Экспортный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля 3
1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля 8
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие и сущность экспортного контроля 13
2.2.Особенности функционирования системы экспортного контроля в РФ 15
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ развития экспортного контроля 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Экспортный контроль.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы  экспортного контроля в РФ 3

1.1. Международные  договоры и соглашения в области  экспортного контроля 3

1.2. Нормативная  правовая база РФ о национальной  системе экспортного контроля 8

Глава 2. Национальная система экспортного контроля в  РФ и за рубежом 13

2.1. Понятие  и сущность экспортного контроля 13

2.2.Особенности  функционирования системы экспортного  контроля в РФ 15

2.3. Экспортный  контроль в Великобритании 19

2.4. Экспортный  контроль в США 22

2.5. Контроль  ввоза и вывоза товаров в  Китае 28

2.6. Анализ  развития экспортного контроля 29

Заключение 35

Список используемой литературы 36

 

 

 

 

Введение

 

Совершенствование системы  экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи изучить понятие и принципы реализации экспортного контроля, проанализировать организацию и взаимозависимость основных этапов становления национальной системы экспортного контроля России, разработать рекомендации и предложения по усовершенствованию экспортного контроля, сформулировать основные проблемы и возможные решения по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности России.

Объектом исследования является национальная система экспортного контроля России.

Предмет исследования - совершенствование  национальной системы экспортного  контроля в целях обеспечения  национальной безопасности России.

Хронологические рамки работы охватывают период становления и  развития системы экспортного контроля 1992-2012 гг. В ряде случаев приведены  материалы предшествующих лет.

 

Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ

1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля

 

Российская Федерация  принимает участие в следующих  международных договорах и соглашениях  по экспортному контролю:1

Договор о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО);

Комитет Цангера;

Группа ядерных поставщиков (ГЯП);

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его  уничтожении (КХЗО);

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО);

Международный режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);

Вассенаарские Договоренности.

Рассмотрим их подробнее, начнем на мой взгляд с самого главенствующего:

Договор о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО)

Договор принят в 1968 году, вступил  в силу 5 марта 1970 года. Участниками  ДНЯО в настоящее время являются 187 государств (среди стран, не присоединившихся к договору, страны обладающие ядерным  оружием – Израиль, Индия, Пакистан, КНДР). Договор послужил и является правовой основой формирования и  деятельности международных контрольных  режимов в области нераспространения  ядерного оружия – Комитета Цангера и Группы ядерных поставщиков.2

В преамбуле Договора декларируются  его базовые принципы:3

- необходимость предотвращения  ядерной войны и распространения  ядерного оружия;

- применение гарантий  МАГАТЭ в отношении мирной  ядерной деятельности;

- доступность всем странам-  участницам благ от мирного  применения ядерных технологий  и полный обмен научной информацией  с этой целью;

- содействие прекращению  производства ядерного оружия, всеобщему  и полному разоружению и прекращению  всех испытательных взрывов ядерного  оружия.

Для целей ядерного экспортного  контроля наибольшее значение имеют  первые 4 статьи.

В связи с тем, что ДНЯО не обеспечивал в полной мере выполнение обязательств государств-участников и  положений ДНЯО по контролю за ядерным  экспортом и импортом, потребовалось  разработка конкретных международных  и национальных механизмов. Необходимость  разрешения этих проблем стимулировала  возникновение международных организаций, таких как Комитет Цангера и Лондонский клуб (Группа ядерных поставщиков), которые взяли на себя труд по разработке механизмов и рекомендаций по контролю за ядерным экспортом.

Комитет Цангера (организован в 1974 г. после проведения Индией испытания ядерного оружия, когда стало ясно, что ДНЯО фактически «не работает»), Россия принята в 1974 г., представляет неформальную организацию. Комитет Цангера дважды в год проводит заседания. Основной задачей Комитета Цангера является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования или под категорию материалов, специально разработанных для обработки, использования или производства расщепляющихся материалов.4

Группа ядерных поставщиков (ГЯП) (организована в 1976 г.), Россия присоединилась в 1976 г., представляет неформальную организацию.

ГЯП координирует экспорт  ядерных материалов, товаров и  технологий двойного назначения и оборудования, входящих в два списка, опубликованные в приложении к информационным циркулярам МАГАТЭ.

