Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа
Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.
Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля 3
1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля 8
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие и сущность экспортного контроля 13
2.2.Особенности функционирования системы экспортного контроля в РФ 15
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ развития экспортного контроля 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36
В этой связи при оценке перспектив экспорта из США продукции двойного назначения, а также в целях избежания применения гражданских и уголовных санкций за нарушение режима экспортного контроля, потенциальному экспортеру и импортеру необходимо осуществить следующие действия:21
1) Все страны мира разделены
на группы A, B, D, E в зависимости
от степени оценки США угрозы
с их стороны. Россия
2) Помимо странового списка существуют несколько списков конечных получателей, экспорт контролируемых товаров которым либо требует лицензии, либо запрещен.
После ознакомления с общими ограничениями применительно к конкретной стране необходимо выяснить, не является ли экспортер, импортер или конечный получатель экспортируемого товара лицом, включенным в один из нижеперечисленных списков:
- список запрещенных лиц;
- список неустановленных лиц;
- список лиц, экспорт которым
подлежит лицензированию
- список дисквалифицированных лиц.
В зависимости от включения экспортера или импортера (конечного пользователя) экспортируемого товара в тот или иной список контроля решается вопрос о необходимости получения экспортной лицензии либо о невозможности (запрете) экспорта.
Экспортная лицензия (когда она требуется) должна быть получена непосредственно экспортером, находящимся на территории США.
Обращение за получением лицензии в
большинстве случаев
1) потенциальный экспортер
2) после подтверждения
3) заявление должно раскрывать
информацию о поставляемом
4) общие требования к заполнению
заявления о выдаче лицензии
приведены в Приложении 1 раздела
748 Правил экспортного контроля.
К ряду товаров (например, химической
продукции и многим другим
видам) применяются
5) к заявлению должен быть
приложен значительный
6) в ряде случаев (например, экспорт
товаров, контролируемых по
7) если предоставление
8) после предоставления полного
комплекта документов Бюро
Обратите внимание! Описанный выше порядок лицензирования является общим и на практике может существенно отличаться в зависимости от объекта экспорта и страны - назначения товара.
Особенности таможенного регулирования товаров, подлежащих экспортному контролю сводятся к следующим основным моментам:
1) экспортер заполняет
2) если экспортер имеет право
на пользование
3) в ряде случаев (например, воздушная
перевозка, осуществляемая
4) экспорт товаров, требующих
экспортной лицензии, подлежит дополнительному
контролю уже после выбытия
товара с таможенной
Более подробно правовые аспекты таможенного оформления товаров в рамках режима экспортного контроля освещены статьями 758.1-758.9 Правил экспортного контроля.
Список товаров, запрещенных к ввозу и вывозу в Китае, регулируется на основании «Закона о внешней торговле Китая», в котором пункт 17, регулирует ввоз и вывоз (импорт и экспорт) товаров и публикует «Списки товаров, запрещенных для импорта и экспорта», которые распределяются по следующим категориям:
Химические вещества;
Оборудование, бывшее в эксплуатации;
Отходы, которые могут повлиять на состояние окружающей среды.
Списки запрещенных товаров для ввоза и вывоза (импорта и экспорта) публикуются в Китае каждый год!
В Китае используются следующие меры государственного контроля за ввозом и вывозом товаров:
Лицензирование;
Квотирование;
Система экспертизы и карантина.
Все товары в Китае классифицируются следующим образом:
товары, запрещенные к ввозу / вывозу (импорту / экспорту);
товары, подлежащие обязательному лицензированию и квотированию;
товары, которые могут свободно
импортироваться и
При таможенном досмотре товаров, ввоз или вывоз которых ограничен, должны прилагаться документы о разрешении на ввоз или вывоз, а также необходимые лицензии. При таможенном досмотре товар, указанный в экспортной декларации проверяется на принадлежность к категории, подлежащей обязательному лицензированию. Если товар относится к данной категории, то отправитель-экспортер обязан пройти процедуру лицензирования, в противном случае, декларация не будет принята и товар не будет пропущен через границу.
В целях обеспечения единой государственной политики в области экспортного контроля и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, при Правительстве РФ была образована Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, в состав Комиссии вошли заместители руководителей заинтересованных министерств и комитетов.
В первой половине 1990-х гг. были разработаны шесть контрольных списков и сформирован механизм лицензирования продукции, подлежащей контролю.
Началом следующего этапа можно считать 1995-1996 гг. В 1995 г. вступили в действие Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Закон об использовании атомной энергии. Статьи этих законов, касающиеся экспортного контроля, носили скорее декларативный характер.23
Механизм контроля по-прежнему совершенствовался на основе указов и постановлений правительства.
Россия продолжала активно работать в Комитете Цангера и ГЯП. В 1995 г. она присоединилась к РКРТ, и в том же году на последнем этапе стала полноправным участником формирования Вассенаарских договоренностей. В этот период национальные списки были гармонизированы с международными. Постановлениями правительства были приняты новые, более совершенные положения о порядке экспорта и импорта товаров и технологий, подлежащих контролю. Россия широко использовала опыт западных стран в ходе формирования национальной системы экспортного контроля.
Принятие всеобъемлющего Закона 1999 г. об экспортном контроле, а также реорганизация инфраструктуры системы ЭК в ходе административной реформы 2000 г. ознаменовали новый этап в эволюции режима ЭК России. Закон 1999 г. кодифицировал понятие «внешнеэкономическая деятельность», которая определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». Речь идет не только о поставках товаров и технологий за границу, но и об их передаче иностранному лицу на территории Российской Федерации.
В отличие от закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закон 1999 г. не распространяется на экспорт вооружения и военной техники, который осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ). Закон повысил статус некоторых механизмов ЭК, которые ранее действовали на основе правительственных постановлений или указов президента.
В частности, Статья 20 нового
закона России кодифицировала механизм
всеобъемлющего ли ранее государство
рекомендовало создание внутрифирменных
систем ЭК, то по закону об экспортном
контроле эта мера стала носить обязательный
характер для организаций, «осуществляющих
научную и (или) производственную деятельность
по обеспечению федеральных
Сделаны определенные шаги по усилению ответственности экспортеров за нарушения правил ЭК. С 1 июля 2002 г. вошел в силу Кодекс по административным правонарушениям. Принята новая редакция статьи 189 «Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно – технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» Уголовного кодекса.
Уголовное наказание по статье 189 смягчилось – максимально возможный срок заключения сокращен с семи до трех лет. Кроме того, появилось наказание в виде запрета занимать определенные должности на срок до пяти лет. Административная реформа 2000 г., решая свои задачи, привела к реорганизации инфраструктуры системы ЭК, и, как следствие, к изменениям в процессе лицензирования.
Реформирование структуры исполнительной власти в соответствии с Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. открывает следующий этап в развитии системы ЭК в России. Проводимая реструктуризация требует внесения изменений в действующее национальное законодательство и меняет ранее сложившуюся структуру системы экспортного контроля страны.
Как известно, в соответствии с вышеназванным Указом, функции экспортного контроля, ранее делегированные Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ), переданы вновь создаваемой Службе по техническому и экспортному контролю (СТЭК), которая должна находиться под крылом Министерства обороны.
Предполагалось, что Департамент
экспортного контроля МЭРТ будет
переведен в новую Службу. Указом
президента №1085 от 16 августа 2004 г. утверждено
положение о СТЭК. До утверждения
штатного расписания новой службы специалисты
Департамента экспортного контроля
бывшего МЭРТ продолжают выдавать лицензии
на ядерный экспорт и экспорт
продукции двойного назначения, опираясь
на прежние механизмы