Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа
Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.
Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля 3
1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля 8
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие и сущность экспортного контроля 13
2.2.Особенности функционирования системы экспортного контроля в РФ 15
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ развития экспортного контроля 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Рассмотрим несколько основных компонентов национальной системы ЭК России: вертикаль принятия решений; межведомственное взаимодействие; обязательные традиционные элементы (списки контролируемой продукции и ее идентификация, механизм и условия лицензирования); элементы, отражающие мировые тенденции ЭК (контроль над экспортом технологий, всеобъемлющий контроль, обучение)
В России в сфере ЭК сформирована вертикальная структура принятия решений. По Конституции в России президент отвечает за внешнюю политику, включая политику в области нераспространения ОМП. В области экспортного контроля президент утверждает контрольные списки, издает указы и распоряжения Федеральное собрание ратифицирует договоры, принимает законы. Дума, нижняя палата Российского парламента, время от времени делала попытку играть более активную роль в процессе принятия решений в области экспортного контроля.
У Президента В.В. Путина с Думой текущего созыва таких проблем не возникает. Правительство утверждает списки и представляет на подпись президенту, издает постановления, определяющие порядок экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, принимает решения о проведении переговоров с зарубежными странами, касающихся сотрудничества в ядерных и военно-технических областях.
В соответствии с Руководящими принципами ГЯП в России разработаны два соответствующих списка контроля: "Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202), а также "Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях" (Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36).
Эти списки неоднократно обновлялись
по мере того, как ГЯП вносил изменения
в свои списки. По каждому списку
правительством РФ одобрены Положения
об осуществлении
По мере необходимости, связанной в первую очередь с принятием режимами экспортного контроля решений об уточнении контрольных списков, в списки контролируемых товаров и технологий вносятся соответствующие изменения (утверждаемые указами Президента Российской Федерации). Российскому участнику внешнеэкономической деятельности в целях выполнения требований, установленных законами и нормативными правовыми актами, необходимо точно установить, подлежит ли вывозимый им товар или технология экспортному контролю, то есть ему необходимо провести идентификацию.
Для воплощения законодательной нормы в практику правительство Российской Федерации Постановлением от 21 июня 2001 г. № 477 установило систему независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля. Названным Постановлением установлены правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы.
Федеральный закон «Об экспортном контроле» впервые законодательно закрепил всеобъемлющий контроль как составную часть экспортного контроля. Содержание этого вида контроля становится хорошо понятным уже из сравнения определений терминов «экспортный контроль» и «контролируемые товары и технологии».
Первый охватывает товары, информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Второй касается сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.
Анализ выделенных частей
свидетельствует о том, что экспортный
контроль распространяется на более
широкий круг товаров и технологий,
а не только на те, которые включены
в списки контролируемых товаров
и технологий. Положения о всеобъемлющем
контроле распространяются как раз
на товары, информацию, работы, услуги,
результаты интеллектуальной деятельности,
не относящиеся к числу
Экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран.
Сложившаяся система экспортного
контроля осуществляется следующими методами
правового регулирования
1 Таможенное право. - Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: изд. Юстицинформ. - 2011
2 История русского таможенного тарифа;Российская таможенная академия.-Челябинск: Социум, 2010.
3 Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2011. – 504 с.
4 Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2011. – 504 с.
5 Таможенное право. - Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: изд. Юстицинформ. - 2011
6 История русского таможенного тарифа;Российская таможенная академия.-Челябинск: Социум, 2010.
7 Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2011. – 504 с.
8 Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2009
9 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
10 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.: Юристъ, 2009г
11 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.: Юристъ, 2009г
12 Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2009
13 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
14 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.: Юристъ, 2009г
15 Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2009
16 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
17 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.: Юристъ, 2009г
18 Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2011. – 504 с.
19 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
20 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
21 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
22 Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России. – [Текст]: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.03. – М., 2009.
23 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.: Юристъ, 2009г
24 Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2009
25 Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2009