Правила ГЯП разрешают  осуществлять сотрудничество в ядерной  области лишь в случае, если страна-получатель поставила свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ.5

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его  уничтожении (КХЗО). Конвенция, принятая в результате переговоров в рамках Конференции по разоружению, была открыта для подписания в Париже 13 января 1993 г. и вступила в силу 29 апреля 1997 г. В настоящее время к ней присоединилось большинство государств.

Цель Конвенции, с одной  стороны, состоит в том, чтобы  полностью исключить возможность  применения химического оружия. Она  дополняет и во многом усиливает  положения Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. (Женевский Протокол).6

Соответственно, помимо того, что она не допускает никаких  оговорок (ст. XXII), Конвенция налагает запрет не только на применение химического  оружия, но и на его разработку, производство, накопление, сохранение и передачу, и, кроме того, требует, чтобы оно  и объекты по его производству были уничтожены.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО)

Конвенция была разработана  в рамках Конференции, созванной  в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания 10 апреля 1972 г. Она вступила в силу 26 марта 1975 г. В настоящее время ее участниками являются большинство стран мира.

Биологическое оружие включает живые патогены (например, вызывающие заболевания вирусы и бактерии) или токсины (производимые живыми организмами яды), которые применяются для поражения людей, животных, растений.

В 1985 году 14 стран (ЕС) создали неформальное объединение стран (Австралийскую группу) с целью укрепления глобальной безопасности, чтобы не допустить ситуации, при которой материалы и технологии, экспортируемые из стран, использовались бы для производства химического и биологического оружия.7 Название группы отражает тот факт, что Австралия явилась инициатором первой встречи стран в июне 1985 года. С тех пор встречи участников группы проводятся в Париже ежегодно. В настоящее время в работе Австралийской группы принимает участие более 40 стран, плюс ЕС. Россия не является ее членом, но имплементировала в нормативно-правовую базу экспортного контроля все контрольные списки Австралийской группы.

Международный режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) РКРТ был создан в 1987 году по инициативе США в рамках политики нераспространения ядерного оружия.8 Принципы, выработанные странами-участницами РКРТ по передаче оборудования и технологий, имеющих отношение к ракетной технике, не направлены на противодействие национальным космическим программам или международному сотрудничеству в области использования космоса, если реализация таких программ не способствует созданию ракетных систем доставки ОМП.9

Россия принята в РКРТ в 1995 году. Заявка России о вступлении в режим РКРТ учитывала специфику взаимоотношений российских предприятий в области ракетных технологий с предприятиями оборонной промышленности стран СНГ. В ней было отражено, что Россия в качестве партнера по РКРТ будет продолжать существующую практику кооперации с другими государствами СНГ, но при этом не будет способствовать развитию национальных ракетных программ этих государств. Поставки странам СНГ технических средств (оборудования, технологий и др.) будут осуществляться по разовым лицензиям и каждый запрос на их поставку в эти государства будет рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с Руководящими Принципами РКРТ.

Контроль за экспортом  товаров и технологий, применяемых  при создании ракетного оружия, регламентируется Руководящими Принципами РКРТ и осуществляется в соответствии с контрольным  списком. Контрольный список имеет 2 категории контролируемых товаров, передача которых вызывает особую озабоченность  государств-участников РКРТ.10

Вассенаарские Договоренности (международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями) (ВД)

ВД создан в декабре 1995 года в г. Вассенааре (пригород Гааги). Россия участвует в работе ВД с начала создания.

ВД не направлены против какого-либо конкретного государства  или группы государств, не препятствуют осуществлению добросовестной торговли и не ущемляют прав государств на приобретение законных средств для собственной  обороны (ст. 51 Устава ООН).[9]

В соответствии с принятыми  обязательствами государства-участники  осуществляют контроль за продукцией, вошедшей в согласованные списки:11

- Список товаров и технологий  двойного назначения;

- Список вооружений.

В рамках ВД выработаны и  согласованы единые подходы относительно:

- выдачи экспортных лицензий  на товары и технологии двойного  назначения;

- корректировки контрольных  списков;

- установления и контроля  конечных пользователей в странах-импортерах;

- контроля за реэкспортом  и передачей экспортируемой продукции  третьим лицам.

1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля

 

Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом уже более 60 лет. В России подобная система начала формироваться только в начале 80-х годов. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.

Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Действующая нормативно - правовая база экспортного контроля включает в себя:

- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";

- Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

- Нормативные правовые акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ФТС России и др.).

- Международные договоры  и соглашения.

Вопросы обеспечения экспортного контроля и формирования соответствующего законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", ст. 3 Федерального закона "Об экспортном контроле").

Информация о работе Экспортный контроль