Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Действительность для многих предприятий такова, что они не достигают оптимального сочетания структуры, культуры, навыков, необходимых для успешной деятельности. Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды. В случае если предприятие имеет слишком жесткую организационную структуру, она может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач. В основном менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые обычно сопровождаются неразберихой, недовольством со стороны персонала. В результате реорганизация откладывается на максимально длительный период.

Содержание работы

1. Основные фонды 4
1.1.Среднегодовая стоимость основных фондов по видам, процентное содержание групп ОПФ. 6
1.2.Стоимость основных фондов на конец года 8
1.3.Сумма амортизации по каждому виду основных фондов и в целом по предприятию 8
1.4.Средняя норма амортизации 10
1.5.Коэффициенты ввода и выбытия основных фондов 10
2. Оборотные средства предприятия 12
2.1.Производительность труда 14
2.2.Среднемесячная заработная плата 15
2.3.Балансовая прибыль 15
2.4.Уровень рентабельности продукции 15
3.Себестоимость 16
3.1.Прибыль от реализованной продукции 17
3.2.Балансовая прибыль 17
3.3Налог на прибыль 18
3.4.Чистая прибыль 19
4.Инвестиции 21
4.1.Чистый дисконтированный доход 21
4.2.Индекс доходности 21
4.3.Период окупаемости 21


5.Планирование и прогнозирование развития предприятия 22
6. Кризисы и безопасность развития 23
6.1. Понятие и причины возникновения кризисов 23
6.2. Типология кризисов 25
6.3. Возникновение кризисов в организации 28
6.4. Роль стратегии в антикризисном управлении 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 634.01 Кб (Скачать файл)

Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление  вызывается не только субъективными, но и объективными причинами. Кризисы  отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать  и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.)

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса:

Причины кризиса могут быть различными. Они  делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если  понимать кризис таким образом, можно  констатировать то обстоятельство, что  опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и  прогнозировать. В понимании кризиса  большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные  последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного.

Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации  кризисных ситуаций на довольно продолжительное  время. Это может объясняться  определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим  образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И  послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными  и краткосрочными, качественными  и количественными, обратимыми и  необратимыми.

Разные  последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным  управлением, которое может или  смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении  зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера  мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм  не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и  т.д. Если энтузиазм используется для  прикрытия грубых ошибок или корыстных  целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

6.2. Типология  кризисов

Практика  показывает, что кризисы неодинаковы  не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость  в разветвленной классификации  кризисов связана с дифференциацией  средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание  характера кризиса, появляются возможности  снижения его остроты, сокращения времени  и обеспечения безболезненности протекания, что показано на схеме типологии кризисов:

Существуют  общие и локальные кризисы. Общие  охватывают всю социально-экономическую  систему, локальные — только часть  ее. Это разделение кризисов по масштабам  проявления. Конечно, оно носит условный характер. В конкретном анализе кризисных  ситуаций необходимо учитывать границы  социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и  микрокризисы. Макрокризису присущи  довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает  только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью  кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе  существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений  в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических  кризисов. Экономические кризисы  отражают острые противоречия в экономике  страны или экономическом состоянии  отдельного предприятия, фирмы. Это  кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных; преимуществ, банкротства  и пр. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы  или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения  экономических процессов.

Социальные  кризисы возникают при обострениии  противоречий или столкновении интересов  различных социальных групп или  образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала  и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например пo поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения  к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.

Особое  положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это  — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы  экономические.

Организационные кризисы проявляются как кризисы  разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации  деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

В организационном  устройстве любой социально-экономической  системы могут обостряться организационные  отношения. Это проявляется в  деловых конфликтах, в возникновении  неразберихи, безответственности, сложности  контроля и пр., что бывает при  чрезмерном или быстром росте  социально-экономической системы, изменении  условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции  организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.

Психологические кризисы также нередки в современных  условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния  человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности  работой, правовой защищенностью и  социальным положением. Это кризисы  в социально-психологическом климате  общества, коллектива или отдельной  трупы.

Технологический кризис возникает  как кризис новых технологических  идей в условиях явно выраженной потребности  в новых технологиях.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают  как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами  накопления факторов возникновения  кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры  интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризисы  часто бывают результатом или  грубых ошибок в управлении, или  каких-либо природных явлений, или  экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных  кризисов.

6.3. Возникновение  кризисов в организации

Факторы возникновения кризисов в организации  могут быть различными. Но очень  важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы  антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины  кризиса:

Факторы — настораживающие события.

Симптомы — проявление кризисных явлений.

Причины — источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса,

определение его содержания, свойств и характера.

Средства — интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Симптомы  проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть 

персонала, дисциплина, удовлетворенность  трудом, конфликтность и другие могут  характеризовать положение производственной организации относительно наступления  кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических  показателей.

Но что  может быть симптомом кризиса? Симптомом  кризиса является как состояние  показателя, так и тенденции его  изменения. При этом состояние показателей  может оцениваться и относительно установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга. Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей  закономерным соотношениям либо временные  параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Симптомы  не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор кризиса — событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса. Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации  факторами кризиса могут рассматриваться  снижение качества продукции, нарушение  технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность  по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические  просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса  — появление первых признаков  отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и  др.

К проблеме возникновения кризисов в организации  можно подойти и с системологических  позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. и представляет собой целостность. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик  ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Система в процессе своей жизнедеятельности  может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают  статическую и динамическую устойчивость. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней.

В условиях плановой системы хозяйствования устойчивость производственно-экономических структур достигалась в основном внешними факторами, т. е. любые или почти  любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное  состояние могли быть самыми разными: дополнительная экономическая поддержка, замена директора, корректировка планов, административная реорганизация производства и др.

В этом случае устойчивость деятельности предприятия  достигалась управлением извне  и кризис не наступал. Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный  уровни и всегда решалась сверху. Все  производимые ранее реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и  отраслевых. Достаточно привести факты  организации совнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения  генеральных схем управления, разработки общегосударственной системы автоматизированного  управления. Механизмы регулирования  устойчивости жизнедеятельности производственно-экономических  систем на уровне предприятий при  этом почти не изменялись. Устойчивость обеспечивалась гашением любых несанкционированных  отклонений в системе включением механизмов государственного управления экономикой.

Информация о работе Экономика