Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа
Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.
Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля 3
1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля 8
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие и сущность экспортного контроля 13
2.2.Особенности функционирования системы экспортного контроля в РФ 15
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ развития экспортного контроля 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Содержание
Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные
договоры и соглашения в
1.2. Нормативная
правовая база РФ о
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие
и сущность экспортного
2.2.Особенности
функционирования системы
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ
развития экспортного контроля
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи изучить понятие и принципы реализации экспортного контроля, проанализировать организацию и взаимозависимость основных этапов становления национальной системы экспортного контроля России, разработать рекомендации и предложения по усовершенствованию экспортного контроля, сформулировать основные проблемы и возможные решения по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности России.
Объектом исследования является национальная система экспортного контроля России.
Предмет исследования - совершенствование национальной системы экспортного контроля в целях обеспечения национальной безопасности России.
Хронологические рамки работы охватывают период становления и развития системы экспортного контроля 1992-2012 гг. В ряде случаев приведены материалы предшествующих лет.
Российская Федерация
принимает участие в следующих
международных договорах и
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);
Комитет Цангера;
Группа ядерных поставщиков (ГЯП);
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХЗО);
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО);
Международный режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);
Вассенаарские Договоренности.
Рассмотрим их подробнее, начнем на мой взгляд с самого главенствующего:
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)
Договор принят в 1968 году, вступил
в силу 5 марта 1970 года. Участниками
ДНЯО в настоящее время являются
187 государств (среди стран, не присоединившихся
к договору, страны обладающие ядерным
оружием – Израиль, Индия, Пакистан,
КНДР). Договор послужил и является
правовой основой формирования и
деятельности международных контрольных
режимов в области
В преамбуле Договора декларируются его базовые принципы:3
- необходимость предотвращения
ядерной войны и
- применение гарантий МАГАТЭ в отношении мирной ядерной деятельности;
- доступность всем странам-
участницам благ от мирного
применения ядерных технологий
и полный обмен научной
- содействие прекращению
производства ядерного оружия, всеобщему
и полному разоружению и
Для целей ядерного экспортного контроля наибольшее значение имеют первые 4 статьи.
В связи с тем, что ДНЯО
не обеспечивал в полной мере выполнение
обязательств государств-участников и
положений ДНЯО по контролю за ядерным
экспортом и импортом, потребовалось
разработка конкретных международных
и национальных механизмов. Необходимость
разрешения этих проблем стимулировала
возникновение международных
Комитет Цангера (организован в 1974 г. после проведения Индией испытания ядерного оружия, когда стало ясно, что ДНЯО фактически «не работает»), Россия принята в 1974 г., представляет неформальную организацию. Комитет Цангера дважды в год проводит заседания. Основной задачей Комитета Цангера является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования или под категорию материалов, специально разработанных для обработки, использования или производства расщепляющихся материалов.4
Группа ядерных поставщиков (ГЯП) (организована в 1976 г.), Россия присоединилась в 1976 г., представляет неформальную организацию.
ГЯП координирует экспорт ядерных материалов, товаров и технологий двойного назначения и оборудования, входящих в два списка, опубликованные в приложении к информационным циркулярам МАГАТЭ.
Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поставила свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ.5
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХЗО). Конвенция, принятая в результате переговоров в рамках Конференции по разоружению, была открыта для подписания в Париже 13 января 1993 г. и вступила в силу 29 апреля 1997 г. В настоящее время к ней присоединилось большинство государств.
Цель Конвенции, с одной
стороны, состоит в том, чтобы
полностью исключить
Соответственно, помимо того, что она не допускает никаких оговорок (ст. XXII), Конвенция налагает запрет не только на применение химического оружия, но и на его разработку, производство, накопление, сохранение и передачу, и, кроме того, требует, чтобы оно и объекты по его производству были уничтожены.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО)
Конвенция была разработана в рамках Конференции, созванной в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания 10 апреля 1972 г. Она вступила в силу 26 марта 1975 г. В настоящее время ее участниками являются большинство стран мира.
Биологическое оружие включает живые патогены (например, вызывающие заболевания вирусы и бактерии) или токсины (производимые живыми организмами яды), которые применяются для поражения людей, животных, растений.
В 1985 году 14 стран (ЕС) создали неформальное объединение стран (Австралийскую группу) с целью укрепления глобальной безопасности, чтобы не допустить ситуации, при которой материалы и технологии, экспортируемые из стран, использовались бы для производства химического и биологического оружия.7 Название группы отражает тот факт, что Австралия явилась инициатором первой встречи стран в июне 1985 года. С тех пор встречи участников группы проводятся в Париже ежегодно. В настоящее время в работе Австралийской группы принимает участие более 40 стран, плюс ЕС. Россия не является ее членом, но имплементировала в нормативно-правовую базу экспортного контроля все контрольные списки Австралийской группы.
Международный режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) РКРТ был создан в 1987 году по инициативе США в рамках политики нераспространения ядерного оружия.8 Принципы, выработанные странами-участницами РКРТ по передаче оборудования и технологий, имеющих отношение к ракетной технике, не направлены на противодействие национальным космическим программам или международному сотрудничеству в области использования космоса, если реализация таких программ не способствует созданию ракетных систем доставки ОМП.9
Россия принята в РКРТ в 1995 году. Заявка России о вступлении в режим РКРТ учитывала специфику взаимоотношений российских предприятий в области ракетных технологий с предприятиями оборонной промышленности стран СНГ. В ней было отражено, что Россия в качестве партнера по РКРТ будет продолжать существующую практику кооперации с другими государствами СНГ, но при этом не будет способствовать развитию национальных ракетных программ этих государств. Поставки странам СНГ технических средств (оборудования, технологий и др.) будут осуществляться по разовым лицензиям и каждый запрос на их поставку в эти государства будет рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с Руководящими Принципами РКРТ.
Контроль за экспортом товаров и технологий, применяемых при создании ракетного оружия, регламентируется Руководящими Принципами РКРТ и осуществляется в соответствии с контрольным списком. Контрольный список имеет 2 категории контролируемых товаров, передача которых вызывает особую озабоченность государств-участников РКРТ.10
Вассенаарские Договоренности (международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями) (ВД)
ВД создан в декабре 1995 года в г. Вассенааре (пригород Гааги). Россия участвует в работе ВД с начала создания.
ВД не направлены против какого-либо конкретного государства или группы государств, не препятствуют осуществлению добросовестной торговли и не ущемляют прав государств на приобретение законных средств для собственной обороны (ст. 51 Устава ООН).[9]
В соответствии с принятыми
обязательствами государства-
- Список товаров и технологий двойного назначения;
- Список вооружений.
В рамках ВД выработаны и согласованы единые подходы относительно:
- выдачи экспортных лицензий
на товары и технологии
- корректировки контрольных списков;
- установления и контроля
конечных пользователей в
- контроля за реэкспортом
и передачей экспортируемой
Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом уже более 60 лет. В России подобная система начала формироваться только в начале 80-х годов. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.
Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Действующая нормативно - правовая база экспортного контроля включает в себя:
- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
- Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";
- Нормативные правовые акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ФТС России и др.).
- Международные договоры и соглашения.
Вопросы обеспечения экспортного контроля и формирования соответствующего законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", ст. 3 Федерального закона "Об экспортном контроле").