зарплаты (уровня, ниже которого не может опускаться почасовая заработная плата), регламентировании оплаты сверхурочных и введении ограничений на детский труд. Минимальная зарплата должна была гарантировать разумную оплату каждому работнику и уменьшить уровень бедности. Вначале этот минимум был равен 25 центам в час и распространялся на 43% всех рабочих и служащих (без управленческого персонала). К ним относились прежде всего работники крупных фирм (производственные, горные и строительные), деятельность которых выходила за пределы одного штата. Минимальная зарплата и доля рынка труда, где она вводилась, со временем увеличивались. К апрелю 1991 г. ее размер составил 4,25 долл. в час, и она охватывала 88% всех работников (без управленческого персонала).
Время от времени в конгрессе
США рассматриваются